Тактакишвили Отар Васильевич

204

( 27 VII 1924, Тбилиси - 24 II 1989, Москва) Мощь гор, бурное движение рек, цветение прекрасной природы Грузии и многовековую мудрость ее народа - все это с любовью воплотил в своем творчестве выдающийся грузинский композитор О. Тактакишвили. Опираясь на традиции грузинской и русской музыкальной классики (в частности - на творчество основоположника национальной композиторской школы 3. Палиашвили), Тактакишвили создал множество произведений, вошедших в золотой фонд советской многонациональной культуры.Тактакишвили вырос в музыкальной семье. Образование получил в Тбилисской консерватории в классе профессора С. Бархударяна. Именно в консерваторские годы произошел стремительный взлет дарования юного музыканта, имя которого уже тогда стало известным во всей Грузии.

Молодой композитор написал песню, которая на республиканском ^конкурсе была признана лучшей и утверждена в качестве Государственного гимна Грузинской ССР. После аспирантуры (1947-50) связи с консерваторией не прервались. С 1952 г. Тактакишвили преподает в ней полифонию и инструментовку, в 1962-65 гг. - он ректор, а с 1966 г. - профессор по классу композиции.Сочинения, созданные за годы учебы и вплоть до середины 50-х гг., отразили плодотворное усвоение молодым автором классико-романтических традиций. 2 симфонии, Первый фортепианный концерт, симфоническая поэма "Мцыри" - это те произведения, в которых в наибольшей степени отразились образность и некоторые средства выразительности свойственные музыке романтиков и отвечавшие романтическому возрасту их автора.С середины 50-х гг.

Тактакишвили активно работает в области камерной вокальной музыки. Вокальные циклы тех лет стали творческой лабораторией музыканта. В них он искал свою вокальную интонацию, свой стиль, который стал основой его оперных и ораториальных сочинений. Многие романсы на стихи грузинских поэтов В. Пшавела, И. Абашидзе, С. Чиковани, Г. Табидзе вошли позже в крупные вокально-симфонические произведения Тактакишвили.Рубежом в творческом пути композитора стала опера "Миндия" (1960), написанная по мотивам поэзии В. Пшавела. С этого времени в творчестве Тактакишвили намечается поворот к крупным жанрам - операм и ораториям, а в области инструментальной музыки - к концертам. Именно в этих жанрах выявились самые сильные и оригинальные черты творческого дарования композитора.

Опера "Миндия", в основе которой история о юноше Миндни, одаренном способностью понимать голоса природы, в полной мере проявила все качества Тактакишвили-драматурга. Умение создать яркие музыкальные образы, показать их психологическое развитие, построить сложные массовые сцены. "Миндия" была с успехом поставлена в ряде оперных театров нашей страны и за рубежом.Следующие 2 оперы Тактакишвили - триптих "Три жизни" (1967), созданный на основе произведений М. Джавахишвили и Г. Табидзе, и "Похищение луны" (1976) по роману К. Гамсахурдия - повествуют о жизни грузинского народа в дореволюционный период и в первые революционные дни. В 70-е гг. Были созданы и 2 комические оперы, раскрывшие новую грань дарования Тактакишвили - лиризм и добродушный юмор.

Это "Ухажер" по новелле М. Джавахишвили и "Чудаки" ("Первая любовь") по рассказу Р. Габриадзе.Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат. Во многом перекликаются между собой две лучшие оратории Тактакишвили - "По следам Руставели" и "Николоз Бараташвили". В них композитор размышляет о судьбе поэтов, их призвании. В основе оратории По следам "Руставели" (1963) цикл стихотворений И. Абашидзе. Подзаголовок произведения "Торжественные песнопения" определяет основной тип музыкальных образов - это воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Оратория "Николоз Бараташвили" (1970), посвященная грузинскому поэту-романтику XIX в., включает в себя и мотивы разочарования, и страстные лирические монологи, и порыв к свободе.

Свежо и ярко преломляется фольклорная традиция в вокально-симфоническом триптихе Тактакишвили - "Гурийские песни, Мегрельские песни, Грузинские светские гимны". В этих сочинениях широко используются самобытные пласты древнего грузинского музыкального фольклора. В последние годы композитором были написаны оратория "С лирой Церетели", хоровой цикл "Карталинские напевы".Тактакишвили писал много инструментальной музыки. Он автор четырех концертов для фортепиано, двух - для скрипки, одного - для виолончели. Не осталась за пределами интересов композитора и камерная музыка (Квартет, фортепианный Квинтет, фортепианное Трио), и музыка для кино и театра ("Царь Эдип" в Театре им. Ш. Руставели в Тбилиси, "Антигона" в Театре им.

И. Франко в Киеве, "Зимняя сказка" во МХАТе).Тактакишвили нередко выступал и как дирижер собственных произведений (многие его премьеры проходили в авторском исполнении), как автор статей, затрагивающих серьезные проблемы композиторского творчества, взаимоотношений народного и профессионального искусства, музыкального воспитания. Длительная работа на посту министра культуры Грузинской ССР, активная деятельность в Союзе композиторов СССР и Грузии, представительство в жюри всесоюзных и международных конкурсов - все это грани общественной деятельности композитора Отара Тактакишвили, которую он посвятил людям, считая, что "нет для художника более почетной задачи, чем жить и творить для народа, во имя народа"..

Значения в других словарях
Сюита

Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие - не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность. Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных та..

Такт

Если вы посмотрите в ноты - любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями. Эти линии, называемые тактовой чертой, отделяют один такт от другого. А тактом (от латинского tactus - прикосновение, воздействие) поэтому называется тот отрезок музыки, который заключен между двумя тактовыми чертами. Ставятся эти черты не как попало, а в совершенно определенном порядке. Перед сильной, ..

Тамберг Эйно Мартинович

( р. 27 V 1930, Таллинн) Я верю, что музыка - одна из форм действенной, активной любви к миру и человеку, одна из возможностей изменить мир к лучшему...Э. ТамбергЭ. Тамберг - один из ведущих современных эстонских композиторов. По складу своего дарования он прежде всего - композитор-симфонист. Симфоническим дыханием пронизаны не только его оркестровые сочинения, но также и музыкально-театральные и ораториальные.В 1953 г. Тамберг окончил Таллиннскую консерваторию по классу композиции Э. Каппа. Его..

Тамтам

Случалось ли вам слушать Шестую симфонию или «Франческу да Римини» Чайковского. А «Шехеразаду» Римского-Корсакова. Если случалось, то вы, наверное, обратили внимание на один совершенно необычный звук. Непонятный, таинственный, гулкий, как будто неопределенной высоты, но сливающийся с музыкой, в которую он ворвался неожиданно и зловеще. Это тамтам, инструмент из группы ударных, пришедший к нам из Азии. Тамтам - литой металлический диск. Он делается из специальных сплавов, а играют на нем, ударяя ..

Дополнительный поиск Тактакишвили Отар Васильевич Тактакишвили Отар Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тактакишвили Отар Васильевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тактакишвили Отар Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 28 символа