Аксаков
• АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886) - русский публицист и общественный деятель, поэт. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. По образованию юрист (в 1842 окончил Петербургское Училище правоведения). Редактор многих периодических изданий. "Русская беседа" (1858-1859), "День" (1861-1865), "Москва" (1867-1868), "Русь" (1880-1886). Пропагандист идей славянофилов. За радикальную критику политического и церковного устройства России 12 лет не имел возможности печататься. Разделял некоторые воззрения западников относительно оценки современного им состояния России. Выступал за отмену крепостного права и телесных наказаний, против гонений на сектантов. А. - "один из самых выдающихся вождей "русской партии", горячий патриот и ревностный православный,.
Враг Запада вообще и римской церкви, в частности, питающий отвращение к папству и чувство омерзения к иезуитам..." (В.Соловьев). Один из центральных моментов творчества А. - анализ состояния религиозности и Православной церкви в России. В отличие от своего старшего брата К.С. Аксакова, А. Не идеализировал общинное прошлое русских и утверждал, что и до Петра I на Руси было распространено рабское, извращенное понимание христианства. В политике это вылилось в подчинение Церкви государству, в быту - в идеологию "Домостроя" (А. Не понимал, как такую низкую мораль, как мораль "Домостроя". Относительно состояния Православной церкви 19 в. А. Писал, что "наша церковь. Прилагает. Порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова", что половина прихожан "только по наружности принадлежат Православной церкви и удерживаются в ней только страхом государственного наказания...".
А., как и Киреевский и Хомяков, видит выход в разгосударствлении православия, в воспитании в человеке "живого внутреннего единства и целости...", что не позволит впасть в фарисейство, в почитание форм, а не Сущности. Центральной для А. Была идея народности - совокупности жизненных, нравственных и умственных особенностей, присущих низшим сословиям общества. А. Предлагал дворянскому сословию "самоупраздниться", тем самым распространив собственные привилегии на все население России. Преодолеть отчуждение между властью и простыми людьми, по А., способна лишь подлинно народная интеллигенция в своей, гл. Обр., духовной ипостаси. Бердяев называл А. "сторонником идеальной монархии", которая живет по нравственным законам независимой Церкви.
В отличие от поздних славянофилов (например, Данилевского), А. Признавал идею общечеловеческой культуры, но все же верил, что мир будущего - это славяно-русский мир, пронизанный Православной верой. В 1886-1887 вышло 7-томное издание сочинений А.• АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860)- русский публицист, историк, филолог. Сын русского писателя С.Т. Аксакова. Окончил филологический факультет Московского университета. В 1833-1840 участник кружка Станкевича (западники). Основные сочинения. "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка" (магистерская диссертация, 1846), "Родовое или общественное явление был изгой?", "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности", "Теория государства у славянофилов" (сборник статей, 1898), "Публика - народ.
Опыт синонимов" и др. В студенчестве испытал влияние Гегеля (по словам Чичерина, А. Был уверен, что "русский народ преимущественно перед всеми другими призван понять Гегеля"). Переводил Шиллера и Гете. Как филолог создал собственное учение о языке. Исторические труды посвящены истории славян. С начала 40-х перешел на позиции славянофильства, развивал, в основном, социально-политические аспекты этого течения, автор концепции "земли и государства". Как и у всех славянофилов, у А. Центральное место занимает проблема анализа самобытности русской культуры и истории, своеобразия личности в русской действительности. Общественная структура славян (особенно - русских), по А., зиждется не на семье или клане (С. Соловьев), а на общине, особенность которой - воля народа, совокупности личностей.
Личность может идти двумя путями - самообособлением (что ведет к саморазрушению) или самоограничением во имя целого (общины). Община ("страна", "земля") живет по внутреннему нравственному закону, хочет мира, следует заповедям Христа, дает свободу личности. "личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма. Личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре", где каждый поет своим голосом. Диалектика общинности заключается в сохранении личного своеобразия и свободы, но в подчинении целому, общим целям. 06-щинность - особенность славянского, русского строя, но воинственные соседи вынуждают славян создать необщинный тип жизни - государство ("власть"), которое отделено от общины, живет внешним законом и принуждением.
Государство образуется путем наделения властью избранного общиной монарха (в русской истории - призвание варягов Рюрика). Разделяя общину (сферу социального, целого, свободного) и государство, А. Критикует Европу за преобладание внешней справедливости (права) над внутренней. В Европе "правда" (внутреннее начало) стала выражаться в законе в силу чрезмерного развития государственности, в силу того, что европейские государства - плод захватнических войн. "на Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяется законом...". В России община и государство, народ и царь жили в мире до реформ Петра I, который отобрал у общины совещательный голос.
По мнению А., западные народы (в силу приведенных выше причин) страдают или исключительностью, или космополитизмом. Русский народ остается воплощением общечеловеческих принципов и "духа христианской гуманности". Основа русской нравственности - крестьянство, не испорченное цивилизацией. А. Не приемлет идею социальной революции и в записке Александру II (1855) советует избежать ее путем дарования демократических свобод (слова и мысли), разрешить созыв земских соборов. Славянофильство А. С его идеализацией общины позволило охарактеризовать его как "настоящего анархиста" (Бердяев) и проповедника "мистического демократизма" (С. Венгеров). Еще одна характерная черта А. - в отличие от Хомякова и Киреевского - в том, что он видел в Западной Европе только зло, насилие, ошибочную веру (католичество и протестантизм), склонность к театральным эффектам.
Но это не помешало А. Выступать против славянского изоляционизма и национальной ограниченности..
Дополнительный поиск Аксаков
На нашем сайте Вы найдете значение "Аксаков" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аксаков, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа