Филд, Фильд Джон

172

( 26 VII 1782, Дублин - 23 I 1837, Москва) Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату.М. ГлинкаИзвестный ирландский композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие.Филд родился в семье музыкантов. Первоначальное музыкальное образование получил у певца, клавесиниста и композитора Т. Джордани. В десятилетнем возрасте талантливый мальчик впервые в жизни выступил публично. После переезда в Лондон (1792) он становится учеником М. Клементи - выдающегося пианиста и композитора, ставшего к тому времени предприимчивым фабрикантом роялей.

В лондонский период своей жизни Филд демонстрировал инструменты в магазине, принадлежащем Клементи, начал концертировать, сопровождал своего учителя во время заграничных поездок. В 1799 г. Филд впервые исполнил свой Первый фортепианный концерт, принесший ему известность. В те годы его выступления с успехом проходили в Лондоне, Париже, Вене. В письме к музыкальному издателю и фабриканту И. Плейелю Клементи рекомендовал Филда как многообещающего гения, ставшего на родине любимцем публики благодаря своим сочинениям и исполнительскому мастерству.1802 г. - важнейшая, ставшая рубежной, веха в жизни Филда. Вместе со своим учителем он приезжает в Россию. В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах, знакомится с русским музыкальным искусством.

Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда. Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой.Жизнь Филда в России связана с двумя городами - Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Филд - автор 7 фортепианных концертов, 4 сонат, около 20 ноктюрнов, вариационных циклов (в т. Ч. На русские темы), полонезов для фортепиано. Композитором также написаны арии и романсы, 2 дивертисмента для фортепиано и струнных инструментов, фортепианный Квинтет.Филд стал основоположником нового музыкального жанра - ноктюрна, получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов.

Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист. "До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. П. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием "Песен без слов", "Экспромтов", "Баллад" и т. П., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще".Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью.

Пение на фортепиано - одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда - было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности. Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных пианистов, писал в "Записках", что "игра Филда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов".Значителен вклад Филда в воспитание молодых русских пианистов, как профессионалов, так и любителей. Его педагогическая деятельность была очень обширной. Филд - желанный и уважаемый учитель во многих дворянских семьях.

У него обучались такие видные впоследствии музыканты, как А. Верстовский, А. Гурилев, А. Дюбюк, Ант. Контский. Несколько уроков у Филда взял Глинка. У него учился В. Одоевский. В первой половине 30-х гг. Филд осуществил большую гастрольную поездку по Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии, высоко оцененную рецензентами и публикой. В конце 1836г. В Москве состоялся последний концерт уже тяжело больного Филда, и вскоре замечательный музыкант умер.Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и уважаемое место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, оно подготовило почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов.

/А. Назаров/.

Значения в других словарях
Фермата

Итальянское слово «фермата» (fermata) означает остановка, задержка. В музыке им называется знак . Он ставится над нотой, аккордом или паузой (реже - в перевернутом виде под ними) и означает, что исполнитель должен в этом месте увеличить длительность звука по своему усмотрению.. ..

Фибих Зденек

( 21 XII 1850, Вшеборжице - 15 X 1900, Прага) Замечательный чешский композитор З. Фибих наряду с Б. Сметаной и А. Дворжаком справедливо причислен к основоположникам национальной композиторской школы. Жизнь и творчество композитора совпали с подъемом патриотического движения в Чехии, ростом самосознания ее народа, и это нашло живейшее отражение в его произведениях. Глубокий знаток истории своей страны, ее музыкального фольклора, Фибих внес значительный вклад в развитие чешской музыкальной культур..

Флейта

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции. Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный ..

Фольклор

Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали свадьбы на Руси. Свадебная игра, как ее принято называть (во многих сказках вы, наверное, слышали. «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место занимали в ней песни. Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха. Шуточные, комические, иногда пародийные, ча..

Дополнительный поиск Филд, Фильд Джон Филд, Фильд Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филд, Фильд Джон" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филд, Фильд Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 16 символа