Сарти Джузеппе

207

( 1 XII 1729, Фаэнца - 28 VII, 1802, Берлин) Известный итальянский композитор, дирижер и педагог Дж. Сарти внес заметный вклад в развитие русской музыкальной культуры.Он родился в семье ювелира - скрипача-любителя. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов (у Ф. Валлотти в Падуе и у знаменитого падре Мартини в Болонье). К 13 годам Сарти уже неплохо играл на клавишных инструментах, это позволило ему занять должность органиста в родном городе. С 1752 г. Сарти начал работать и в оперном театре. Его первая опера - "Помпей в Армении" - была встречена с большим энтузиазмом, а вторая, написанная для Венеции, - "Король-пастух" - принесла ему настоящий триумф и славу.

В том же 1753 г. Сарти был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке. (Примечательно, что, прожив в Дании около 20 лет, композитор так и не научился датскому языку, используя при сочинении подстрочный перевод.) За годы пребывания в Копенгагене Сарти создал 24 оперы. Считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.Наряду с сочинением Сарти занимался педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. Итальянская антреприза потерпела крах, у композитора оказался крупный долг и в 1775 г. По приговору суда он вынужден был покинуть Данию. В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии.

С Венецией (1775-79), где он являлся директором женской консерватории, и с Миланом (1779-84), где Сартн был капельмейстером собора. Творчество композитора в этот период достигает европейской славы - его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона (среди них - "Деревенская ревность" - 1776, "Ахилл на Скиросе"-1779, "Двое ссорятся - третий радуется" - 1782). В 1784 г. По приглашению Екатерины II Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с В. А. Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями. Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала "Дон-Жуана". Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра.

Композиторские успехи Сарти в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Первые годи после своего приезда (1786-90) он провел на юге страны, находясь на службе у Г. Потемкина. У князя были замыслы об устройстве музыкальной академии в городе Екатеринославе, и Сарти тогда получил титул директора академии. В московском архиве сохранилось любопытное прошение Сарти о высылке ему денег для устройства академии, а также о пожаловании обещанной деревни, так как его "личное хозяйство находится в крайне шатком состоянии". Из этого же письма можно судить и о дальнейших планах композитора. "Если бы у меня были военный чин и деньги, я бы стал просить правительство дать мне земельные участки, я бы вызвал итальянских крестьян и понастроил бы на этой земле дома".

Замыслам Потемкина не суждено было осуществиться, и в 1790 г. Сарти вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с К. Каноббио и В. Пашкевичем он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории - "Начальное управление Олега" (1790). После смерти Екатерины Сарти написал к коронации Павла I торжественный хор, сохранив таким образом и при новом дворе свое привилегированное положение.Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так наз. "петербургского камертона" (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом (1796).

Акустические исследования Сарти сохраняли свое значение в течение почти 100 лет (лишь в 1885 г. В Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц). В 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скончался в Берлине.Творчество Сарти в России как бы завершает собой целую эпоху творчества итальянских музыкантов, приглашаемых в течение всего XVIII в. В Петербург на должность придворного капельмейстера. Кантаты и оратории, приветственные хоры и гимны Сарти составили особую страницу развития русской хоровой культуры екатерининской эпохи. Своими масштабами, монументальностью и грандиозностью звучания, пышностью оркестрового колорита они как нельзя лучше отражали вкусы петербургского аристократического круга последней трети XVIII в.

Произведения создавались по заказу двора, были приурочены к крупным победам русского войска или к торжественным событиям императорской семьи и исполнялись обычно на открытом воздухе. Иногда общее число музыкантов достигало 300 человек. Так, например, при исполнении оратории "Слава в вышних богу" (1792) на окончание русско-турецкой войны было занято 2 хора, 2 состава симфонического оркестра, роговой оркестр, специальная группа ударных инструментов, были использованы колокольный звон и пушечная пальба(!). Подобной монументальностью отличались и другие произведения ораториального жанра - "Тебе бога хвалим" (по случаю взятия Очакова, 1789), Те Deum (на взятие крепости Килия, 1790) и т. П.Педагогическая деятельность Сарти, начавшаяся еще в Италии (его ученик - Л.

Керубини), развернулась в полную силу именно в России, где Сарти создал свою композиторскую школу. Среди его учеников - С. Дегтярев, С. Давыдов, Л. Гурилев, А. Ведель, Д. Кашин.По своей художественной значимости произведения Сарти неравноценны - приближаясь в отдельных операх к реформаторским произведениям К. В. Глюка, композитор в большинстве своих сочинений все же оставался верен традиционному языку эпохи. Вместе с тем приветственные хоры и монументальные кантаты, написанные преимущественно для России, долгое время служили образцами для русских композиторов, не утрачивая своего значения в последующие десятилетия, и исполнялись на церемониях, празднествах вплоть до коронации Николая I (1826..

Значения в других словарях
Сарасате

(Сарасате-и-Наваскуэс Пабло де), (10 III 1844, Памплона - 20 IX 1908, Биарриц) Сарасате - феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала.Л. АуэрИспанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем вечно живого, виртуозного искусства. "Паганини конца века, король искусства каденцирования, солнечно светлый художник", - так называли Сарасате современники. Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже принципиальные против..

Сарсуэла

(исп. - zarzuela) - испанская разновидность музыкально-сценического представления, близкая оперетте.. ..

Сати Эрик

(17 V 1866, Онфлёр, деп. Кальвадос - 1 VII 1925, Аркёй, близ Парижа) Довольно облаков, туманов и аквариумов, водяных нимф и ароматов ночи. Нам нужна музыка земная, музыка повседневности!...Ж. КоктоЭ. Сати - один из самых парадоксальных французских композиторов. Он не раз удивлял современников, активно выступая в своих творческих декларациях против того, что еще недавно ревностно защищал. В 1890-е гг., познакомившись с К. Дебюсси, Сати выступал против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие н..

Свирель

Нежный звук свирели раньше хорошо знали на Руси. Так же, как на рожке или жалейке, на ней играли пастухи, собирая стадо. Помните пастушка Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Его песни сопровождаются звучанием флейты, имитирующим свирельный наигрыш. Свирель - это и есть духовой инструмент, когда-то очень распространенный в России и на Украине. Он состоит из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками. Объем ее звучания был очень невелик - исполнять на свир..

Дополнительный поиск Сарти Джузеппе Сарти Джузеппе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сарти Джузеппе" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сарти Джузеппе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа