Мейербер Джакомо

228

(наст. Имя и фам. Якоб Либман Бер, Beer) (5 IX 1791, Тасдорф, близ Берлина - 2 V 1864, Париж, похоронен в Берлине) Судьба Дж. Мейербера - крупнейшего оперного композитора XIX в. - сложилась счастливо. Он не должен был добывать себе на пропитание, как это делали В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, М. Мусоргский и другие художники, ибо родился в семье крупного берлинского банкира. Он не отстаивал в юности свое право на творчество - его родители, люди весьма просвещенные, любившие и понимавшие искусство, делали все, чтобы дети получили самое блестящее образование. Лучшие учителя Берлина прививали им вкус к классической литературе, истории, языкам. Мейербер в совершенстве владел французским и итальянским, знал греческий, латынь, еврейский языки.

Одаренными были и братья Джакомо. Вильгельм стал впоследствии известным астрономом, младший брат, рано умерший, был талантливым поэтом, автором трагедии "Струэнзе", к которой Мейербер впоследствии написал музыку.Джакомо, старший из братьев, начал учиться музыке с 5 лет. Сделав громадные успехи, в 9 лет он выступает в публичном концерте с исполнением Концерта ре минор Моцарта. Его учителем становится знаменитый М. Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А. Вебера. Позже Фоглер сам приглашает Мейербера в Дармштадт (1811), куда к знаменитому педагогу съезжались ученики со всех концов Германии.

Там Мейербер подружился с К. М. Вебером - будущим автором "Волшебного стрелка" и "Эврианты".Среди первых самостоятельных опытов Мейербера - кантата "Бог и природа" и 2 оперы. "Клятва Иевфая" на библейский сюжет (1812) и комическая, на сюжет сказки из "Тысячи и одной ночи, Хозяин и гость" (1813). Оперы были поставлены в Мюнхене и Штутгарте и успеха не имели. Критика упрекала композитора в сухости и отсутствии мелодического дара. Вебер утешал упавшего духом друга, а опытный А. Сальери посоветовал ему поехать в Италию, чтобы воспринять у ее великих мастеров грацию и красоту мелодий.В Италии Мейербер проводит несколько лет (1816-24). На сценах итальянских театров царит музыка Дж. Россини, с триумфом проходят премьеры его опер "Танкред" и "Севильский цирюльник".

Мейербер стремится усвоить новую манеру письма. В Падуе, Турине, Венеции, Милане идут его новые оперы - "Ромильда и Констанца" (1817), "Узнанная Семирамида" (1819), "Эмма Ресбургская" (1819), "Маргарита Анжуйская" (1820), "Изгнанник из Гренады" (1822) и, наконец, самая яркая опера тех лет "Крестоносец в Египте" (1824). Она имеет успех не только в Европе, но и в США, в Бразилии, некоторые отрывки из нее становятся популярными."Я не хотел подражать Россини", - утверждает и как бы оправдывается Мейербер, - "и писать по-итальянски, как это утверждают, но должен был так писать. В силу своего внутреннего влечения". Действительно, многие немецкие друзья композитора - и в первую очередь Вебер - не приветствовали эту итальянскую метаморфозу.

Скромный успех итальянских опер Мейербера в Германии не обескураживал композитора. У него появилась новая цель. Париж - крупнейший в то время политический и культурный центр. В 1824 г. В Париж Мейербера приглашает не кто иной, как маэстро Россини, не подозревавший тогда, что делает шаг, роковой для своей славы. Он даже способствует постановке "Крестоносца" (1825), покровительствуя молодому композитору. В 1827 г. Мейербер переселяется в Париж, где находит свою вторую родину и где к нему приходит мировая слава.В Париже конца 1820-х гг. Бурлила политическая и художественная жизнь. Приближалась буржуазная революция 1830 г. Либеральная буржуазия исподволь готовила ликвидацию Бурбонов. Имя Наполеона окружено романтическими легендами.

Распространяются идеи утопического социализма. Молодой В. Гюго в знаменитом предисловии к драме "Кромвель" провозглашает идеи нового художественного течения - романтизма. В музыкальном театре наряду с операми Э. Мегюля и Л. Керубини особенно популярны сочинения Г. Спонтини. Созданные им образы древних римлян в сознании французов перекликаются с героями наполеоновской эпохи. Звучат комические оперы Дж. Россини, Ф. Буальдье, Ф. Обера. Г. Берлиоз пишет свою новаторскую "Фантастическую симфонию". В Париж съезжаются прогрессивные литераторы других стран - Л. Бёрне, Г. Гейне. Мейербер внимательно наблюдает парижскую жизнь, завязывает артистические и деловые контакты, посещает театральные премьеры, среди которых звучат два этапных для романтической оперы сочинения - "Немая из Портичи (Фенелла)" Обера (1828) и "Вильгельм Телль" Россини (1829).

Знаменательной стала встреча композитора с будущим либреттистом Э. Скрибом, превосходным знатоком театра и вкусов публики, мастером сценической интриги. Результатом их сотрудничества стала романтическая опера "Роберт-дьявол" (1831), имевшая ошеломляющий успех. Яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись - все это становится характерным и для других опер Мейербера.Триумфальная премьера "Гугенотов" (1836) окончательно подавляет всех его соперников. Громкая слава Мейербера проникает и на его родину - в Германию. В 1842 г. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV приглашает его генераль-музикдиректором в Берлин. В Берлинской опере Мейербер принимает к постановке "Летучего голландца" Р.

Вагнера (дирижирует автор), приглашает в Берлин Берлиоза, Листа, Г. Маршнера, интересуется музыкой М. Глинки и исполняет трио из "Ивана Сусанина". В свою очередь Глинка пишет. "Оркестром управлял Мейербер, а надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях". Для Берлина композитор пишет оперу "Лагерь в Силезии" (главную партию исполняет знаменитая Ж. Линд), в Париже ставятся "Пророк" (1849), "Северная звезда" (1854), Динара (1859). Последняя опера Мейербера "Африканка" увидела сцену через год после его смерти - в 1865 г.В своих лучших сценических произведениях Мейербер выступает как крупнейший мастер. Первоклассное музыкальное дарование, особенно в области оркестровки и мелодии, не отрицали даже его оппоненты Р.

Шуман и Р. Вагнер. Виртуозное владение оркестром позволяет ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов (сцена в соборе, эпизод сна, коронационный марш в опере "Пророк" или освящение мечей в "Гугенотах"). Не меньшее мастерство и во владении хоровыми массами. Влияние творчества Мейербера испытали многие его современники, в т. Ч. И Вагнер в операх "Риенци, Летучий голландец" и отчасти - в "Тангейзере". Современников захватывала также политическая направленность опер Мейербера. В псевдоисторических сюжетах они видели борьбу идей сегодняшнего дня. Композитор сумел тонко почувствовать эпоху. Гейне, с энтузиазмом воспринимавший творчество Мейербера, писал. "Это человек своего времени, и время, которое всегда умеет выбирать своих людей, шумно подняло его на щит и провозгласило его господство"..

Значения в других словарях
Мегюль Этьенн

( 22 VI 1763, Живе - 18 X 1817, Париж) "Соперники гордятся тобою, твой век любуется тобою, потомство зовет тебя". Так обращается к Мегюлю его современник, автор "Марсельезы" Руже де Лиль. Л. Керубини посвящает своему соратнику лучшее создание - оперу "Медея" - с надписью. "Гражданину Мегюлю". "Своим покровительством и дружбой", как признается сам Мегюль, почтил его великий реформатор оперной сцены К. В. Глюк. Творческая и общественная активность музыканта была отмечена орденом Почетного легиона,..

Медиатор

В рассказах о струнных щипковых инструментах часто встречаются слова медиатор и плектр. Поэтому всем нужно знать, что это такое. Медиатор - тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости. Ею цепляют струны при игре на мандолине, домре и других подобных инструментах. Иногда медиатор делается в форме незамкнутого кольца и надевается на палец. Такой медиатор называют плектром.. ..

Мелизмы

Видели вы когда-нибудь портреты XVII века. Дамы в широких юбках - фижмах - со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения. Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности. Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространил..

Мелодия

«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов. Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух..

Дополнительный поиск Мейербер Джакомо Мейербер Джакомо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мейербер Джакомо" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мейербер Джакомо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 16 символа