Дварионас Балис Доминико

262

( 19 VI 1904, Либава, ныне Лиепая - 23 VIII 1972, Вильнюс) Б. Дварионас - художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог - сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен. Простоту и ясность формы, гармонического мышления. Рапсодичность, импровизационность изложения. Композиторское творчество Дварионаса органично сочеталось с его исполнительской деятельностью. В 1924 г. Он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано у Р. Тайхмюллера, затем совершенствовался у Э. Петри. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей - с 1926 г.

Он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 - в Каунасской консерватории. С 1949 г. До конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Дварионас занимался также дирижированием. Уже будучи зрелым дирижером, он экстерном сдает экзамены у Г. Абендрота в Лейпциге (1939). Дирижер Н. Малько, гастролировавший в Каунасе в начале 30-х гг., сказал о Дварионасе. "Это дирижер с врожденными способностями, чуткий музыкант, сознающий, что нужно и что можно потребовать от порученного ему оркестра". Трудно переоценить значение Дварионаса в деле пропаганды национальной профессиональной музыки. Одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и по всей стране и за рубежом.

Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлёниса "Море", включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. Дварионас исполнял также произведения русских, советских и зарубежных композиторов. В 1936 г. В буржуазной Литве под его управлением прозвучала Первая симфония Д. Шостаковича. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. Он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. "Песня вызывает у людей радость. Радость же. Рождает силы к жизни, к созидательному труду", - писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г.

Дварионас-дирижер общался с крупнейшими музыкантами нашего столетия. С. Прокофьевым, И. Гофманом, А. Рубинштейном, Э. Петри, Э. Гилельсом, Г. Нейгаузом.Первым масштабным сочинением композитора стал балет "Сватовство" (1931). Вместе с Ю. Груодисом - автором балета "Юрате и Каститис" - и В. Бацявичюсом, написавшим балет "В вихре танца", Дварионас находился у истоков этого жанра в литовской музыке. Следующей значительной вехой стала "Праздничная увертюра" (1946), известная также под названием "У янтарного берега". В этой оркестровой картине драматически порывистые, стремительные темы рапсодически чередуются с лирическими, основанными на фольклорных интонациях.К 30-летию Великого Октября Дварионас пишет Симфонию ми минор - первую литовскую симфонию.

Ее содержание определяет эпиграф. "Склоняюсь перед родной землей". Это симфоническое полотно пронизано любовью к родной природе, к своему народу. Почти все темы Симфонии интонационно близки песенно-танцевальному литовскому фольклору.Год спустя появляется одно из лучших сочинений Дварионаса - Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на всесоюзную и международную арену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в. Сочинение покоряет мелодизмом, щедростью калейдоскопически меняющегося тематического материала.

Партитура Концерта ясна и прозрачна. Дварионас использует здесь народные песни "Осенним утром" и "Пива, пива" (вторую записал сам композитор).В 1950 г. Дварионас совместно с композитором И. Швядасом пишет Государственный гимн Литовской ССР на слова А. Венцловы. Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Дварионаса еще тремя произведениями. Это 2 концерта для его любимого инструмента фортепиано (1960, 1962) и Концерт для валторны с оркестром (1963). Первый фортепианный концерт - глубоко эмоциональное сочинение, посвященное 20-летию Советской Литвы. Оригинален тематический материал концерта, 4 части которого при всей их контрастности объединены родственными темами, основанными на фольклорном материале.

Так, в 1 части и в финале звучит видоизмененный мотив литовской народной песни "Ой, горит огонек". Красочная оркестровка сочинения оттеняет партию солирующего фортепиано. Изобретательны тембровые сочетания, так, в медленной 3 части концерта фортепиано контрапунктически звучит в дуэте с валторной. Композитор использует в концерте свой излюбленный прием изложения - рапсодичность, особенно отчетливо проявляющуюся в развитии тем 1 части. В сочинении много эпизодов жанрово-танцевального характера, напоминающих народные сутартинес.Второй фортепианный концерт написан для солиста и камерного оркестра, он посвящен молодежи, которой принадлежит будущее. В 1954 г. На Декаде литовской литературы и искусства в Москве прозвучала кантата Дварионаса "Привет Москве" (на ст.

Т. Тильвитиса) для баритона, смешанного хора и оркестра. Это сочинение стало своего рода подготовкой к единственной опере Дварионаса - "Даля" (1958), написанной на сюжет драмы Б. Сруоги "Доля предрассветная" (либр. И. Мацкониса). В основе оперы сюжет из истории литовского народа - жестоко подавленное восстание жемайтийских крестьян в 1769 г. Главная героиня этого исторического полотна - Даля Радаилайте - погибает, предпочтя смерть рабству."Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора.

В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую музыкальную культуру". (Е. Светланов..

Значения в других словарях
Дамбис Паулс Екабович

( р. 30 VI 1936, Рига) Дамбис - представитель среднего поколения композиторов Латвии. Его творчество, отличающееся широтой жанрового диапазона, основано на глубоком знании старинной латышской народной музыки. В своих сочинениях Дамбис претворяет своеобразие интонаций и манеры пения народных сказителей, особый фонизм национального фольклора. Эти свойства народного искусства сочетаются с характерными приемами композиции XX в., с элементами музыкального языка эпохи Возрождения.В начале творческого ..

Даргомыжский Александр Сергеевич

( 14 II 1813, с. Троицкое, ныне Тульской обл. - 17 I 1869, Петербург) Я не намерен снизводить ...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.А. ДаргомыжскийВ начале 1835 г. И доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представит..

Дворжак Антонин

( 8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве - 1 V 1904, Прага) Самостоятельный талант, образовавшийся принеблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.Г. ЛарошВ своем последнем инструментальном сочинении - симфонической поэме "Богатырская песнь" (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с. Подъемами..

Дебюсси Клод

( 22 VIII 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа - 25 III 1918, Париж) Я пытаюсь найти новые реальности. Дураки называют это импрессионизмом.К. ДебюссиФранцузского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрес..

Дополнительный поиск Дварионас Балис Доминико Дварионас Балис Доминико

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дварионас Балис Доминико" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дварионас Балис Доминико, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 24 символа