Глюк Кристоф Виллибальд

168

( 2 VII 1714, Эрасбах, Бавария - 15 XI 1787, Вена) Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.К. В. ГлюкК. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. Реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы "Орфей" предшествовал долгий путь - борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени.

Глюк прожил удивительную жизнь, целиком посвятив себя музыкальному театру.Глюк родился в семье лесничего. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям старшего сына. Поэтому еще подростком Глюк уходит из дома, странствует, мечтает получить хорошее образование (к этому времени он окончил иезуитскую коллегию в Коммотау). В 1731 г. Глюк поступил в Пражский университет. Студент философского факультета много времени отдавал музыкальным занятиям - брал уроки у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Якова. Странствия в окрестностях Праги (Глюк охотно играл в бродячих ансамблях на скрипке и особенно любимой виолончели) помогли ближе познакомиться с чешской народной музыкой.В 1735 г.

Глюк, уже сложившийся профессиональный музыкант, едет в Вену и поступает на службу в капеллу графа Лобковица. Вскоре итальянский меценат А. Мельци предложил Глюку место камер-музыканта придворной капеллы в Милане. В Италии начинается путь Глюка как оперного композитора. Он знакомится с творчеством крупнейших итальянских мастеров, занимается композицией под руководством Дж. Саммартини. Почти 5 лет продолжался подготовительный этап. Лишь в декабре 1741 г. В Милане с успехом была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс" (либр. П. Метастазио). Глюк получает многочисленные заказы из театров Венеции, Турина, Милана и в течение четырех лет создает еще несколько опер-seria ("Деметрий, Поро, Демофонт, Гипермнестра" и др.), которые принесли ему известность и признание у достаточно искушенной и требовательной итальянской публики.В 1745 г.

Композитор гастролировал в Лондоне. Сильнейшее впечатление произвели на него оратории Г. Ф. Генделя. Это возвышенное, монументальное, героическое искусство стало для Глюка важнейшим творческим ориентиром. Пребывание в Англии, а также выступления с итальянский оперной труппой братьев Минготти в крупнейших европейских столицах (Дрездене, Вене, Праге, Копенгагене) обогатили запас музыкальных впечатлений композитора, помогли завязать интересные творческие контакты, ближе познакомиться с различными оперными школами. Признанием авторитета Глюка в музыкальном мире стало его награждение папским орденом "Золотой шпоры. Кавалер Глюк" - это звание так и закрепилось за композитором. (Напомним о прекрасной новелле Т. А. Гофмана "Кавалер Глюк".)Новый этап жизни и творчества композитора начинается с переездом в Вену (1752), где Глюк вскоре занял пост дирижера и композитора придворной оперы, а в 1774 г.

Получил звание "действительного императорского и королевского придворного композитора". Продолжая сочинять оперы-seria, Глюк обращается и к новым жанрам. Французские комические оперы ("Остров Мерлина, Мнимая рабыня. Исправленный пьяница, Одураченный кади" и др.), написанные на тексты известных французских драматургов А. Лесажа, Ш. Фавара и Ж. Седена, обогатили стиль композитора новыми интонациями, композиционными приемами, ответили потребностям слушателей в непосредственно жизненном, демократическом искусстве. Большой интерес представляет работа Глюка в жанре балета. В сотрудничестве с талантливым венским хореографом Г. Анджолини был создан балет-пантомима "Дон-Жуан". Новизна этого спектакля - подлинной хореографической драмы - определяется во многом характером сюжета.

Не традиционно сказочного, аллегорического, но глубоко трагедийного, остро конфликтного, затрагивающего вечные проблемы человеческого бытия. (Сценарий балета написан по пьесе Ж. Б. Мольера.)Важнейшим событием в творческой эволюции композитора и в музыкальной жизни Вены явилась премьера первой реформаторской оперы - "Орфей" (1762), Древнегреческий миф о легендарном певце Глюк и Р. Кальцабиджи (автор либр., единомышленник и постоянный сотрудник композитора в Вене) трактовали в духе строгой и возвышенной античной драмы. Красота искусства Орфея и сила его любви способны преодолеть все преграды - эта вечная и всегда волнующая идея лежит в основе оперы, одного из самых совершенных творений композитора. В ариях Орфея, в знаменитом соло флейты, известном также в многочисленных инструментальных вариантах под названием "Мелодия", раскрылся оригинальный мелодический дар композитора.

А сцена у врат Аида - драматический поединок Орфея и фурий - осталась замечательным образцом построения крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития.За "Орфеем" последовали еще 2 реформаторские оперы - "Альцеста" (1767) и "Парис и Елена" (1770) (обе на либр. Кальцабиджи). В предисловии к "Альцесте", написанном по случаю посвящения оперы герцогу Тосканскому, Глюк сформулировал художественные принципы, которыми руководствовался во всей творческой деятельности. Не найдя должной поддержки у венской и итальянской публики. Глюк отправляется в Париж. Годы, проведенные в столице Франции (1773-79), - время наивысшей творческой активности композитора. Глюк пишет и ставит в Королевской академии музыки новые реформаторские оперы - "Ифигения в Авлиде" (либр.

Л. Дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), "Армида" (либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", 1777), "Ифигения в Тавриде" (либр. Н. Гнияра и Л. Дю Рулле по драме Г. Де ла Туш, 1779), "Эхо и Нарцисс" (либр. Л. Чуди, 1779), перерабатывает "Орфея" и "Альцесту", сообразуясь с традициями французского театра. Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшие эстетические дискуссии. На стороне композитора - французские просветители, энциклопедисты (Д. Дидро, Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер, М. Гримм), приветствовавшие рождение истинно высокого героического стиля в опере. Его противники - приверженцы старой французской лирической трагедии и оперы-seria. Стремясь поколебать позиции Глюка, они пригласили в Париж итальянского композитора Н.

Пиччинни, пользовавшегося в то время европейским признанием. Полемика между сторонниками Глюка и Пиччинни вошла в историю французской оперы под названием "войны глюкистов и пиччиннистов". Сами же композиторы, относившиеся друг к другу с искренней симпатией, остались вдалеке от этих "эстетических баталий".В последние годы жизни, прошедшие в Вене, Глюк мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Ф. Клопштока "Битва Германа". Однако тяжелая болезнь и возраст препятствовали осуществлению этого плана. Во время похорон Глюкз в Вене исполнялось его последнее произведение "De profundls (Из бездны взываю"...) для хора и оркестра. Этим своеобразным реквиемом дирижировал ученик Глюка - А. Сальери."Эсхилом музыки" назвал Глюка страстный поклонник его творчества Г.

Берлиоз. Стилистика музыкальных трагедий Глюка - возвышенная красота и благородство образов, безупречность вкуса и единство целого, монументальность композиции, опирающейся на взаимодействие сольных и хоровых форм, - восходит к традициям античной трагедии. Созданные в эпоху расцвета просветительского движения накануне Великой французской революции, они ответили потребностям времени в большом героическом искусстве. Так, Дидро писал незадолго до приезда Глюка в Париж. "Пусть появится гений, который утвердит подлинную трагедию. На лирической сцене". Поставив своей целью "изгнать из оперы все те дурные излишества, против которых уже долгое время тщетно протестовали здравый смысл и хороший вкус", Глюк создает спектакль, в котором все компоненты драматургии логически целесообразны и выполняют определенные, необходимые функции в общей композиции.

..."Я избегал демонстрировать нагромождение эффектных трудностей в ущерб ясности", - сказано в посвящении "Альцесты", - "и я не придавал никакой цены открытию нового приема, если таковой не вытекал естественно из ситуации и не был связан с выразительностью". Так, хор и балет становятся полноправными участниками действия. Интонационно выразительные речитативы естественно сливаются с ариями, мелодика которых свободна от излишеств виртуозного стиля. Увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия. Относительно законченные музыкальные номера объединяются в большие сцены и т. Д. Направленный отбор и концентрация средств музыкально-драматической характеристики, строгое соподчинение всех звеньев большой композиция - вот важнейшие открытия Глюка, имевшие огромное значение как для обновления оперной драматургии, так и для утверждения нового, симфонического мышления.

(Расцвет оперного творчества Глюка приходится на время интенсивнейшего развития крупных циклических форм - симфонии, сонаты, концепта.) Старший современник И. Гайдна и В. А. Моцарта, тесно связанный с музыкальной жизнью и художественной атмосферой Вены. Глюк, и по складу творческой индивидуальности, и по общей направленности исканий примыкает именно к венской классической школе. Традиции "высокой трагедии" Глюка, новые принципы его драматургии получили развитие в оперном искусстве XIX в. В творчестве Л. Керубини, Л. Бетховена, Г. Берлиоза и Р. Вагнера. А в русской музыке - М. Глинки, исключительно высоко ценившего Глюка как первого среди оперных композиторов XVIII в..

Значения в других словарях
Глинка Михаил Иванович

( 1 VI 1804, с. Новоспасское, ныне Смоленской обл. - 15 II 1857, Берлин) Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.М. ГлинкаГлинка. В такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.В. СтасовВ лице М. Глинки русска..

Глиэр Рейнгольд Морицевич

( 11 I 1875, Киев - 23 VI 1956, Москва) Глиэр. Семь роз моих фарсийских,Семь одалиск моих садов,Волшебств владыка мусикийских,Ты превратил в семь соловьев.Вяч. ИвановКогда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разнос..

Гобой

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII - VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, к..

Голос

Вы, наверное, думаете. «Что такое голос, объяснять не надо - это знает всякий». Так. Но слово это имеет не одно значение, да и голоса бывают разные. Звук голоса возникает так же, как любой музыкальный звук, извлекаемый на духовом инструменте. Воздух, которым мы дышим, выходит из легких через дыхательное горло в гортань. В гортани у человека находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться и слышится звук. В каждом музыкальном инструменте есть резонатор. У чел..

Дополнительный поиск Глюк Кристоф Виллибальд Глюк Кристоф Виллибальд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глюк Кристоф Виллибальд" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глюк Кристоф Виллибальд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 23 символа