Руссель Альбер

179

(Шарль Поль Мари), (5 IV 1869, Туркуэн, деп. Нор - 23 VIII 1937, Руайан, деп. Приморская Шаранта) Необычна биография А. Русселя - одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период колебаний и сомнений, Руссель просит об отставке, поселяется в небольшом городе Рубэ. Здесь он начинает занятия по гармонии с директором местной музыкальной школы. С октября 1894г. Руссель живет в Париже, где берет уроки композиции у Э. Жиго. Через 4 года он поступает в Schola cantorum в класс композиции В.

Д'Энди, куда уже в 1902 г. Его приглашают на пост профессора контрапункта. Там он преподает до начала первой мировой войны. В классе Русселя занимаются композиторы, занявшие впоследствии видное место в музыкальной культуре Франции,Э. Сати, Э. Варез, П. Ле Флем, А. Ролан-Манюэль.Первые сочинения Русселя, исполненные под его управлением в 1898г. И получившие премию на конкурсе Общества композиторов, не сохранились. В 1903 г. В концерте Национального музыкального общества было исполнено симфоническое произведение "Воскресение", вдохновленное романом Л. Толстого (дирижировал А. Корто). А еще до этого события имя Русселя становится известным в музыкальных кругах благодаря его камерным и вокальным сочинениям (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Четыре поэмы для голоса и фортепиано на стихи А.

Ренье, "Проходят часы" для фортепиано).Интерес к Востоку заставляет Русселя вновь предпринять большое путешествие в Индию, Камбоджу и на Цейлон. Композитор вновь любуется величественными храмами, посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана. Большое впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где когда-то царствовала Падмавати. Восток, с музыкальным искусством которого Руссель познакомился еще в юности, существенно обогатил его музыкальный язык, В произведениях ранних лет композитор использует характерные интонационные особенности индийской, камбоджийской, индонезийской музыки. Особенно ярко образы Востока представлены в опере-балете "Падмавати", поставленной в Grand Opera (1923) и имевшей большой успех.

Позже, в 30-х гг. Руссель одним из первых начинает использовать в своем творчестве так называемые экзотические лады - древнегреческие, китайские, индийские (Соната для скрипки и фортепиано).Руссель не избежал влияния импрессионизма. В одноактном балете "Пир паука" (1912) он создал партитуру, отмеченную изысканной красотой образов, изящной, изобретательной оркестровкой.Участие в первой мировой войне стало переломным временем в жизни Русселя. Вернувшись с фронта, композитор меняет свою творческую манеру. Он примыкает к новому течению неоклассицизма. "Альбер Руссель нас покидает", - писал критик Э. Вийермоз, приверженец импрессионизма, - "покидает не попрощавшись, молчаливо, сосредоточенно, сдержанно. Он уйдет, он уходит, он ушел.

Но куда". Отход от импрессионизма виден уже во Второй симфонии (1919-22). В Третьей (1930) и Четвертой симфониях (1934-35) композитор все больше утверждается на новом пути, создавая произведения, в которых конструктивное начало все больше выдвигается на первый план.В конце 20-х гг. Сочинения Русселя становятся известными за рубежом. В 1930 г. Он посещает США и присутствует на исполнении своей Третьей симфонии Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. Кусевицкого, по заказу которого она и была написана. Руссель имел большой авторитет педагога. Среди его учеников многие известные композиторы XX века. Наряду с упоминавшимися выше это Б. Мартину, К. Рисагер, П. Петридис. С 1935 г. И до конца жизни (1937) Руссель был председателем Народной музыкальной федерации Франции.Определяя свой идеал, композитор говорил.

"Культ духовных ценностей - основа всякого общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка - наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей"..

Значения в других словарях
Рояль

См. Фортепиано.. ..

Рубинштейн Антон Григорьевич

( 28 XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Молд. ССР - 20 XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. Д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...А. РубинштейнА. Рубинштейн - одна из центральных фигур р..

Ряэтс Яан Петрович

( р. 15 X 1932, Тарту) Ярок и безошибочно узнаваем в хоре многонациональной советской музыки голос эстонского композитора Я. Ряэтса - художника, вслушивающегося в эпоху, стремящегося к созданию собственного, глубоко индивидуального ее образа, "приучившего" слушателя за многие годы своей творческой деятельности к смелости замыслов, к неожиданности композиционных решений.Закончив Таллиннскую консерваторию по классу М. Саара и X. Эллера (1957), в начале своего творческого пути Ряэтс сочетал компози..

Саксофон

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или особого сплава. По звучанию да и по форме он похож на кларнет, особенно - на бас-кларнет. Тембр его напоминает также английский рожок и, отчасти, виолончель. Свое название саксофон получил от имени изобретателя - бельгийского мастера Адольфа Сакса. Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Он зву..

Дополнительный поиск Руссель Альбер Руссель Альбер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Руссель Альбер" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Руссель Альбер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 14 символа