Регер Макс

199

(Иоганн Баптист Иозеф), (19 III 1873, Бранд, Верхний Пфальц - 11 V 1916, Лейпциг) Регер - символ эпохи, мост между столетиями.Э. ОттоНедолгая творческая жизнь выдающегося немецкого музыканта - композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика - М. Регера прошла на рубеже XIXXX вв. Начав свой путь в искусстве в русле позднего романтизма, во многом под влиянием вагнеровского стиля, Регер с самого начала обрел и иные, классические идеалы - прежде всего в наследии И. С. Баха. Сплав романтической эмоциональности с крепкой опорой на конструктивно-ясное, интеллектуальное составляет сущность искусства Регера, его прогрессивной художественной позиции, близкой музыкантам XX столетия. "Величайшим германским неоклассиком" назвал композитора его горячий почитатель, замечательный русский критик В.

Каратыгин, отмечая при этом, что "Регер - дитя современности, его манят все современные терзания и дерзания".Чутко откликаясь на происходящие общественные события, социальную несправедливость, Регер всей своей жизнью, системой воспитания был связан с национальными традициями - их высоким этосом, культом профессионального ремесла, интересом к органной, камерно-инструментальной и хоровой музыке. Так воспитывал его отец, школьный учитель в маленьком баварском городке Вайдене, так учили вайденский церковный органист А. Линднер и крупнейший немецкий теоретик Г. Риман, привившие Регеру любовь к немецкой классике. Через Римана в сознание юного композитора навсегда вошла музыка И. Брамса, в творчестве которого впервые был осуществлен синтез классического и романтического.

Не случайно именно ему Регер решился послать свое первое значительное произведение - органную сюиту "Памяти Баха" (1895). Полученный незадолго до смерти Брамса ответ молодой музыкант расценил как благословение, напутствие великого мастера, художественные заветы которого он бережно пронес и через свою жизнь.Первые музыкальные навыки Регер получил от родителей (отец занимался с ним теорией, игрой на органе, скрипке и виолончели, мать - на фортепиано). Рано раскрывшиеся способности позволили мальчику уже а 13 лет заменять в церкви своего учителя Линднера, под руководством которого он начал сочинять. В 1890-93 гг. Регер шлифует композиторское и исполнительское мастерство под руководством Римана. Тогда же, в Висбадене, он начинает и свою педагогическую деятельность, продолжавшуюся всю жизнь,в Королевской академии музыки в Мюнхене (1905-06), в Лейпцигской консерватории (1907-16).

В Лейпциге Регер был также музик-директором университета. Среди его учеников немало крупных музыкантов - И. Хас, О. Шек, Э. Тох и др. Большой вклад внес Регер и в исполнительское искусство, часто выступая как пианист и органист. В 1911 - 14 гг. Он руководил придворной симфонической капеллой герцога Мейнингенского, создав из нее прекрасный оркестр, покоривший своим мастерством всю Германию.Однако композиторское творчество Регера далеко не сразу нашло признание на родине. Первые премьеры прошли неудачно, и лишь после тяжелого кризиса, в 1898 г. Вновь оказавшись в благотворной атмосфере родительского дома, композитор вступает в полосу расцвета. За 3 года он создает множество произведений - ор. 20-59. Среди них камерные ансамбли, фортепианные пьесы, вокальная лирика, но особенно выделяются органные сочинения - 7 фантазий на хоральные темы, Фантазия и фуга на тему BACH (1900).

К Регеру приходит зрелость, окончательно формируются его мировоззрение, взгляды на искусство Никогда не впадая в догматизм, Регер всю жизнь следовал девизу. "В музыке - никаких компромиссов". Принципиальность композитора особенно проявилась в Мюнхене, где он подвергся яростным нападкам своих музыкальных противников.Огромное по количеству (146 опусов) наследие Регера очень многообразно - как по жанрам (в них отсутствуют только сценические), так и по стилевым истокам - от предбаховокой эпохи до Шумана, Вагнера, Брамса. Но у композитора были и свои особые пристрастия. Это камерные ансамбли (70 опусов для самых разных составов) и органная музыка (ок. 200 сочинений). Не случайно именно в этой сфере больше всего ощущается родство Регера с Бахом, его тяготение к полифонии, к старинным инструментальным формам.

Характерно признание композитора. "Другие делают фуги, я могу только жить в них". Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И. Хиллера и В. А. Моцарта (1907, 1914), Вариации и фуги для фортепиано на темы И С. Баха, Г. Ф. Телемана, Л. Бетховена (1904, 1914, 1904). Но композитор уделял внимание и романтическим жанрам (оркестровые Четыре поэмы по А. Беклину - 1913, Романтическая сюита по И. Эйхендорфу - 1912. Циклы фортепианных и вокальных миниатюр). Выдающиеся образцы он оставил и в хоровых жанрах - от хоров a cappella до кантат и грандиозного "100-го псалма" - 1909.В конце жизни Регер стал знаменит, в 1910 г.

В Дортмунде был организован фестиваль его музыки. Одной из первых стран, признавших талант немецкого мастера, была Россия, где он с успехом выступал в 1906 г. И где его приветствовало молодое поколение русских музыкантов во главе с Н. Мясковским и С. Прокофьевым..

Значения в других словарях
Ребиков Владимир Иванович

( 31 V 1866, Красноярск - 4 VIII 1920, Ялта) Всю жизнь мне грезилисьновые формы искусства.А. БелыйВ 1910-х гг. На улицах Ялты можно было встретить высокого, своеобразного облика человека, всегда ходившего с двумя зонтиками - белым от солнца и черным от дождя. То был композитор и пианист В. Ребиков. Прожив недолгую, но полную ярких событий и встреч жизнь, он искал теперь уединения и покоя. Художника новаторских устремлений, искателя "новых берегов", композитора, во многом опередившего своих совре..

Ревуцкий Лав Николаевич

( 20 II 1889, с. Иржавец, ныне Черниговской обл. - 30 III 1977, Киев) С именем Л. Ревуцкого связан важный этап в истории украинской советской музыки. Творческое наследие композитора невелико - 2 симфонии, фортепианный концерт, соната и ряд миниатюр для фортепиано, 2 кантаты ("Платок" по стихотворению Т. Шевченко "В воскресенье не гуляла" и вокально-симфоническая поэма "Ода песне" по стихам М. Рыльского), песни, хоры и свыше 120 обработок народных песен. Однако трудно переоценить вклад композитор..

Регистр

См. Диапазон.. ..

Реквием

Реквием Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойно..

Дополнительный поиск Регер Макс Регер Макс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Регер Макс" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Регер Макс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 10 символа