Бахтин

226

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокантианства, феноменологии. К собственно философским трактатам у Б. Можно отнести только раннюю неоконченную работу "К философии поступка" (предположительно нач. 1920-ых), где Б. Выступает с программой построения "первой философии" нового типа, которая через обращение к "единой и единственной нравственной ответственности" призвана преодолеть "дурную неслиянность культуры и жизни". Онтология человеческого бытия рассматривается в данной работе как онтология поступка, как учение о "единственном событии свершаемого бытия".

Одно из центральных бахтинских понятий, задающих онтологическое определение человека, - понятие "неалиби в бытии", также подчеркивающее ответственный характер человеческого бытия. Б. Исходит из осознания активной причастности бытию со "своего единственного места в бытии". Соответственно онтология человека определяется у Б. Взаимоотношением между "единственностью наличного бытия" и "целым бытия". Сложную диалектику этого взаимоотношения Бахтин пытается прояснить с помощью понятий "нераздельно и неслиянно", а также с помощью различения "данного и заданного" в онтологии человека. Указанное взаимоотношение реализуется, согласно Б., в изначальном акте "утверждения своего не-алиби в бытии". Этим актом, по мнению Б., полагается "ответственный центр исхождения поступка", - в результате чего место быть получает необходимую конкретность и "инкар-нированность", онтологическую укорененность.

В свете заданной таким образом онтологии на смену homo sapiens приходит человек поступающий, выявляется онтологическая неслучайность всякого поступка, - нравственная философия обретает онтологические корни. Философия поступка Б. Включает развернутую критику "эстетического и теоретического миров" за характерное для них отвлечение от "нуди-тельной действительности" "единого и единственного ответственного бытия" и противопоставляет им "ответственное единство" мышления и поступка. При этом указанное отвлечение приводит не только к теоретической, но и к онтологической несостоятельности. Как показывает Б., эстетический мир способен породить "двойника-самозванца", чье бытие определяется Б. Как "бытие лжи или ложь бытия", "ложь самим собою себе самому" ("Автор и герой в эстетической деятельности"), коренящаяся в том, что человек отвлекается (отступает) от "центра исхождения поступка", которым отмечено конкретное место человека в бытии.

Отступление, которое в религиозном (христоцентрическом) контексте осмысляется Б. Как "имманентное бытию грехопадение". Заявляя, что эстетический и теоретический разум должны быть моментом практического разума, Б. Вводит понятия "поступающего мышления" и "участного мышления" и классифицирует философию на ту, в которой участное мышление преобладает "осознанно и отчетливо" и на ту, где это имеет место "бессознательно и маскированно". В работе "Автор и герой в эстетической деятельности" Б. Предлагает позитивное обоснование эстетического события. Б. Показывает, что эстетическое созерцание, которое отвлекается от этического смысла и заданности конкретного человеческого бытия, остается внутренне оправданным по отношению к другому человеку.

Обозначение проблемы "я - другой", лежащей в основании диалогической концепции Б., можно найти уже в трактате "К философии поступка". В работе об авторе и герое эта проблема получает детальное рассмотрение и опирается на такие понятия как "вненаходимость", "кругозор" и "окружение", "я-для-себя" и "я-для-другого", "другой-для-меня" и др. Согласно Б., моя вненаходимость другому делает эстетическое отношение творчески-продуктивным, поскольку я обладаю "избытком видения" по отношению к другому. Мне есть чем его одарить и это дар, в котором другой, по словам Б., испытывает абсолютную нужду. Как подчеркивает Б., результатом эстетической деятельности, эстетического события, становится рождение другого в новом плане бытия, определенном новыми, "трансгредиентными" другому ценностями.

Но, как уже отмечалось, это онтологическое приращение, будучи недоступным другому, требует в качестве залога мое собственное бытие. Чтобы сохранить позитивность эстетического, необходимо вести одновременно смысловую и ценностную интерпретацию отношения "я - другой", определять эстетическое видение "помимо смысла", но тем не менее удерживать его "вместе" с ним. Б. Удерживает это место единого и единственного бытия, когда специально подчеркивает, что речь идет о "конкретной вненаходи-мости меня единственного". Таким образом именно по отношению к другому обнаруживается единственность и "не-заместимость" моего места в мире. Мой дар другому исходит из моей точки зрения, укоренен в моем месте в бытии. "Эстетическое созерцание и этический поступок, - пишет Б., - не могут отвлечься от конкретной единственности места в бытии".

Эстетическая концепция Б. Развивалась в полемике с "формальным методом" в искусствознании, с одной стороны, и с концепцией "вчувствования" в эстетике к. 19-нач. 20 в., с другой. Если первое направление вело, по мнению Б., к потере героя, то второе - к потере автора, разрушая таким образом художественное событие, понимаемое как событие диалогическое. Позднее свойственный эстетическому созерцанию момент завершенности был оценен Б. Как насилие, несовместимое с идеей диалогизма как живого отношения двух сознаний. В этой связи "новая художественная модель мира", созданная, по мнению Б., в романах Достоевского, преодолевает завершающую авторскую активность, монологическое сознание автора. Полифонический роман Достоевского предстает как "сочетание неслиянных голосов" в неза-вершимом диалоге.

Анализируя воплощенное в романах Достоевского художественное видение жизни человеческого сознания, Б. Делает вывод, что "само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит общаться", быть на границе. Диалогический характер человеческого бытия, из которого исходит Б., определяет и его подход к разработке философских основ гуманитарных наук и в частности к анализу проблемы текста в гуманитарных науках. Гуманитарные науки, поскольку они имеют дело с личностью, предполагают диалогическую активность познающего, диалогическое движение понимания, которое, в свою очередь, основывается на диалогическом контакте между текстами и на сложном взаимоотношении текста и контекста. Признание нескончаемого обновления смыслов в новых контекстах приводит Б.

К различению малого времени и большого времени, трактуемого как бесконечный и незавершимый диалог. В культурологическом аспекте наибольшую известность получила книга Б. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1940), в которой Б. Развивает концепцию народной смеховой культуры (в противоположность культуре официальной) и идею карнавала, разнообразные проявления которого Б. Анализирует, основываясь на принципе амбивалентности. Если в литературоведении влияние Б. Очень велико, то философское осмысление его идей и концепций только начинается, причиной чему стала как биография самого Б., так и судьба его наследия. Очевидна глубокая созвучность его идей западным диалогистам (Бу-бер и др.).

Вместе с тем разносторонность затронутой им проблематики не только оставляет открытым вопрос о единстве бахтинской мысли, но и делает ее способной к диалогу с самыми разнообразными подходами в современной философской мысли. Феноменологическими, герменевтическими, постмодернистскими. Основные публикации работ Б. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965, 1990). "Эстетика словесного творчества" (1979, 1986). "Работы 1920-х годов" (1994). "Проблемы творчества и поэтики Достоевского" (1994) и др..

Значения в других словарях
Бахтин

Михаил Михайлович [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного мышления. В книге о Ф. Рабле (1965) анализирует сущность комического, гротеска, народной «карнавализации» искусства. Автор статей о Л. H. Толстом (1930), работ по теории литературы. Соч. Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963. Творчество Ф. Рабле и народ..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975), литературовед, теоретик искусства. В 1930-36 находился в ссылке (в Кустанае). Историко-теоретические труды, посвящены становлению и смене художественных форм (эпос, роман), выявляют ценностно-философское значение категорий поэтики (прежде всего жанра). Исследовал полифоническую форму романа ("Проблемы поэтики Достоевского", 1929. 4 изд., 1979) и народную "смеховую" культуру средневековья ("Творчество Франсуа Рабле...", 1940, опубл. 1965). Сб. Статей "Вопросы..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895 - 1975), русский литературовед, теоретик искусства. Историко-теоретические труды, посвященные становлению и смене художественных форм, выявляют ценностно-философское значение> категорий поэтики. Исследовал полифоническую форму романа ("Проблемы поэтики Достоевского", 1929. 2-е издание, 1963) и народную "смеховую" культуру средневековья ("Творчество Франсуа Рабле...", 1965). Сборник статей "Вопросы литературы и эстетики" (1975). Исследования "К философии поступка" (..

Бахтин

БАХТИНБахта - вид набивной хлопчатобумажной ткани, а также женский платок из нее. Но фамилия вряд ли отсюда. Тюркское личное имя Бахта весьма давно известно на Руси. В документе 1552 года встречаем черкасского (то есть украинского) мещанина Вахту Размечича. Имя Бахта, вероятно, от арабского 'бахт' - счастье, благополучие. (Ф). Из диалектного северного бахтитъ - 'форсить, важничать'. (Н). В основе фамилии русское прозвище Бахта из слова бахта - бафта 'набивная бязь' (Даль). Данное одному из предк..

Бахтин

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - известный русский ученый. Философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б. 'Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса' (1965, 1990), 'Эстетика словесного творчества' (1979, 1986), 'Работы 1920-х годов' (1994), 'Проблемы творчества и поэтики Достоевского' (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. Оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы неокан..

Батай

БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897-1962) - французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. Сотрудник французской Национальной библиотеки (с 1924). Редактор журналов "Документы" (1929-1930), "Критика" (с 1946) и др. Основные сочинения. "Внутренний опыт" (1943), "Теория религии" (1948), "Проклятая доля" (1949), "Эротизм" (1957), "Слезы Эроса" (1961), "Сумма атеологии" (1972) и др. Наличие столь многочисленных социальных ролей выдает в методе Б. Попытку дезориентировать ..

Бахай

БАХАЙ - одна из наиболее молодых мировых религий. Зарождение Б. - 1844, Иран. В основе Б. Лежат подвергнувшиеся беспрецедентно кардинальной ревизии доктрины ислама. Численность верующих в Б. - более 6 млн. Человек (1994). Согласно учению Б., основатель религии Бахаулла продолжает ряд посланников Бога (Кришна, Авраам, Зоро-астр, Моисей, Будда, Иисус, Магомет). Авторству Бахауллы приписывают свыше 100 произведений (основное - "Китаб-и-Агдас" или "Самая Священная Книга", 1872). Канонизированы также..

Башляр

БАШЛЯР (Васhе1аd) Гастон (1884-1962) - французский философ и методолог, психолог, культуролог. Основоположник неорационализма (интегрального рационализма, прикладного рационализма, диалектического рационализма, нового материализма). Самоопределял себя как "сельского философа". Докторская диссертация - "Опыт приближенного знания" (1927). В 1919-1930 - преподаватель химии и физики в колледже, затем профессор Дижонского университета. С 1940 - профессор Сорбонны, где руководил кафедрой истории и фил..

Бегство В Болезнь

БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ - понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием неосознаваемого стремления отчужденного человека к заболеванию и погружению в болезнь. Последняя тенденция выступает как средство и способ защиты от конфликта с реальностью. По Фрейду, Б. В Б. - это способ замещения недостающего удовлетворения, реализующийся путем обратного развития (регре..

Дополнительный поиск Бахтин Бахтин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бахтин" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бахтин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа