Кабалевский Дмитрий Борисович

306

( 30 XII 1904, Петербург - 14 II 1987, Москва) Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Д. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб дарования Кабалевского, достаточно назвать такие его произведения, как оперы "Семья Тараса" и "Кола Брюньон". Вторая симфония (любимое сочинение великого дирижера А. Тосканини). Сонаты и 24 прелюдии для фортепиано (входившие в репертуар крупнейших пианистов современности). Реквием на стихи Р. Рождественского (прозвучавший на концертных площадках многих стран мира). Знаменитая триада "молодежных" концертов (Скрипичный, Виолончельный, Третий фортепианный).

Кантата "Песня утра, весны и мира. Серенада Дон-Кихота". Песни "Наш край, Школьные годы"...Музыкальное дарование будущего композитора проявилось довольно поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, однако скоро он взбунтовался против скучных упражнений, которые его заставляли играть, и был освобожден от занятий. До 14 лет. И лишь потом, можно сказать, на волне новой жизни - свершился Октябрь. - у него возник прилив любви к музыке и необыкновенный взрыв творческой энергии. За 6 лет юный Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, училище и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный.Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки, им написаны 4 симфонии, 5 опер, оперетта, инструментальные концерты, квартеты, кантаты, вокальные циклы на стихи В.

Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, масса фортепианных пьес и песен. Многие страницы своих сочинений Кабалевский посвятил молодежной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, часто становясь основными "действующими лицами" его музыки, не говоря уже о песнях и фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, Кабалевский в последние годы вел их и в московских школах.

Они были записаны на радио, выпущены на пластинках, а Центральное телевидение сделало их достоянием всего народа. Они воплотились потом в книги "Про трех китов и про многое другое, Как рассказывать детям о музыке, Ровесники".Многие годы Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, горячо пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР. Как депутат Верховного Совета СССР выступал по этим проблемам на сессиях. Высокий авторитет Кабалевского в области эстетического образования юных был оценен зарубежной музыкально-педагогической общественностью, он был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), а потом стал его почетным президентом.Делом все йжизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.

Для проверки своей системы он в 1973 г. Стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы РСФСР, творчески используют ее в союзных республиках, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.О. Бальзак сказал. "Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой". Если автор бессмертной "Человеческой комедии" имел в виду единство творческих устремлений человека, подчинение их одной глубокой идее, воплощение этой идеи всеми силами могучего интеллекта, то Кабалевский, несомненно, принадлежит к этому типу "людей-систем".

Всей своей жизнью - музыкой, словом и делом утверждал он истину. Прекрасное пробуждает доброе - сеял это доброе и растил его в душах людей..

Значения в других словарях
Интерпретация

Пианист играл одну из последних мазурок Шопена. В ней были изящество, пленительная легкость. Под пальцами музыканта возникала очаровательная миниатюра, которой хотелось любоваться без конца. А через несколько дней ту же мазурку исполнил другой пианист. Звучали те же ноты, но что это. Воспринималась она совсем ло-другому. В ней слышались грусть, мечтательность, неясные надежды. Не будем сейчас выяснять, кто из музыкантов более верно понял мазурку. Главное вот что. Содержание каждого музыкального ..

Интродукция

Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно. Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его - французский композитор Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а после небольшого вступительного раздела следует быстрая, прихотливая «капризная» музыка. О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных им рассказах. Ну а латинское слово introductio означает вступление. В муз..

Каватина

См. Ария.. ..

Каденция

Если вам придется слушать - в концертном зале или по телевизору - концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение. Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается вирту..

Дополнительный поиск Кабалевский Дмитрий Борисович Кабалевский Дмитрий Борисович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кабалевский Дмитрий Борисович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кабалевский Дмитрий Борисович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 29 символа