Кодай Золтан

158

( 16 XII 1882, Кечкемет - 6 III 1967, Будапешт) Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души. Героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению мелодий.Б. СабольчиЗ.Кодай-выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы.

Как и Б. Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности. Кодай начал заниматься музыкой под руководством матери, участвовал в традиционных семейных музыкальных вечерах. В 1904 г. Он окончил Будапештскую музыкальную академию с дипломом композитора. Кодай получил также университетское образование (литература, эстетика, языкознание). С 1905 г. Он начал собирать и изучать венгерские народные песни. Знакомство с Бартоком перешло в крепкую многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество в сфере научной фольклористики. Завершив образование, Кодай отправился в Берлин и Париж (1906-07), где изучал западноевропейскую музыкальную культуру.

В 1907-19 гг. Кодай - профессор Будапештской музыкальной академии (класс теории, композиции). В эти годы его деятельность развертывается во многих областях. Он пишет музыку. Продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая 1910-х гг. - фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях - органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки критики и музыкальной общественности Венгрии.

Консервативная часть слушателей и критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций. Дерзкого экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем будущее новой венгерской композиторской школы.В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так была переименована музыкальная академия). Вместе с Бартоком и Э. Донаньи он вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование музыкальной жизни страны. За эту деятельность при хортистском режиме Кодай подвергся гонениям и был на 2 года отстранен от работы в школе (он вновь преподавал композицию в 1921-40 гг.).

20-30-е гг. - период расцвета творчества Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание. "Венгерский псалом" для хора, оркестра и солиста (1923). Оперу "Секейская прядильня) (1924, 2-я ред. 1932). Героико-комическую оперу "Хари Янош" (1926). "Те Deum Будайской крепости" для солистов, хора, органа и оркестра (1936). Концерт для оркестра (1939). "Танцы из Марошсека" (1930) и "Танцы из Таланты" (1939) для оркестра и др. Одновременно Кодай продолжал активную научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного музыкального языка.

Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только в Венгрии, но и во многих других странах. Его перу принадлежит 200 книг, статей, методических пособий, в том числе монография "Венгерская народная музыка" (1937, переведена на русск. Яз.). Кодай был также президентом Международного совета по народной музыке (1963-67).В течение долгих лет Кодай сохранял творческую активность. Среди его сочинений послевоенного периода получили известность опера "Цинка Панна" (1948), Симфония (1961), кантата "Каллаи Кеттеш" (1950). Кодай выступал также в качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).Характеризуя творчество Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал.

"Эти сочинения - исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную музыку. Внутренняя же причина - безграничная вера Кодая в творческую силу своего народа и его будущее"..

Значения в других словарях
Кобза

Всем хорошо известно имя замечательного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. А знаете ли вы, что сборник своих стихов он назвал «Кобзарь». Почему. Что хотел он сказать этим. Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя себе на кобзе - инстр..

Кода

Итальянское слово coda означает хвост, конец, шлейф. Таким «несерьезным» термином в музыке называют дополнительное заключительное построение, следующее иногда в музыкальной пьесе после основного заключительного раздела. В коде обычно закрепляется, утверждается главная тональность произведения, звучат его основные темы.. ..

Козловский Осип Антонович

( 1757, Варшава - 11 III 1831, Петербург) 28 апреля 1791 г. В великолепный Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге съехалось более трех тысяч гостей. Знатная столичная публика во главе с самой императрицей Екатериной II собралась здесь по случаю блистательной победы великого полководца А. Суворова в русско-турецкой войне - взятия крепости Измаил. Для устройства торжественного празднества были приглашены архитекторы, художники, поэты, музыканты. Знаменитый Г. Державин писал по заказу Г. П..

Коллаж

(франц. Collage - букв, наклеивание) - особая форма использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения (чужого или ранее написанного своего.. ..

Дополнительный поиск Кодай Золтан Кодай Золтан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кодай Золтан" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кодай Золтан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 12 символа