Мунье

99

МУНЬЕ (Mounier) Эммануэль (1905-1950) - французский философ. Участник движения Сопротивления. Издатель журнала "Esprit" (с 1932). Основные сочинения. "Пер-соналистская и коммунитарная революция" (сборник статей, 1935). "От капиталистической собственности к человеческой собственности" (1939). "Трактат о характере" (1946). "Введение в экзистенциализм" (1946). "Свобода под условием" (1946). "Что такое персонализм?" (1947). "Маленький страх двадцатого века" (1948). "Персонализм" (1949) и др. Собственное интеллектуально-политическое кредо М. Сформулировал достаточно жестко. "Мое Евангелие учит меня не лукавить перед моим собственным Богом, который всегда ищет дорогу к сердцу отчаявшегося человека. Он никогда не разрешал мне успокаиваться по отношению к тем, кто предпочитает пренебрегать доверием бедных.

В этом есть и предпосылка любой политики, в этом - достаточное основание, чтобы отвергнуть некоторые политические формы". С точки зрения М., макроэкономические и политические процессы в 20 в. Элиминировали отдельно взятую личность из фокуса внимания общество - и человековедения, в еще большей степени интересы индивида оказываются вне поля зрения власть предержащих. Поэтому, по мнению М., необходимо разработать человекоцентрированный инструментарий для социальных дисциплин. Лишь тогда, полагал М., когда в центре теоретических дискуссий и практических действий окажется личность ("персона"), персонализм как интегральное усилие сумеет осмыслить и преодолеть тотальный кризис человека. Значимость такого мировоззренческого и аксиологического поворота тем более велика, поскольку, согласно М., "экономическая структура, какой бы рациональной она ни была, если она основана на пренебрежении к фундаментальным требованиям личности, неизбежно разрушает себя изнутри".

М. Трактует личность как своеобычное отражение и адаптацию совокупности наиболее приемлемых для конкретного человека поведенческих и культурных эталонов. "...личность - это не мое сознание о ней. Каждый раз, когда я произвожу отбор в моем сознании, то что же я изымаю. Чаще всего, даже не осознавая, я устраняю эфемерные фрагменты индивидуальности, неустойчивые, как воздушный флер. Не с личностью я отождествляю те персонажи, что были мной в прошлом и которые переживут меня по низости или инерции. Это персонажи, которые, как я верю, есть, поскольку я им завидую и разрешаю моделировать меня так, как то велит мода". Саморефлексия любой степени, с точки зрения М., не позволяет понять, чем же является личность. Последняя принципиально неуловима и необъективируема, т.к.

Находится в перманентном движении. Существовать для личности - это, согласно М., "быть с другими и с вещами, понимая их, понимать себя". "Все устроено так, как если бы Личность была невидимым центром всего хорошего и плохого, словно она - тайный гость малейших движений моей жизни, то, что не может пасть под взглядом моего сознания, - писал М. - Поэтому моя личность не совпадает с моей персональностью. Как неконструированная тотальность, она - выше временя, шире моих взглядов на нее самое, это самая интимная из всех моих реконструкций. Она есть некое присутствие во мне". М. Предпочитает описания и сопряженное с ними постижение личности в контексте ее негативных определений, уточняя, что же не есть личность. Личность у М.

- "тотальный объем человека. В каждом из нас есть три духовных измерения. Телесное, универсальное и направленное вширь - сопричастность. Призвание, воплощение и сопричастность суть три измерения личности". М. Отмечает двойственность сути человека. Он призван осмысливать и переживать имманентные долженствования как духовного существа, будучи при этом заложником как своей биологической организации, так и своей эпохи. Состояться человек способен только через самоформирование личности, которое осуществимо при помощи ряда духовно-созидающих процедур. Стремления к воплощению самого себя и общественному признанию. Поиска подлинного призвания в репертуарах предельной самоконцентрации медитативного типа. Самопожертвования через самоотреченную жизнь для других - путь, по М., характерный для истинно избранных.

