Вольф Гуго

261

( 13 III 1860, Виндишграц, ныне Словеньградец, Югославия - 22 II 1903, Вена) В творчестве австрийского композитора Г. Вольфа главное место занимает песня, камерная вокальная музыка. Композитор стремился к полному слиянию музыки с содержанием поэтического текста, его мелодии чутко реагируют на смысл и интонации каждого отдельного слова, каждой мысли стихотворения. В поэзии Вольф, по его собственным словам, находил "подлинный источник" музыкального языка. "Представь меня как объективного лирика, который может свистеть на любой манер. Которому в одинаковой степени доступны и самая избитая мелодия, и вдохновенные лирические напевы", - говорил композитор. Понять его язык не так просто. Композитор стремился быть драматургом и насыщал свою музыку, мало похожую на обычные песни, интонациями человеческой речи.Путь Вольфа в жизни и в искусстве был исключительно трудным.

Годы подъема чередовались с мучительнейшими кризисами, когда в течение нескольких лет он не мог "выжать из себя" ни одной ноты. ("Это поистине собачья жизнь, когда не можешь работать".) Большая часть песен написана композитором в течение трех лет (1888-91). Отец композитора был большим любителем музыки, и дома, в семейном кругу, часто музицировали. Собирался даже оркестр (Гуго играл в нем на скрипке), звучала популярная музыка, отрывки из опер.В 10 лет Вольф поступил в гимназию в Граце, а в 15 - стал студентом Венской консерватории. Там он подружился со своим сверстником Г. Малером, в будущем крупнейшим композитором-симфонистом и дирижером. Вскоре, однако, наступило разочарование в консерваторском обучении, и в 1877 г.

Вольфа исключают из консерватории "ввиду нарушения дисциплины" (положение осложнял его резкий, прямой характер). Начались годы самообразования. Вольф осваивал игру на фортепиано и самостоятельно изучал музыкальную литературу. Вскоре он стал горячим приверженцем творчества Р. Вагнера. Вагнеровские идеи о подчинении музыки драме, о единстве слова и музыки были по-своему претворены Вольфом в жанре песни. Начинающий музыкант посетил своего кумира, когда тот был в Вене. Некоторое время сочинение музыки совмещалось с работой Вольфа в качестве дирижера в городском театре Зальцбурга (1881-82). Немногим более продолжительным было сотрудничество в еженедельнике "Венский салонный листок" (1884-87). Как музыкальный критик Вольф отстаивал творчество Вагнера и провозглашенное им "искусство будущего" (которое должно объединить музыку, театр и поэзию).

Но симпатии большинства венских музыкантов были на стороне И. Брамса, писавшего музыку в традиционных, привычных всем жанрах (и у Вагнера, и у Брамса был свой особый путь "к новым берегам", сторонники каждого из этих великих композиторов объединились в 2 враждующих "лагеря"). Благодаря всему этому положение Вольфа в музыкальном мире Вены становилось довольно сложным. Его первые произведения получили недоброжелательную оценку прессы. Дело дошло до того, что в 1883 г. Во время исполнения симфонической поэмы Вольфа "Пентесилея" (по трагедии Г. Клейста) оркестранты играли нарочито грязно, искажая музыку. Результатом этого стал почти полный отказ композитора от создания произведений для оркестра - только через 7 лет появится "Итальянская серенада" (1892).

В 28 лет Вольф находит наконец свой жанр и свою тему, По словам самого Вольфа, его словно "вдруг осенило". Все свои силы он обратил теперь на сочинение песен (всего ок. 300). И уже в 1890-91 гг. Приходит признание. В различных городах Австрии и Германии устраиваются концерты, в которых сам Вольф нередко аккомпанирует солисту-певцу. Стремясь подчеркнуть значение поэтического текста, композитор нередко называет свои произведения не песнями, а стихотворениями. Стихотворения Э. Мёрике, Стихотворения И. Эйхендорфа, Стихотворения И. В. Гёте. К лучшим произведениям относятся также две книги песен. Испанская и Итальянская.Творческий процесс протекал у Вольфа сложно, напряженно - он долго обдумывал новое произведение, которое потом заносилось на бумагу в готовом виде.

Подобно Ф. Шуберту или М. Мусоргскому, Вольф не мог "раздваиваться" между творчеством и служебными обязанностями. Непритязательный в отношении материальных условий существования композитор жил на случайные доходы от концертов и издания своих произведений. У него не было постоянного угла и даже инструмента (играть на рояле он ходил к друзьям), и только к концу жизни ему удалось снять комнату с роялем. В последние годы Вольф обратился к оперному жанру. Им написаны комическая опера "Коррехидор (разве в наше время мы больше не можем смеяться от всей души") и незавершенная музыкальная драма "Мануэль Венегас" (обе - на сюжеты испанца X. Аларкона). Окончить вторую оперу помешала тяжелая болезнь психики. В 1898 г. Композитор был помещен в клинику для душевнобольных.

Трагическая судьба Вольфа была во многом типичной. Некоторые ее моменты (любовные коллизии, болезнь и смерть) нашли отражение в романе Т. Манна "Доктор Фаустус" - в истории жизни композитора Адриана Леверкюна..

Значения в других словарях
Вокальная Музыка

Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули ручку настройки. Теперь звучит какое-то хоровое произведение, а на соседней волне, кажется, транслируют оперу. Все это - вокальная музыка (от латинского vocalis - звучащий, поющий), то есть музыка, предназначенная для пения с аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории и, наконец, оперы. Обо всех этих жанрах вы можете прочест..

Волынка

Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется «Волынка». Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание народного инструмента, распространенного во многих странах мира. Волынка - духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь - мех, то есть воздушный резервуар из кожи или пузыря. В мех вставлены несколько трубок. Одна из них - с отверстиями, как у любого деревянного духового инст..

Вундеркинд

В истории музыки время от времени, как яркие звезды на небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Совсем еще маленькие дети, лет восьми - десяти, а иногда даже меньше, они давали сольные концерты и поражали слушателей силой своего музыкального таланта. Называли этих маленьких музыкантов чудо-детьми (по-немецки - Wunderkind). Таким вундеркиндом был Моцарт. В возрасте шести - восьми лет он вместе со своей старшей сестрой Наннерль объездил всю Европу, выступая с исполнением музыки на клавире и ..

Высота Звука

Если малыша, - конечно такого, который слышал раньше, как играют на рояле, видел вблизи клавиши, - попросить изобразить на инструменте птичку, то он начнет быстро перебирать клавиши на правой стороне клавиатуры, чтобы получить высокие звуки. Если же ему нужно показать рев медведя, он подвинется влево и станет нажимать самые низкие, басовые клавиши. Вот мы и назвали уже слова низкие, высокие, характеризующие одно из основных свойств звука. Свойство это - высота. На рояле особенно хорошо в ней раз..

Дополнительный поиск Вольф Гуго Вольф Гуго

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вольф Гуго" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вольф Гуго, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа