Лютославский Витольд

166

( р. 25 I 1913, Варшава) Вся изощренность организации музыкального материала может иметь ценность только в той мере, в какой она заставляет слушателя понять произведение. Вызвать. Непосредственное впечатление, а не осознание методов организации музыкального материала.В. ЛютославскийОдин из признанных лидеров музыки XX в. В. Лютославский вырос в семье с большими культурными и музыкальными традициями. В 6 лет он начинает учиться игре на рояле, а позже, в гимназические годы, - на скрипке. С 14 лет посещает лекции в консерватории. Окончив гимназию, Витольд поступает на математический факультет Варшавского университета (1931), но, не проучившись и двух лет, переходит в консерваторию в классы фортепиано Е. Лефельда и композиции В.

Малишевского (ученика Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова), у которого занимался еще до поступления в консерваторию. Высоко ценя систему своего педагога (позже Лютославский использует курс анализа форм Малишевского в собственных лекциях по композиции), молодой композитор скоро "перерос" учителя, который не принимал творчества И. Стравинского и даже позднего К. Шимановского. Правда, в ранних произведениях самого Лютославского еще естественно сказываются влияния К. Дебюсси, Шимановского, русских композиторов (Соната для фортепиано - 1934, Симфонические вариации - 1937).Вторая мировая война помешала Лютославскому поехать в Париж, чтобы совершенствоваться там в консерватории. Он служит радистом при штабе Первой армии, попадает в плен, бежит и добирается до оккупированной Варшавы, где живет вплоть до восстания, зарабатывая игрой в кафе вместе с композитором А.

Пануфником. Оба автора сделали за это время более 200 обработок для фортепианного дуэта (Токкату И. С. Баха, "Болеро" М. Равеля. Вальсы И. Штрауса и др.). Вкладом в движение Сопротивления явились "Пять песен подпольной борьбы". Лютославский пишет также 1 ч. Первой симфонии, которую заканчивает только в 1947 г.После войны композитор активно участвует в возрождении культурной жизни страны. Работая на радио, он пишет музыку к радиопостановкам, участвует в организации Союза польских композиторов, фестиваля "Варшавская осень", позже (1959-65) является членом президиума комитета Международного общества современной музыки. Увлечение польским фольклором наложило отпечаток на многие произведения конца 40-50-х гг. ("Силезский триптих" для сопрано и оркестра, "Малая сюита" для оркестра).

Фольклорная линия творчества тесно переплетается в сочинениях этих лет с традициями европейского классицизма и барокко, что отразилось прежде всего в Первой симфонии и Концерте для оркестра (1954).После паузы в творчестве (1954-58) композитор создает произведение для струнного оркестра "Траурная музыка памяти Белы Бартока" (1958), ставя перед собой новые технические задачи. Сам автор определяет это сочинение как начало нового периода. "Это и есть первое слово, произнесенное на новом для меня языке". Произведения Лютославского часто звучат на международных фестивалях современной музыки в Венеции ("Венецианские игры" - 1961), в Загребе ("Три поэмы Анри Майю" для хора и оркестра - 1963), в Варшаве. Ему присуждается Международная премия им.

С. Кусевицкого (1964). Начиная с оркестровой пьесы "Венецианские игры" композитор применяет алеаторику как важное конструктивное средство. Во Второй симфонии (1967) он демонстрирует возможности соединения новых методов композиции с традициями классицизма, закрепляя эти приемы в "Книге для оркестра" (1968). Одним из самых интересных произведений этого периода является экспрессивный виолончельный концерт (1970), в котором драматургический конфликт солирующего инструмента и оркестра приобретает почти театральную выпуклость. Начиная с середины 70-х гг. Стиль Лютославского существенно меняется. Он разрабатывает совершенно индивидуальный тип композиторской техники, в его сочинениях возрастает роль мелодического начала.

Очень тонко Лютославский использует технику ad libitum, порой стирая в восприятии слушателя грань между музыкой написанной и исполняемой музыкантами по собственному усмотрению (ad libitum). Вторая половина 70-х и 80-е гг. Характеризуются огромным качественным скачком, новым подъемом в творчестве композитора.Из большого количества сочинений Лютославского последних лет наиболее значительные Прелюдии и фуга для 13 струнных (1972), "Mi-parti" для оркестра (1976), "Les espaces du sommeil" для баритона с оркестром (1975), "Новеллы для оркестра" (1979), Двойной концерт для гобоя и арфы с оркестром (1980), "Chain I" для камерного оркестра (1983), "Chain II" для скрипки и оркестра (1985), "Chain III" для оркестра (1986), Партита для скрипки и фортепиано (1984), Фортепианный концерт (1987).

Все они изданы в Великобритании и широко исполняются в разных странах мира, в т. Ч. Под управлением автора. Одним из самых исполняемых произведений стала Третья симфония (1983), записанная крупнейшими фирмами мира. Лютославский первым из музыкантов получил за нее недавно учрежденную в США премию Грауэмейера, которая присуждается деятелям искусства (театра, кино, музыки).Глава польской композиторской школы характеризует сегодняшнее состояние западной музыки как постоянное отрицание хотя бы раз уже использованного в области техники, музыкального языка или стиля, как "перманентную революцию". Противодействие этому принципу Лютославский видит в "создании произведений, которые, будучи новыми, сочинены не только ради новизны.

Речь идет о произведениях, несущих в себе вечные ценности, позволяющие искусству стареть, но не устаревать, как не устаревают шедевры прошлого" (1981..

Значения в других словарях
Люлли Жан Батист

( 28 XI 1632, Флоренция - 22 III 1687, Париж) Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия.Р. РолланЖ. Б. Люлли - один из крупнейших оперных композиторов XVII в., основоположник французского музыкального театра. В историю национальной оперы Люлли вошел и как создатель нового жанра - лирической трагедии (так называлась во Франции большая мифологическая опера), и как выдающийся театральный деятель - и..

Лютня

«Самый важный и самый интересный в музыкально-историческом отношении инструмент», - так говорят о лютне многие музыканты, интересующиеся историей музыкальных инструментов. Лютня была распространена во всем древнем мире - в Месопотамии, Индии и Китае, в Египте и Ассирии, в Древней Греции и Риме, у персов и арабов. Арабы считали лютню самым совершенным из всех музыкальных инструментов и называли ее королевой инструментов. Именно через арабов лютня попала в Европу. Она появилась в Испании в VIII ве..

Лядов Анатолий Константинович

( 11 V 1855, Петербург - 28 VIII 1914, усадьба Полыновка, ныне Новгородской обл.) ...Лядов скромно отвел себе область миниатюры - фортепианной и оркестровой - и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.Б. АсафьевА. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как та..

Лятошинский Борис Николаевич

( 3 I 1895, Житомир - 15 IV 1968 Киев) С именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и память о великом таланте, о мужестве и честности. В самые трудные времена своей страны, в самые горькие минуты собственной жизни он оставался искренним, мужественным художником. Лятошинский преждевсего композитор-симфонист. Для него симфонизм - способ жизни в музыке, принцип мышления во всех без исключения произве..

Дополнительный поиск Лютославский Витольд Лютославский Витольд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лютославский Витольд" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лютославский Витольд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 20 символа