Давыдов Степан Иванович

232

( 1 I 1777, Черниговское наместничество - 22 V 1825, Петербург) Деятельность талантливого русского композитора С. Давыдова протекала в переломную для искусства России эпоху, на рубеже XVIII и XIX вв. Это был сложный период ломки старых классицистских традиций и зарождения новых тенденций сентиментализма и романтизма. Воспитанный па принципах классицизма, на музыке Б. Галуппи и Дж. Сарти, Давыдов, как чуткий художник, не мог пройти мимо новых веяний своего времени. Его творчество изобилует интересными поисками, тонким предвидением будущего, и в этом - его главная забота перед искусством.Давыдов происходил из мелкопоместных черниговских дворян. В числе певчих, отобранных на Украине, он, музыкально одаренный мальчик, прибыл в Петербург в конце 1786 г.

И стал учеником Певческой капеллы. В этой единственной в столице "музыкальной академии" Давыдов получил профессиональное образование. С 15 лет он сочинял духовную музыку.Первые его опусы на духовные тексты исполнялись в концертах кагеллы, нередко в присутствии царствующих особ. По некоторым сведениям, Екатерина II хотела отправить Давыдова для усовершенствования композиторского мастерства в Италию. Но в это время в Россию прибыл известный итальянский композитор Джузеппе Сарти, и Давыдов был определен к нему в качестве пенсионера. Занятия с Сарти продолжались до 1802 г. Вплоть до отъезда итальянского маэстро на родину.В годы тесного общения с учителем Давыдов вошел в круг петербургской художественной интеллигенции.

Он бывал в доме Н. Львова, где собирались поэты и музыканты, подружился с Д. Бортнянским, с которым Давыдова связывала "искренняя и постоянная приязнь и взаимное уважение". В этот первый "учебный" период композитор работал в жанре духовного концерта, обнаружив блестящее владение формой и техникой хорового письма.Но ярче всего талант Давыдова заблистал в театральной музыке. В 1800 г. Он поступил на службу в Дирекцию императорских театров, заменив ушедшего из жизни Е. Фомина. По заказу двора Давыдов написал 2 балета - "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802), прошедших с заметным успехом. А в следующем произведении - знаменитой опере "Русалка" - он прославился как один из создателей нового романтического жанра "волшебной", сказочной оперы.

Это произведение, лучшее в творчестве композитора, по существу является большим театрализованным циклом, состоящим из четырех опер. Источником послужил зингшпиль австрийского композитора Ф. Кауэра на текст К. Генслера "Дунайская русалка" (1795).Писатель и переводчик Н. Краснопольский сделал свой, русский вариант генслеровского либретто, он перенес действие с Дуная на Днепр и наделил героев древнеславянскими именами. В таком виде была поставлена в Петербурге первая часть оперы Кауэра под названием "Днепровская русалка". Давыдов выступил здесь как редактор партитуры и автор вставных номеров, усилив своей музыкой русский национальный характер спектакля. Опера имела грандиозный успех, это заставило либреттиста продолжить свою работу.

Ровно через год на сцене появилась вторая часть кауэровского зингшпиля, переделанная тем же Краснопольским. В этой постановке Давыдов не участвовал, ибо в апреле 1804 г. Был уволен со службы в театре. Его место занял К. Кавос, сочинивший вставные арии к опере. Однако Давыдов не оставлял мысли об опере, и в 1805 г. Написал целиком музыку для третьей части тетралогии на либретто Краснопольского. Эта опера, совершенно самостоятельная по композиции и получившая новое название "Леста, днепровская русалка", явилась вершиной творчества композитора. Великолепный актерский ансамбль, роскошная постановка, балетные сцены, прекрасно поставленные балетмейстером А. Огюстом, яркая, колоритная музыка Давыдова - все способствовало огромному успеху "Лесты".

В ней Давыдов нашел новые музыкально-драматургические решения и новые художественные средства, объединив 2 плана действия - реальный и фантастический. С волнующей силой передал он драму простой крестьянской девушки Лесты, ставшей повелительницей русалок, и ее возлюбленного, князя Видостана. Удалась ему и характеристика комического героя - слуги Тарабара. Охватив широкий диапазон чувств этого персонажа - от панического страха до безудержной радости, Давыдов заметно предвосхитил образ глинкинского Фарлафа. Во всех вокальных партиях композитор свободно пользуется музыкальной лексикой своей эпохи, обогащая оперный язык русскими народно-песенными интонациями и танцевальными ритмами. Интересны и оркестровые эпизоды - живописные картины природы (рассвета, грозы), яркие колористические находки в передаче "волшебного" пласта.

Все эти новаторские черты сделали Лести Давыдова лучшей сказочной оперой того времени. Успех оперы способствовал возвращению Давыдова на службу в Театральную дирекцию. В 1807 г. Он написал музыку к последней, четвертой части "Русалки" на самостоятельный текст А. Шаховского. Однако музыка ее полностью до нас не дошла. Это была последняя работа композитора в оперном жанре.Наступившая грозная пора наполеоновских войн требовала иной, патриотической темы в искусстве, отражавшей общий подъем народного движения. Но эта героическая тематика в то время своего воплощения в опере еще не нашла. Ярче всего она проявилась в других жанрах - в "трагедии на музыке" и в народном дивертисменте. К "трагедии на музыке" обратился и Давыдов, сочинив хоры и антракты к трагедиям "Сумбека, или Падение царства Казанского" С.

Глинки (1807), "Ирод и Мариамна" Г. Державина (1808), "Электра и Орест" А. Грузинцева (1809). В музыкальном воплощении героических образов Давыдов опирался на стиль К. В. Глюка, оставаясь на позициях классицизма. В 1810 г. Последовало окончательное увольнение композитора со службы, и с тех пор его имя на несколько лет исчезает с театральных афиш. Лишь в 1814 г. Давыдов вновь выступает как автор сценической музыки, но уже в новом жанре дивертисмента. Эта работа развернулась в Москве, куда он переехал осенью 1814 г. После трагических событий 1812 г. В древней столице постепенно начинала оживляться художественная жизнь. Давыдов был принят на службу в Контору московского императорского театра в должность учителя музыки. Он воспитал выдающихся артистов, составивших славу московской оперной труппы, - Н.

Репину, П. Булахова, А. Бантышева.Давыдов создал музыку к нескольким популярным тогда дивертисментам. "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), "Гулянье на Воробьевых горах" (1815), "Первое мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816), "Праздник колонистов" (1823) и др. Лучшим из них явился спектакль "Семик, или Гулянье в Марьиной роще". Связанный с событиями Отечественной войны, он был выдержан полностью в народном духе.Из дивертисмента "Первое мая, или Гулянье в Сокольниках" особой популярностью пользовались 2 песни. "Кабы завтра да ненастье" и "Среди долины ровныя", вошедшие в городской быт как народные. Давыдов оставил глубокий след в развитии русского музыкального искусства доглинкинского периода. Образованный музыкант, талантливый художник, творчество которого питалось русскими национальными истоками, он прокладывал путь к русской классике, во многом предвосхитив образный строй опер М.

Глинки и А. Даргомыжского..

Значения в других словарях
Гусли

Давным-давно, появился на свет этот инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому. Струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн. Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверно..

Давиденко Александр Александрович

( 13 IV 1899, Одесса - 1 V 1934, Москва) В искусстве Давиденко нет аккуратно выписанных деталей, как нет и изображения отдельных людей и характеров или же раскрытия глубоко личных, интимных переживаний. Главное в нем другое - образ народной массы, ее устремленность, подъем, порыв...Д. ШостаковичВ 20-30-е гг. Среди советских композиторов выделялась фигура неутомимого пропагандиста массовой песни, талантливого хорового дирижера, выдающегося общественного деятеля А. Давиденко. Это был композитор но..

Даллапиккола Луиджи

( 3 II 1904 Пизино, Истрия - 19 II 1975, Флоренция) Л. Даллапиккола - один из создателей современной итальянской оперы. От классиков эпохи бельканто, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччиии, он унаследовал эмоциональность мелодической интонации и при этом использовал сложные современные выразительные средства. Первым из итальянских композиторов Даллапиккола обратился к методу додекафонии. Автор трех опер, Даллапиккола писал в самых разных жанрах. Музыку для хора, оркестра, для голоса с оркестром или ..

Дамбис Паулс Екабович

( р. 30 VI 1936, Рига) Дамбис - представитель среднего поколения композиторов Латвии. Его творчество, отличающееся широтой жанрового диапазона, основано на глубоком знании старинной латышской народной музыки. В своих сочинениях Дамбис претворяет своеобразие интонаций и манеры пения народных сказителей, особый фонизм национального фольклора. Эти свойства народного искусства сочетаются с характерными приемами композиции XX в., с элементами музыкального языка эпохи Возрождения.В начале творческого ..

Дополнительный поиск Давыдов Степан Иванович Давыдов Степан Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Давыдов Степан Иванович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Давыдов Степан Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа