Паизиелло Джованни

184

( 9 V 1740, Таранто - 5 VI 1816, Неаполь) Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его современников - Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы - связан период блестящего расцвета этого жанра во второй половине XVIII в.Начальное образование и первые музыкальные навыки Паизиелло получил в коллегии иезуитов. Большая часть его жизни прошла в Неаполе, где он учился в консерватории San Onofrio у Ф. Дуранте - известного оперного композитора, наставника Дж. Перголези и Пиччинни (1754-63).Получив звание помощника учителя, Паизиелло преподавал в консерватории, а свободное от занятий время посвящал сочинению. К концу 1760-х гг.

Паизиелло - уже известнейший в Италии композитор. Его оперы (преимущ. Buifa) с успехом ставятся в театрах Милана, Рима, Венеции, Болоньи и др., отвечая вкусам достаточно широкой, в том числе и самой просвещенной публики.Так, известный английский музыкальный писатель Ч. Бёрни (автор знаменитых "Музыкальных путешествий") высоко отзывался об услышанной в Неаполе onepe-buffa "Козни любви. ...Музыка мне очень понравилась. Она была полна огня и фантазии, ритурнели изобиловали новыми пассажами, а вокальные партии - такими изящными и простыми мелодиями, которые запоминаются и уносятся с собой после первого же прослушивания или могут быть исполнены в домашнем кругу маленьким оркестром и даже, за неимением другого инструмента, клавесином".В 1776 г.

Паизиелло отправляется в Петербург, где без малого 10 лет служит придворным композитором. (Практика приглашения итальянских композиторов давно сложилась при императорском дворе, предшественниками Паизиелло в Петербурге были прославленные маэстро - Б. Галуппи и Т. Траэтта.) Среди многочисленных опер "петербургского" периода - "Служанка-госпожа" (1781), новая интерпретация сюжета, полвека назад использованного в знаменитой опере Перголези - родоначальнице жанра buffa. А также "Севильский цирюльник" по комедии П. Бомарше (1782), на протяжении нескольких десятилетий пользовавшийся огромным успехом у европейской публики. (Когда молодой Дж. Россини в 1816 г. Вновь обратился к этому сюжету, многие расценили это как величайшую дерзость.)Оперы Паизиелло ставились и при дворе, и в театрах для более демократической аудитории - Большом (Каменном) в Коломне, Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле).

В обязанности придворного композитора входило также и создание инструментальной музыки для придворных празднеств и концертов. В творческом наследии Паизиелло 24 дивертисмента для духовых инструментов (некоторые имеют программные названия - "Диана, Полдень, Заход солнца" и т. П.), клавирные пьесы, камерные ансамбли. В петербургских духовных концертах исполнялась оратория Паизиелло "Страсти Христовы" (1783). Вернувшись в Италию (1784), Паизиелло получил место композитора и капельмейстера при дворе короля Неаполитанского. В 1799 г., когда войска Наполеона при поддержке революционно настроенных итальянцев свергли в Неаполе монархию Бурбонов и провозгласили Партенопейскую республику, Паизиелло занимает пост директора национальной музыки.

Но уже через полгода композитор отстранен от должности. (Республика пала, король вернулся к власти, капельмейстеру предъявлено обвинение в измене - вместо того, чтобы во время беспорядков последовать за королем в Сицилию, он перешел на сторону мятежников.)Тем временем из Парижа пришло заманчивое приглашение - возглавить придворную капеллу Наполеона. В 1802 г. Паизиелло приехал в Париж. Однако его пребывание во Франции не было продолжительным. Равнодушно встреченный французской публикой (написанные в Париже опера-seria "Прозерпина" и интермедия "Камилетта" не имели успеха), он уже в 1803 г. Вернулся на родину. Последние годы композитор жил замкнуто, уединенно, сохраняя связи лишь с самыми близкими друзьями.Более чем сорокалетний творческий путь Паизиелло был наполнен чрезвычайно интенсивной и многообразной деятельностью - он оставил более 100 опер, оратории, кантаты, мессы, многочисленные произведения для оркестра (напр., 12 симфоний - 1784) и камерные ансамбли.

Крупнейший мастер оперы-buffa, Паизиелло поднял этот жанр на новую ступень развития, обогатил приемы комедийной (нередко с элементом острой сатиры) музыкальной характеристики персонажей, усилил роль оркестра.Поздние оперы отличает разнообразие ансамблевых форм - от простейших "дуэтов согласия" до больших финалов, в которых музыка отражает все сложнейшие перипетии сценического действия. Свобода в выборе сюжетов, литературных источников отличает творчество Паизиелло от многих его современников, работавших в жанре buffa. Так, в знаменитой "Мельничихе" (1788-89) - одной из лучших комических опер XVIII в. - черты пасторали, идиллии переплетаются с остроумной пародией и сатирой. (Темы из этой оперы легли в основу фортепианных вариаций Л.

Бетховена.) Традиционные приемы серьезной мифологической оперы высмеиваются в "Воображаемом философе". Непревзойденный мастер пародийных характеристик, Паизиелло не обошел вниманием даже глюковского "Орфея" (оперы-buffa "Обманутое дерево" и "Мнимый Сократ"). Композитора привлекают и модные в то время экзотические восточные сюжеты ("Вежливый араб, Китайский идол"), а "Нина, или Безумная от любви" носит характер лирической сентиментальной драмы. Творческие принципы Паизиелло во многом были восприняты В. А. Моцартом, оказали сильнейшее воздействие на Дж. Россини. В 1868 г., уже на склоне лет, прославленный автор "Севильского Цирюльника" писал. "В одном парижском театре как-то был представлен "Цирюльник" Паизиелло.

Жемчужина безыскусных мелодий и театральности. Он завоевал огромный и вполне заслуженный успех"..

Значения в других словарях
Павана

- торжественный медленный танец, распространенный в XVI в. В Европе. Это один из наиболее величественных танцев. Его танцевали в плаще и при шпаге во время различных торжественных церемоний.. ..

Паганини Никколо

( 27 X 1782, Генуя - 27 V 1840, Ницца) Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников.Ф. ЛистВ Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку "моя пушка" - так музыкант выражал св..

Палестрина

(Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)) (ок. 1525, Палестрина, близ Рима - 2 II 1594, Рим) Выдающийся итальянский композитор XVI в., непревзойденный мастер хоровой полифонии Дж. Палестрина наряду с О. Лассо является одной из самых крупных фигур в музыке позднего Возрождения. В его творчестве, чрезвычайно обширном как по объему, так и по богатству жанров, достигло своего высшего совершенства искусство хоровой полифонии, развивавшееся в течение нескольких столетий (главным образом компози..

Палиашвили Захарий Петрович

( 16 VIII 1871, Кутаиси - 6 X 1933, Тбилиси) Захарий Палиашвили первый в профессиональной музыке с удивительной силой и масштабностью вскрыл тайники многовековой музыкальной энергии грузинского народа и вернул эту энергию народу же...А. ЦулукидзеВеликим классиком грузинской музыки называют З. Палиашвили, сравнивая его значение для грузинской культуры с ролью М. Глинки в русской музыке. В его произведениях воплощен дух грузинского народа, исполненный жизнелюбия и неукротимого стремления к свободе..

Дополнительный поиск Паизиелло Джованни Паизиелло Джованни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паизиелло Джованни" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паизиелло Джованни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа