Ильин

219

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, социолог, государствовед и общественный деятель, магистр и доктор государственных наук (1918, оппоненты на защите - князь Е.Н. Трубецкой и П.И. Новгородцев), один из основателей Русского научного института в Берлине (1923), профессор (1918). В главных сочинениях. "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918), "Учение о человеке" (1918), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Яд большевизма (1931) "Путь духовного обновления" (1935), "Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера" (1937), "Наши задачи. Статьи 1948-1954" (1956), "О монархии и республике" (посмертная публикация 1979) и др., - разработал оригинальную онтологическую и гносеологическую концепцию, а также выдвинул ряд актуальных и интересных идей о природе, сущности и перспективах преодоления тоталитаризма.

Рассматривая достижения и просчеты современного ему процесса познания в контексте его неизбежной обусловленности как состоянием культуры так и степенью ее общественного восприятия, И. Усматривал главный порок Человека начала-середины 20 века во внутренней "расколотости", в противоречии между разумом, умом, рассудком и чувствами, душой, сердцем. По И., человек настоящего ощущает себя как особую вещь в ряду вещей. Как результат "созидательные творческие действия оцениваются и интерпретируются "материально, количественно, формально и технически". Отвергая протестантскую этику в ее наиболее материализованных, заземленных ипостасях, И. Подчеркивал, что мышление без сердца не может не быть цинично, машинообразно и релятивно.

"Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности. Он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой". Индивидуальный и социальный опыт, по И., должны возродиться как интуиция, как видение сердцем. Полемизируя с графом Л.Н. Толстым, И. Утверждал, что при не имении адекватных средств сопротивления злу человек не только имеет право, но и призван применять силу. Шесть арестов за пять лет жизни в ленинской России и (после насильственной высылки на "философском пароходе") пять лет преследований в гитлеровской Германии наложили также значительный отпечаток на социально-философские размышления И., придав им силу личного жизненного опыта.

По мысли И., крупномасштабный опыт строительства социализма дает все основания утверждать, что это социальное устройство может существовать "только в форме всепроникающего и все-порабощающего тоталитарного режима". Понимая тоталитаризм как политический строй, "беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан" и "включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования", И. Отмечал, что сущность тоталитаризма как левого ("левого большевизма", социализма), так и правого ("правого большевизима" национал-социализма) толка состоит не столько в особой форме государственного устройства, сколько во всеохватывающем объеме и организации управления всесторонне порабощенными людьми, осуществляемою при проведении "самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре".

По И., противоправный тоталитарный режим "есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата", которая держится на партийных указах, распоряжениях и инструкциях, а законы и государственные органы представляют собой "только показную оболочку партийной диктатуры". В тоталитарном обществе, спаянным страхом, инстинктом самосохранения и злодейством, граждане фактически лишаются всех прав, полномочий и свобод. Они существуют только как субъекты обязанностей, объекты распоряжений и рабочие машины. Их правовое сознание замещается "психическими механизмами - голода, страха, мук и унижения. А творческий труд - психо-физическим механизмом рабского надрывного напряжения". Согласно И., опыт всех европейских социалистических стран свидетельствует, что с победой социализма в них устанавливается монопольная собственность государства и исключительная инициатива единого чиновничьего центра, в которых и заключается суть данного общественного устройства.

Установление же этой монополии ведет к монополии государственного работодательства и создает полную зависимость всех трудящихся от новой привилегированной касты партийных чиновников-угнетателей. Социалистическая действительность, по И., свидетельствует об антисоциальной сути социализма, который убивает свободу и творческую инициативу, уравнивает людей в нищете и зависимости, создает партийную касту, проповедует классовую ненависть, осуществляет "террористическое управление", создает рабство и выдает его за справедливый строй. Выход из левого тоталитаризма И. Видел в отречении от социалистических иллюзий, которые привели к катастрофе, и в строительстве нового общественного строя, основанного на, частной инициативе, частной собственности, правовой свободе и "творческой социальности", включающей в себя свободу, справедливость и братство.

Неизбывно размышляя о судьбе России, И. Считал, что ей все равно придется сделать выбор между свободой и рабством, демократией и тоталитаризмом. Веря в лучшее будущее, он подчеркивал, что "безумию левого большевизма Россия должна противопоставить не безумие правого большевизма, а верную меру свободы. Свободу веры, искания правды, труда и собственности". Значительная часть социально-философских и социологических соображений И. О будущем устройстве тоталитарных обществ носила характер либерального утопизма религиозного толка. Но в выборе направления движения и основных целях его он был прав, поскольку без обретения свободы преодоление тоталитарного отчуждения человека, его освобождение невозможно и немыслимо..

Значения в других словарях
Ильин

IИльи́н Борис Федорович [р. 8(21).4. 1901, Саратов], русский советский актёр, народный артист СССР (1956). В 1919—20 учился в театральной школе М. И. Велизарий, затем в Высших театральных мастерских в Саратове, в 1921—25 был актёром Саратовского городского театра. Работал в театрах Одессы, Куйбышева, Баку, Харькова и др. С 1936 — в труппе Свердловского драматического театра. Первые значительные роли актёра — Уриель Акоста («Уриель Акоста» Гуцкова), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова) и др. — опред..