При любом из этих сценариев, - полагал М., - важна ориентация на любовь как основополагающий принцип. Личность не может, по концепции М., ни существовать, ни мыслиться иначе, как через других и в других. "любое безумие есть не что иное, как поражение в общении. Другой выступает как Чужой, Я становится чужим мне самому". С точки зрения М., декартовское "мыслю, значит существую" может и должно быть трансформировано в "люблю, следовательно, существую, и жизнь достойна быть прожитой" или (еще жестче) - в "быть значит любить". Вне контекста этого, истинного человеческого измерения, бессмысленно рассуждать, согласно М., о биологических, экономических либо каких бы то ни было иных путях преодоления проблем общества.

"...и духовное принадлежит к инфраструктуре. Психологический и духовный беспорядок связан с экономическим хаосом, рациональные экономические решения не достигнут цели, если в основе лежит презрение к насущным потребностям личности". Критикуя современный ему капитализм как "метафизику примата прибыли", М. Одновременно четко оценивал марксизм (естественно в западноевропейской, респектабельной версии последнего) как "физику нашей ошибки", тяготение же к коммунизму - как "нашего фамильного демона". Согласно М. А) марксизм - непокорный, но вполне законнорожденный сын капитализма, ибо они оба исходят из примата материи над духом. Б) традиционный капитализм либерального типа марксизм стремится трансформировать в государственный капитализм.

В) коллективистский оптимизм и пафос сочетаются в марксизме с пренебрежением к личности. Г) в историческом плане марксизм логично привел к формированию античеловеческих тоталитарных режимов. Д) в рамках последних буржуазный империализм был заменен империализмом социалистическим. Христианин, с точки зрения М., не отказался бы "работать в колхозе или на советской фабрике, но вряд ли подобное общество может поддержать Мысль, которая для человека также незаменима, как и дыхание". Отвергая принципиальную центрированность марксистов на экономическом факторе, М. Отстаивал концепцию "христианского реализма", в рамках которой им выстраивалась аксиологическая схема в виде "эллипса с двумя полюсами - материальным полюсом и полюсом сверхъестественного, и при этом первый подчинен второму, даже если второй неотделим от первого".

Отрицая обновленческие надежды и иллюзии постмарксистов, М. Подчеркивал, что для христианина как вера, так и Божественная жизнь в церкви и в человеке выступают как базисные структуры. Осуществление их в полном объеме необходимо результируется в установлении такого общественного строя, которому имманентно присущи социальная справедливость, равенство и прогресс. М. Исключал достижимость последних посредством любых традиционных сценариев общественного обновления. М. Отвергал и "массовое общество" с тиранией деперсонализированного анонима, и мистически заряженные харизматическими лидерами общества фашистского типа, и либерально-просветительские модели общественного устройства, сводящиеся к обеспечению компромисса между разновекторными атрибутивными эгоистическими устремлениями людей.

Идеал М. - персоналистско-коммуни-тарное общество, фундированное на любви в ипостасях предельной сопричастности и отзывчивости. Базисная личность такого общества способна существовать исключительно в поле сопереживания страданиям ближних. (Заголовок редакционной статьи первого номера журнала "Esprit" призывал "Воссоздать Ренессанс", ибо подобно тому, как последний, по М., вывел из кризиса общество средневековой эпохи, так и "персоналистская революция коммунитарного типа" призвана способствовать преодолению кризисного состояния 20 ст.) М. Верил в социализм людей творческого труда, для которого характерны "общественный статус личности и конституционное ограничение государственной власти. Центральная власть должна уравновешиваться местными органами власти и гражданскими правами личности".

М. Воспринимал буржуазное общество середины 20 в. Как "легитимизированный беспредел", который. А) узаконивает вмешательство государства в сферу индивидуального сознания. Б) полагает деньги целью, а не средством. В) идеализирует режимы, ушедшие в аксиологическое небытие, именуя такие умонастроения продуктивным консерватизмом. Истинные христиане, по мнению М., призваны отвергнуть этот миропорядок, не канонизируя при этом никакой другой. "Всякий новый порядок в потенции - установленный порядок. Всякое антифарисейство несет в себе семя нового фарисейства. Христианство не заинтересовано менять левый конформизм на конформизм правого толка, революционный клерикализм - на клерикализм консервативный". Недопустимо, по М., освящать авторитетом регулятивных идеалов христианства "склеротические процессы-факты (режимы, партии и т.п.).

Там, где исчезают христианские ценности, они возникают вновь в искаженной форме. Обожествления тела, коллективизма, роста-накопления, вождя, партии". Эсхатологический пафос христианства, по мнению М., исключает для его приверженцев возможность усматривать признаки совершенства в любом устройстве социума..

Значения в других словарях
Мунье

IМунье́ (Mousnier) Ролан (р. 7.9.1907, Париж), французский историк. Профессор Сорбонны (с 1955), руководитель Центра по исследованиям европейской цивилизации (с 1958). Председатель французского Национального комитета историков (с 1971). Основные работы М. Посвящены истории Франции 16—18 вв., главным образом аграрным отношениям и социальной структуре общества, трактуемым в антимарксистском духе. Значительное место в его исследованиях занимает проблема французского абсолютизма, который он изобража..

Мунье

МУНЬЕ (Mounier) Эмманюэль (1905-50), французский философ, основатель и глава> французского персонализма. Путь освобождения человечества видел в моральном обновлении, духовной революции. Сторонник христианского социализма.. ..

Мунье

(Jean-Joseph Mounier, 1758—1806) — франц. Государственный деятель. Был адвокатом в Гренобле, где приобрел популярность либеральными взглядами. Он первый пустил в ход мысль о двойном представительстве третьего сословия. Избранный депутатом в генеральные штаты, он был инициатором ряда решительных мер и предложил принести известную присягу в Jeu de paume. В комитете, составлявшем конституцию, он стоял за английскую систему двух палат, которая была, однако, отвергнута собранием, равно как и абсолютн..

Мунье

(Mousnier), Ролан (p. 7.IX.1907) - франц. Историк. Проф. Сорбонны, руководитель Центра по исследованиям европ. Цивилизации (Centre de recherches sur la civilisation de l'Europe moderne). Исследует преим. Историю Франции 16-18 вв. И гл. Обр. Проблемы развития капитализма и социальной структуры об-ва, роль чиновничества и интендантов, нар. Восстания и др. Значит. Место в его исследованиях занимает проблема франц. Абсолютизма, к-рый он изображает как надклас. Силу, выражающую общенац. Интересы. М. ..

Мунье

(Mounier) Эммануэль (1905-1950) - французский философ. Участник движения Сопротивления. Издатель журнала 'Esprit' (с 1932). Основные сочинения. 'Персоналистская и коммунитарная революция' (сборник статей, 1935). 'От капиталистической собственности к человеческой собственности' (1939). 'Трактат о характере' ( 1946). 'Введение в экзистенциализм' (1946). 'Свобода под условием' (1946). 'Что такое персонализм?' (1947). 'Маленький страх двадцатого века' (1948). 'Персонализм' (1949) и др. Собственное и..

Мотивация

МОТИВАЦИЯ - активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов. Отдельные мотивы формируются вследствие опредмечивания потребностей в ходе поисковой активности и превращения их объекта в мотив. Основные характеристики М. - интенсивность и устойчивость. Изучение мотивационной сферы личности должно включа..

Мужиловский

МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Антоний) (1580-е -1640-е) - белорусский антиуниатский церковный деятель, писатель-полемист. Был пресвитером, с конца 1620-х гг. - протопопом и протояреем в Слуцке и Копыле, затем иеромонахом Киево-Печерской лавры. В 1620-1621 принимал участие в организации поездки в Беларусь и Украину иерусалимского патриарха Феофана, в результате которой здесь была обновлена православная иерархия. Активный противник Брестской унии 1596. Автор работ. "Ответ на послание униатов ви..

Мур

МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) - британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921-1947). В главных произведениях "Принципы этики" (1903), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Ответ моим критикам" (1942), "Некоторые основные проблемы философии" (1958) и др. Полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатыва..

Мыследеятельность

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности. Неологизм Московского методологического кружка (ММК), обозначается как МД. Концептуальным каркасом представлений о МД является "базовая схема МД", введенная Щедровицким в 1980. Это одна из четырех базовых онтологических и организаци-онно-деятельностных схем СМД (системо-мыследеятельност-ного) подхода (схема многоплоскостной организации знания, схема воспроизв..

Дополнительный поиск Мунье Мунье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мунье" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мунье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа