Религия

242

РЕЛИГИЯ (лат. Religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. В качестве Бога, божества. Р. Предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Р. Отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Круг вопросов о существовании и ликах Абсолюта, о путях постижения Его, о практической значимости этого постижения для иных сфер духовной жизни человека, об отношении этого постижения к "посюсторонней" материальной жизни людей - неизбывно перекрещивал исторические судьбы Р.

И философии, Р. И всего гуманитарного знания. Так, согласно Канту, Р. Является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Шлейермахер трактовал Р. Через особое чувство зависимости человека от бесконечного. "Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а, следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога - это и есть религия". Для Гегеля Р. Являлась самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом.

Фантастическое отражение в форме внеземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком, видел в Р. Энгельс. Согласно же Дюркгейму, Р. - это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. Фрейд, сводя индивидуальную религиозность к неврозу, считал Р. Общечеловеческим навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего необходимость выработки собственного персонального невроза. По Малиновскому, "обычному индивиду Р. Прагматически необходима для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу". Р. Осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Эта связь может полагаться. А) как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению. Б) как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала - непосредственной связи. В) как подлежащая постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей. Р. - универсальный феномен, связанный с "исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества" (Фрейд). Содержание Р. Не конституируется в качестве предмета знания и потому не подлежит идентификации с параметрами шкалы Истинное - Ложное, выступая предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора.

Р., возвещающая человеку о спасении и указывающая путь к нему, являет собой трансцендентную в собственной основе и оказывающую имманентное воздействие теоретически-практическую систему координат для исполненного верой мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни. Процедура спасения в различных Р. Варьируется. Спасение может, во-первых, полагаться возможным через собственные действия человека (например, буддизм). А) соблюдение определенной совокупности ритуалов, церемониалов и культовых действий. Б) "любовь к ближнему". В) осуществление программы самосовершенствования. (В целом, индивид может разделять ценности активного этического действия для своего спасения либо через формирование соответствующей личной установки - "Я" как орудие Божьей воли и сопряженный с данным миропредставлением аскетизм, либо через модель мистического миросозерцания.) Спасение может, во-вторых, полагаться достижимым через деятельность некоего посредника-спасителя (иудаизм, христианство, ислам).

Данная разновидность религиозных воззрений включает в себя такие версии-парадигмы, как. А) институционализацию собственных убеждений (обязательная принадлежность к институту церкви) - католицизм, православие. Б) веру как главную предпосылку спасения - иудаизм, лютеранство. В) надежду на ожидаемую милость предопределения (ислам, кальвинизм). В своих доктрине, этике и ритуале Р. Раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Р. (наряду с иными духовными образованиями) способствует осуществлению процессов утверждения личности, формированию личностного сознания.

Ритуализации и, следовательно, облагороживанию репертуаров поведения людей. Освобождению сознания индивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей. Социальной интеграции. Космизации человеческого бытия, выходу его за пределы узкоземного существования. Осуществляет профе-тическую миссию (предвидения желательных и нежелательных сценариев будущего развития). В этом контексте М. Ве-бер предлагал выделять религиозные системы, делающие акцент на моментах. Ритуально-культовых, аскетически-дея-тельностных, мистико-созерцательных (и/или эсхатологических), интеллектуально-догматических. Если наука преуспевает в постижении мира (общественного и природного), разъятого в этих целях на отдельные фрагменты, то Р.

В состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые через культуру вкупе с ритуалами. В тех случаях, когда воспроизводство репертуаров поведения людей не сопровождается имплантацией перманентно обновляемых смыслов, ритуал становится формальной, отягощающей общество самодостаточной и самодовольной псевдоценностью (например, религиозные воззрения ацтеков и майя). Именно поэтому Р. Могут либо. А) принимать "посюсторонний" мир. Б) отвергать его. В) принимать этот мир на условиях его улучшения в той или иной форме. Даже самые высокоразвитые Р. В своей истории оказывали на людей не только освобождающее, гуманное, прогрессивное воздействие, но также и регрессивное, подавляющее, реакционное.