Ильин

ИЛЬИН Андрей Епифанович (род. 1960), актёр. Работал в Рижском театре русской драмы. С 1989 в Московском театре им. Моссовета. Роли. Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира), Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя) и др. Снимался в фильмах "Человек свиты", "Циники", "Анкор, ещё анкор!", "Какая чудная игра!".2.. ..

Ильин

ИЛЬИН Иван Александрович (1882 - 1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала "Русский колокол" (1927 - 30). В 1934 уволен нацистами. С 1938 в Швейцарии. Автор> нескольких соте..

Ильин

ДЕНЬ (И прописное), Ильина дня, мн. Нет, м. (церк.). У православных - праздник пророка Илии (20 июля ст. Стиля) управляющего, по мифологическим представлениям, громами.. ..

Ильин

Авт. "Бесед о миротворении". (М., 1843).{Венгеров} Ильиниздал сборн. Стихов "Горы и равнины". (СПб., 1884).{Венгеров} Ильинсост. "Энциклопед. Словарь общеполезн. Сведений". (М., 1909).{Венгеров}. ..

Ильин

Леонид Андреевич (род.в 1928)ученый радиотоксиколог и гигиенист, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук, Герой Социалистического Труда. Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт. Врач ВМФ, руководитель лаборатории радиационной защиты, заместитель директора Ленинградского института Радиационной гигиены Минздрава СССР (1961-67). С 1968 - директор института биофизики Минздрава СССР. С 1989 - директор Института радиационной медицины. Вице-президент АМН..

Ильин

ИЛЬЕНКО ИЛЬИН ИЛЬИНИЧНИН ИЛЬИНЫХ ИЛЬИЧЕВ ИЛЬМАНОВ ИЛЬЧЕНКО ИЛЬЧЕНКОВ ИЛЬЧУК ИЛЬЮШКИН ИЛЬЮШИН ИЛЬЯХИН ИЛЮТИН ИЛЮХОВ ИЛЮШИН ИЛЮШКИН ИЛЬЮК ИЛЬЮТА ИЛЬЮЩЕНКО ИЛЮХИН ИЛЬЯШЕНКО ИЛЬЕНКО ИЛЬЧИШИН ИЛЬЯШЕВ ИЛЬЯШЕВИЧ ИЛЬЮШЕНКО ИЛЮЩЕНКО ИЛЬИЧЕНКО ИЛЬИЧЕНКОВсе фамилии от крестильного имени Илья (с др. Еврейского - 'мой бог Яхве') и его уменьшительных и производных форм. (Ф,У). Ильиничнин - родоначальницей была некторая Ильинична, на это указывает суффикс -ин. Ильманов от Ильман разговорной формы имени Илья, п..

Ильин

Алексей Алексеевич (14(26).IX.1858 - 27.II.1942) - сов. Историк, специалист по рус. Нумизматике. Чл.-корр. АН СССР (с 1928). В 20-х гг. 20 в. Возглавлял отдел нумизматики Эрмитажа и секцию нумизматики и глиптики Гос. Академии истории материальной культуры. Автор ряда исследований но проблемам др.-рус. Ден. Обращения.Соч. Топография кладов серебряных и золотых слитков, П., 1921. Топография кладов древних рус. Монет X-XI вв. И монет удельного периода, Л., 1925. Классификация рус. Удельных монет, в..

Иисус Христос

ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение. Греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"). Второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего. Посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину отк..

Ильенков

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924-1979) - русский советский философ, специалист по теории диалектики, истории философии, психологии, педагогике. С 1953 по 1979 работал в Институте философии АН СССР. В 1965 за исследования актуальных проблем теории познания И. Была присуждена академическая премия им. Чернышевского. В качестве переводчика и редактора И. Участвовал в изданиях трудов Фихте, Гегеля, Маркса. В 1968 защитил докторскую диссертацию. "К вопросу о природе мышления". И. Принадлежит приоритет..

Имманентный

ИММАНЕНТНЫЙ (лат. Immanens - пребывающий внутри) - понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению. То, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок являются И. У Канта И. - противоположено трансцендентному. В гносеологии Канта сфера законного (И.) применения разума ограничена миром явлений, данным в о..

Инакость

ИНАКОСТЬ (греч. Heterores, лат. Alterritas) - термин философии Платона ("Тимей", "Парменид"), вошедший в категориально-понятийные комплексы ряда философских систем. Платон полагал принципиальную возможность и радикальную достижимость точного определения чего-то "одного", уникального, в отличие от другого. И. У неоплатоников отражала дуализм уже познанного и все еще-познаваемого в "Нусе". У схоластов Божественное откровение выступало И. Применительно "посюстороннему" миру. У Гегеля И. Обозначалас..

Ильин

Владимир Николаевич (1891-1974), рус. Правосл. Богослов и литургист. Род. Под Киевом. Окончил Киевский ун-т по естественному и историко-филологич. Отделению, а также консерваторию. Преподавал в Киевском ун-те до 1919, после чего уехал за границу, где читал лекции по философии (Константинополь, Берлин, Прага). В Германии И. Изучал богословие, слушал лекции *Гарнака. С 1949 И. Проф. Рус. Консерватории (Париж) и проф. В Правосл. Богосл. Ин-те (1927-40). К области библеистики относится труд И. "Шест..

Дополнительный поиск Ильин Ильин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ильин" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа