Серов Александр Николаевич

156

( 23 I 1820, Петербург - 1 II 1871, там же) Вся жизнь его была служением искусству, и ему он принес в жертву все остальное...В. СтасовА. Серов - известный русский композитор, выдающийся музыкальный критик, один из основоположников отечественного музыкознания. Его перу принадлежат 3 оперы, 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, обработки народных песен. Он - автор значительного числа музыкально-критических работ.Серов родился в семье крупного правительственного чиновника. С раннего детства у мальчика проявились разнообразные художественные склонности и увлечения, которые всемерно поощрялись родителями. Правда, значительно позднее отец станет резко противиться - вплоть до серьезного конфликта - музыкальным занятиям сына, считая их абсолютно бесперспективными.В 1835-40 гг.

Серов обучался в Училище правоведения. Там состоялось его знакомство с В. Стасовым, переросшее вскоре в горячую дружбу. Переписка Серова и Стасова тех лет - поразительный документ становления и развития будущих корифеев русской музыкальной критики. "Для нас обоих", - писал Стасов после смерти Серова, - "эта переписка имела очень важное значение - мы помогали друг другу образоваться не только в музыкальном, но и во всех других отношениях". В те годы проявились и исполнительские способности Серова. Он успешно учился игре на фортепиано и виолончели, причем последнюю начал осваивать только в училище. После завершения образования началась служебная деятельность. Сенат, Министерство юстиции, служба в Симферополе и Пскове, Министерство внутренних дел, Петербургский почтамт, где он, свободно владевший несколькими европейскими языками, числился цензором иностранной корреспонденции - вот вехи из весьма скромной карьеры Серова, не имевшей, впрочем, для него, за исключением заработка, какого-либо серьезного значения.

Главным и определяющим была музыка, которой он желал посвятить всего себя без остатка.Композиторское взросление Серова проходило трудно и медленно, это было связано с отсутствием надлежащей профессиональной подготовки. К началу 40-х гг. Относятся его первые опусы. 2 сонаты, романсы, а также фортепианные переложения великих творений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов-классиков. Уже в то время Серова увлекают оперные замыслы, правда так и оставшиеся неосуществленными. Самой значительной из незавершенных работ была опера "Майская ночь" (по Н. Гоголю). Из нее до наших дней дошел только один эпизод - Молитва Ганны, которая была первым произведением Серова, исполненным в публичном концерте в 1851 г.

В том же году состоялся и его дебют на критическом поприще. В одной из статей Серов сформулировал свою задачу как критика. "Музыкальная образованность в массе русских читателей распространена чрезвычайно мало. Но ведь надо же стараться о распространении этой образованности, надо же заботиться об том, чтоб наша читающая публика имела верные понятия о всех, хотя главнейших сторонах музыкального дела, так как без этих сведений невозможен сколько-нибудь верный взгляд на музыку, ее сочинителей и исполнителей". Интересно, что именно Серов ввел в русскую литературу термин "музыкознание". Множество злободневных вопросов современной русской и зарубежной музыки поднято в его работах. Творчество Глинки и Вагнера, Моцарта и Бетховена, Даргомыжского и композиторов "Могучей кучки" и т.

П. В начале становления Новой русской музыкальной школы он был тесно с ней связан, однако вскоре пути Серова и кучкистов разошлись, их отношения стали враждебными, это привело и к разрыву со Стасовым.Бурная публицистическая деятельность, отнимавшая у Серова очень много времени, тем не менее не ослабила его желания сочинять музыку. "Я доставил себе", - писал он в 1860 г., - "некоторую известность, составив себе имя музыкальными критиками, писательством о музыке, но главная задача моей жизни будет не в этом, а в творчестве музыкальном". 60-е гг. Стали десятилетием, принесшим славу Серову-композитору. В 1862 г. Завершена опера "Юдифь", в основу либретто которой была положена одноименная пьеса итальянского драматурга П.

Джакометти. В 1865 г. - "Рогнеда", посвященная событиям из истории Древней Руси. Последней оперой стала "Вражья сила" (смерть оборвала работу, оперу заканчивали В. Серова, жена композитора, и Н. Соловьев), создававшаяся по драме А. Н. Островского "Не так живи, как хочется".Все оперы Серова были поставлены в Петербурге на сцене Мариинского театра и имели шумный успех. В них композитор пытался соединить драматургические принципы Вагнера и начинающей формироваться национальной оперной традиции. "Юдифь" и "Рогнеда" создавались и впервые ставились на сцене на том рубеже, когда были уже написаны гениальные сценические творения Глинки и Даргомыжского (кроме "Каменного гостя") и еще не появились оперы композиторов-"кучкистов" и П.

Чайковского. Серову не удалось создать свой законченный стиль. В его операх немало эклектики, хотя в лучших эпизодах, особенно изображающих народную жизнь, он достигает большой выразительности и красочности. Со временем Серов-критик затмил Серова-композитора. Однако это никак не может перечеркнуть то ценное, что есть в его музыке действительно талантливого и оригинального..

Значения в других словарях
Серенада

От Севильи до Гренады В тихом сумраке ночей Раздаются серенады Раздается стук мечей. Эти строки поэта А. К. Толстого, положенные на музыку, и есть серенада. Наверное, вы ее не раз слышали. Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает «на открытом воздухе») перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы. Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Т..

Серийная Техника

Серийность - техника музыкальной композиции, оперирующая серией - определенным рядом звуков, повторение которого образует всю ткань сочинения или его части. В широком смысле серийная техника предполагает применение серий любого параметра, а также их сочетаний. В узком смысле - техника высотной серии, что совпадает с понятием додекафонии.. ..

Сибелиус Ян

( 8 XII 1865, Хяменлинна - 20 IX 1957, Ярвенпя) ...творить в еще более широких масштабах, продолжать там, где закончили мои предшественники, создавать искусство современное является не только моим правом, но и моей обязанностью.Я. Сибелиус"Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа", - так писал о замечательном финском композиторе в 1891 г. Его соотечественник, критик К. Флодин. Творчество Сибелиуса ..

Сильвестров Валентин Васильевич

( р. 30 IX 1937, Киев) Только мелодия делает музыку вечной...Вероятно, может показаться, что в наше время эти слова были бы типичны для композитора-песенника. Но их произнес музыкант, к чьему имени в течение долгого времени был приклеен ярлык авангардиста (в ругательном смысле), ниспровергателя, разрушителя. В. Сильвестров вот уже без малого 30 лет служит Музыке и, наверное, вслед за великим поэтом мог бы сказать. "Не дал мне Бог дара слепости". (М. Цветаева). Ибо весь путь его - и в жизни, и в ..

Дополнительный поиск Серов Александр Николаевич Серов Александр Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Серов Александр Николаевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Серов Александр Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 26 символа