Симфоническая Поэма

237

Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году. Венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» - не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них - «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов - «прелюдий», ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы.

Свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. Рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы. Главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина». Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос.

Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения. Увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как «Садко» Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина, «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро» Лядова. Еще одна разновидность этого жанра - симфоническая фантазия - также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто - присутствием в программе фантастических элементов..

Значения в других словарях
Сильвестров Валентин Васильевич

( р. 30 IX 1937, Киев) Только мелодия делает музыку вечной...Вероятно, может показаться, что в наше время эти слова были бы типичны для композитора-песенника. Но их произнес музыкант, к чьему имени в течение долгого времени был приклеен ярлык авангардиста (в ругательном смысле), ниспровергателя, разрушителя. В. Сильвестров вот уже без малого 30 лет служит Музыке и, наверное, вслед за великим поэтом мог бы сказать. "Не дал мне Бог дара слепости". (М. Цветаева). Ибо весь путь его - и в жизни, и в ..

Симфоническая Картина

См. Программная музыка, симфоническая поэма.. ..

Симфонический Оркестр

См. Оркестр.. ..

Симфония

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича - это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира, путях жизни на земле. Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла сравнительно недавно. Каких-нибудь два с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она п..

Дополнительный поиск Симфоническая Поэма Симфоническая Поэма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Симфоническая Поэма" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симфоническая Поэма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 19 символа