Салманов Вадим Николаевич

171

( 4 XI 1912, Петербург - 27 II 1978, Ленинград) В. Салманов - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма "Двенадцать" (по А. Блоку) и хоровой цикл "Лебедушка", симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов. От И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца.

Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение. В 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки - М. Штейнберга.Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока - любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт.

Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. Начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина "Лес", вокально-симфоническая поэма "Зоя", 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита "Поэтические картинки" (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма "Двенадцать" (1957), хоровой цикл ..."Но бьется сердце" (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. В творчестве этих лет уточняется концепция художника - высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания.

Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля. Происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла. Усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. Д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. Сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме "Двенадцать".Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (1961-1971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др.

Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова. Он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония - наиболее сложное симфоническое произведение композитора.С середины 60-х гг. Начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет.

Вновь появляется "русская тема", но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты "Лебедушка" (1967) и "Добрый молодец" (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова. Вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирико-философские образы. В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции..

Значения в других словарях
Ряэтс Яан Петрович

( р. 15 X 1932, Тарту) Ярок и безошибочно узнаваем в хоре многонациональной советской музыки голос эстонского композитора Я. Ряэтса - художника, вслушивающегося в эпоху, стремящегося к созданию собственного, глубоко индивидуального ее образа, "приучившего" слушателя за многие годы своей творческой деятельности к смелости замыслов, к неожиданности композиционных решений.Закончив Таллиннскую консерваторию по классу М. Саара и X. Эллера (1957), в начале своего творческого пути Ряэтс сочетал компози..

Саксофон

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или особого сплава. По звучанию да и по форме он похож на кларнет, особенно - на бас-кларнет. Тембр его напоминает также английский рожок и, отчасти, виолончель. Свое название саксофон получил от имени изобретателя - бельгийского мастера Адольфа Сакса. Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Он зву..

Сальери Антонио

( 18 VIII 1750, Леньяго, близ Вероны - 7 V 1825, Вена) Сальери. Большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.П. БомаршеИтальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступле..

Сарасате

(Сарасате-и-Наваскуэс Пабло де), (10 III 1844, Памплона - 20 IX 1908, Биарриц) Сарасате - феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала.Л. АуэрИспанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем вечно живого, виртуозного искусства. "Паганини конца века, король искусства каденцирования, солнечно светлый художник", - так называли Сарасате современники. Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже принципиальные против..

Дополнительный поиск Салманов Вадим Николаевич Салманов Вадим Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Салманов Вадим Николаевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Салманов Вадим Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа