Пендерецкий Кшиштоф

199

( р. 25 XI 1933. Денбица) Ведь, коль лежащему вне, за пределами нашего мира,Нету пространству границ, то старается ум доискаться.Что же находится там, куда мысль устремляется наша,И куда дух наш летит, подымаясь в паренье свободным.Лукреций. О природе вещейМузыку второй половины XX в. Трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, ее метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти "космическим" звучаниям вокально-симфонических произведений.

Динамизм творческой личности заставляет художника испытывать "на прочность" разнообразные манеры и стили, овладевать всеми новейшими достижениями техники композиции XX в.Пендерецкий родился в семье адвоката, где профессиональных музыкантов не было, но музицировали часто. Родители, обучая Кшиштофа игре на скрипке и фортепиано, не думали, что он станет музыкантом. В 15 лет Пендерецкий по-настоящему увлекся игрой на скрипке. В небольшом Денбице единственным музыкальным коллективом был городской духовой оркестр. Его руководитель С. Дарляк сыграл важную роль в развитии будущего композитора. В гимназии Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. В 1951 г. Он окончательно решает стать музыкантом и уезжает учиться в Краков.

Одновременно с занятиями в музыкальной школе Пендерецкий посещает университет, слушая лекции по классической филологии и по философии у Р. Ингардена. Он основательно изучает латынь и греческий, интересуется античной культурой. Занятия теоретическими дисциплинами с Ф. Сколышевским - ярко одаренной личностью, пианистом и композитором, физиком и математиком - привили Пендерецкому умение мыслить самостоятельно. После занятий с ним Пендерецкий поступает в Высшую музыкальную школу Кракова в класс композитора А. Малявского. На молодого композитора особенно сильное влияние оказывает музыка Б. Бартока, И. Стравинского, он изучает манеру письма П. Булеза, в 1958 г. Знакомится с Л. Ноно, который посещает Краков.В 1959 г. Пендерецкий побеждает на конкурсе, организованном Союзом польских композиторов, представив сочинения для оркестра - "Строфы, Эманации" и "Псалмы Давида".

С этих произведений начинается международная известность композитора. Они исполняются во Франции, Италии, Австрии. На стипендию Союза композиторов Пендерецкий едет в двухмесячную поездку по Италии.С 1960 г. Начинается интенсивная творческая деятельность композитора. В этом году он создает одно из самых известных произведений послевоенной музыки "Трен памяти жертв Хиросимы", которое дарит городскому музею Хиросимы. Пендерецкий становится постоянным участником международных фестивалей современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе, знакомится со многими музыкантами, издателями. Произведения композитора ошеломляют новизной приемов не только слушателей, но и музыкантов, которые порой не сразу соглашаются разучивать их.

Кроме инструментальных сочинений Пендерецкий в 60-х гг. Пишет музыку для театра и кино, для драматических и кукольных спектаклей. Он работает в Экспериментальной студии Польского радио, создает там свои электронные композиции, в том числе пьесу "Экехейрия" для открытия мюнхенских Олимпийских игр 1972 г.С 1962 г. Произведения композитора звучат в городах США и Японии.Пендерецкий выступает с лекциями о современной музыке в Дармштадте, Стокгольме, Берлине. После эксцентрического, крайне авангардистского сочинения "Флуоресценции" для оркестра, пишущей машинки, стеклянных и железных предметов, электрических звонков, пилы композитор обращается к сочинениям для солирующих инструментов с оркестром и произведениям крупной формы.

Опере, балету, оратории, кантате (оратория "Dies irae", посвященная жертвам Освенцима, - 1967. Детская опера "Самый сильный. Оратория Страсти по Луке" - 1965, монументальное сочинение, выдвинувшее Пендерецкого в число самых исполняемых композиторов XX в.).В 1966 г. Композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в Венесуэлу и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966-68 гг. Композитор ведет композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969 - в Западном Берлине. В 1969 г. В Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого "Дьяволы из Людена", (1968), которая в том же году появляется на сценах 15 городов мира. В 1970 г.

Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений - "Заутреню". Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение "Заутрени" в Вене (1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной общественности Европы. По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает для ежегодных концертов ООН ораторию "Космогония", построенную на высказываниях философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве мироздания - от Лукреция до Ю. Гагарина. Пендерецкий много занимается педагогикой. С 1972 г. Он ректор краковской Высшей музыкальной школы, одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США).

К 200-летию США композитор пишет оперу "Потерянный рай" по поэме Дж. Мильтона (премьера в Чикаго, 1978 г.). Из других крупных сочинений 70-х гг. Можно выделить Первую симфонию, ораториальные сочинения "Магнификат" и "Песнь песней", а также Скрипичный концерт (1977), посвященный первому исполнителю И. Стерну и написанный в неоромантической манере. В 1980 г. Композитор пишет Вторую симфонию и "Те Deum".В последние годы Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных стран. В Штутгарте (1979) и Кракове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки молодых композиторов. Яркая контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его постоянный интерес к музыкальному театру.

Третья опера композитора "Черная маска" (1986) по пьесе Г. Гауптмана соединяет нервную экспрессивность с элементами ораториальности, психологическую точность и глубину вневременной проблематики. "Я писал "Черную маску" так, как будто это мое последнее сочинение", - сказал Пендерецкий в одном из интервью. - "Для себя я решил завершить период увлечения поздним романтизмом".Композитор находится сейчас в зените всемирной славы, являясь одним из самых авторитетных музыкальных деятелей. Его музыка звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая многотысячную аудиторию..

Значения в других словарях
Пашкевич Василий Алексеевич

( ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург) Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения. Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может. Пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.Драмматический словарь 1787 годаXVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней тре..

Пейко Николай Иванович

( р. 25 III 1916, Москва) Я восхищаюсь его талантом педагога и композитора, считаю его человеком высокого ума и душевной чистоты.С. ГубайдулинаКаждое новое сочинение Н. Пейко вызывает неподдельный интерес слушателей, становится событием музыкальной жизни как яркое и самобытное явление отечественной художественной культуры. Встреча с музыкой композитора - это возможность духовного общения с нашим современником, глубоко и серьезно анализирующего нравственные проблемы окружающего мира. Композитор р..

Перголези Джованни Баггиста

(Pergolesi. Наст. Фам. - Драги, Draghi), (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell'arte), onepa-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в. Она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся..

Переложение

См. Транскрипция.. ..

Дополнительный поиск Пендерецкий Кшиштоф Пендерецкий Кшиштоф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пендерецкий Кшиштоф" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пендерецкий Кшиштоф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа