Витолс Язепс

260

( 26 VII 1863, Валмиера - 24 IV 1948, Любек) Весь мой успех - в радости, что работа удалась.Я. ВитолсЯ. Витолс - один из основателей латышской музыкальной культуры - композитор, педагог, дирижер, критик и общественный деятель. Глубокая опора на национальные латышские истоки, традиции русской и немецкой музыки определяют его художественный облик. Немецкое влияние особенно сказалось в ранние годы. Вся обстановка провинциальной Валмиеры. Где композитор родился в семье учителя Елгавской гимназии, была пропитана духом немецкой культуры - ее языка, религии, музыкальных вкусов. Не случайно Витолс, как и многие другие представители первого поколения латышских музыкантов, в детстве учился играть на органе (параллельно он занимался скрипкой и фортепиано).

В 15 лет мальчик начал сочинять. И когда в 1880 г. Его не приняли в Петербургскую консерваторию в класс альта (из-за плохой постановки рук), то он с радостью обратился к композиции. Показанные Н. Римскому-Корсакозу сочинения решили судьбу молодого музыканта. Годы, проведенные в консерватории (Витолс окончил ее в 1886 г. С малой золотой медалью) в общении с выдающимися мастерами, с высокой художественной культурой Петербурга, стали для молодого Витолса неоценимой школой. Он сближается с А. Лядовым и А. Глазуновым, активно участвует в собраниях возглавляемого Римским-Корсаковым Беляевского кружка, а после смерти М. Беляева принимает друзей в своем гостеприимном доме. Именно в этой атмосфере, еще наполненной духом "кучкизма" с его интересом к национально-своеобразному, народному, демократическому, молодой музыкант, которого в Петербурге называли по-русски уважительно Иосиф Иванович Витоль, ощутил свое призвание как латышский художник.

И впоследствии он не раз утверждал, что в России его соотечественники-композиторы "нашли. Самую сердечную поддержку всему тому, что было в нашей музыке латышского. Русский любит не только. Глубоко самобытное в своей музыке, но он с величайшим вниманием относится и к национальным элементам в творчестве других народов".Вскоре Витолс сближается с петербургской колонией своих соотечественников, он руководит латышскими хорами, пропагандирует национальный репертуар. В 1888 г. Композитор принимает участие в третьем Всеобщем Празднике песни в Риге, постоянно показывает свои произведения на ежегодных "Осенних концертах" латышской музыки. Жанры, в которых работал Витолс, были близки установкам корсаковской школы. Обработки народных песен, романсы (ок.

100), хоры, фортепианные пьесы (миниатюры, Соната, вариации), камерные ансамбли, программные симфонические произведения (увертюры, сюиты, поэма и т. П.), причем в области симфонизма и фортепианной музыки Витолс стал в Латвии первооткрывателем (рождение первой латышской партитуры связано с его симфонической поэмой "Праздник Лига" - 1889). Начав свой композиторский путь с фортепианных пьес и романсов, с конца 80-х гг. Витолс постепенно находит те жанры, которые сильнее всего отвечают национальным потребностям его художественной натуры - хоровую музыку и программную симфоническую миниатюру, в них он красочно и поэтично воплощает образы родного фольклора.Всю жизнь в центре внимания Витолса была народная песня (свыше 300 обработок), особенности которой он широко претворял в своем творчестве.

1890-е и 1900-е гг. - время создания лучших творений композитора - хоровых баллад на народно-патриотическую тему - "Беверинский певец" (1900), "Замок света", "Королевна, Огненная дубина". Симфонической сюиты Семь латышских народных песен. Увертюр "Драматической" и "Спридитис". Фортепианных Вариаций на латышскую народную тему и др. В этот период окончательно складывается индивидуальный стиль Витолса, тяготеющий к ясности и объективности, эпической картинности повествования, живописности тонкого лиризма музыкального языка.В 1918 г. С образованием Латвийской республики Витолс возвращается на родину, где с, новой силой отдается просветительской и творческой деятельности, продолжает сочинять, принимает участие в организации Праздников песни.

Сначала он руководит в Риге оперным театром, а в 1919 г. Основывает Латвийскую консерваторию, в которой с небольшим перерывом до 1944 г. Занимает должность ректора. Теперь консерватория носит его имя. Педагогикой Витолс стал заниматься еще в Петербурге, отдав ей в России свыше 30 лет (1886-1918). Через его теоретический и композиторский классы прошли не только выдающиеся деятели русской музыки (Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев, В. Беляев и др.), но и многие выходцы из Прибалтики, заложившие фундамент своих национальных композиторских школ (эстонец К. Тюрнпу, литовцы С. Шимкус, Ю. Таллат-Кялпша и др.). В Риге Витолс продолжал развивать педагогические принципы Римского-Корсакова - высокий профессионализм, любовь к народному творчеству.

Среди его учеников те, кто позже составит гордость латышской музыки, - композиторы М. Заринь, А. Жилинскис, А. Скултэ, Я. Иванов, дирижер Л. Вигнерс, музыковед Я. Витолиньш и др. Продолжил Витолс и свою критическую деятельность, начатую в петербургской немецкой газете St. Petersburger Zeitung (1897-1914). Жизнь композитора завершилась в эмиграции, в Любеке, куда он уехал в 1944 г., но мысли его до конца оставались на родине, которая навсегда сохранила память о своем выдающемся художнике..

Значения в других словарях
Виолончель

Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели - от до большой октавы до ми третьей октавы. Впрочем, верхняя граница диапазона условна. Она зависит от мастерства исполнителя, тогда как нижняя на любом струнном инструменте определяется звучанием открытой, то есть не зажатой, нижней струны. Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и..

Виртуоз

По-латыни virtus - доблесть, талант. Однако в музыке производное от него определение приобрело значение специфическое. Виртуозами называют музыкантов-исполнителей, в совершенстве владеющих техникой своего инструмента. Виртуозы-певцы не боятся никаких трудностей и могут исполнять любые фиоритуры. Так от итальянского слова fioritura - цветение - называются «украшения» вокальной мелодии. Произведения, технически очень сложные, изобилующие трудными пассажами, называются виртуозными. В середине XIX в..

Внутренний Слух

См. Слух.. ..

Вокализ

Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это - рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это «Вокализ» Рахманинова. Слово вокализ происходит от латинского vocalis - звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название «Хабанера», так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р...

Дополнительный поиск Витолс Язепс Витолс Язепс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Витолс Язепс" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витолс Язепс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 12 символа