Этот идейный трагизм присущ истории любой Р. И Р. Мистического склада, устремленным к достижению сверхчувственного единства человека и божества (индуизм, буддизм), так и Р. Рационально-светским, ориентированным на овладение мудростью жизни в миру (конфуцианство, даосизм), и Р. Профетическим (иудаизм, христианство, ислам). В философии и религиоведении принято вычленять разнокачественные ступени эволюции Р. (не обязательно совпадающие с процессами, развертывающимися в реальном историческом времени). Этап естественной Р. (боги обнаруживаются в природных силах). Этап Р. Законов, требующей повиновения божественным заповедям, основанной на представлениях о всемогущем Боге-господине и могущей трансформироваться в Р. Как систему моральных норм без Бога.

Этап Р. Искупления, которая возникает из чувства греховности, не исчезающего даже при великих нравственных устремлениях и возникающая. А) из веры в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство). Б) из убеждения (без Бога) в скорбности всего бытия и стремления преодолеть это состояние через определенным образом достигаемое отрешение души (джайнизм, буддизм). Существование самых разнообразных духовных феноменов в истории человечества, формально не относящихся к явлениям религиозного порядка, но совпадающих с ними по базовых механизмам функционирования, воспроизводства и экспансии, позволяют выделить религиозные и квази-религиозные системы эгоцентрического, социоцентрического и космоцен-трического порядка.

Эгоцентрические системы Р. Предполагают в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановление духовной связи индивида с собственным подлинным "я" как вселенносоразмерным микрокосмом. (В 20 веке этому содействовали идеи Ницше о смерти Божества и пришествии сверхчеловека и поиски подлинной человеческой природы в философии экзистенциализма). Социоцентрические Р. Светского толка отражают неизбывное стремление родового человека или определенных общественных групп к всеединству сущностных сил посредством воплощения искомой духовной целостности в избранном сакральном объекте. Так, утрату архетипа братства людей пытаются преодолеть такие социоцентрические Р. Как культ личности, государства, партии, избранного народа или класса.

Космоцентрические Р. Ориентированы на установление, восстановление, воспроизводство связей людей с Богом, богами, Абсолютом, средоточием космических сил (христианство, ислам, буддизм). Многие школы буддизма не признают существования Бога. Человек в их понимании всегда связан с космическим первоисточником и может приобрести спасение через приближение к оси "колеса жизни", достигая состояния полного покоя. Т.обр. Космоцентрические Р. Могут существовать в формах теизма, пантеизма и атеизма. Социально-духовные феномены Р. И веры нередко осуществляются в душах людей вне рамок церквей и конфессий. Хотя вера в существование Полноты Бытия (абсолютного "я" внутри меня или Бога) и типична как смыслообразующий центр миросозерцания Р.

Любого типа), религиозность может проявляться как внецерковная и вне-конфессиональная. Постулаты той или иной Р. Формируются либо истинными пророками либо соборно. Социально и профессионально разобщенные люди стремятся преодолеть свою обезличенность путем совместного дополнения своих сущностных сил универсальным посредником - всеобщим священным идеалом. Ряд концепций Р. Утверждают распространенность модели индивидуальной эволюции, когда каждый индивид в процессе индивидуальной эволюции оказывается в состоянии прийти к индивидуальной шкале ценностей в выборе идеала. В границах этого процесса Священное писание запечатлевает базовые идеалы определенной культуры, Священное же предание трансформирует их соборным путем и окончательно формирует традицию.

В общественном производстве и воспроизводстве системы сакральных идеалов Р. Участвуют все члены религиозной общности. Р. Становится неразъемлемой на части культурной целостностью. Значимость интегративных экуменических тенденций современного мира определяется тем, что без мира между религиями не может быть мира между народами. Мир же между религиями возможен лишь как результат диалога между ними. (см. Также. ВЕРА, БОГ, ТЕИЗМ, ТЕОЛОГИЯ, МИСТИКА, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ, БУДДИЗМ, ИУДАИЗМ)..

Значения в других словарях
Религия

(от лат. Religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. Е. Той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. Является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Р. — вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. И есть отнош..

Религия

РЕЛИГИЯ (от лат. Religio - набожность - святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии. Племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).. ..

Религия

РЕЛИГИЯ (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение> и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии. Племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм>, христианство, ислам>).. ..

Религия

Философы и богословы определяли Р. Различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам, которому или которым он поклоняется. Одни полагали сущность Р. В субъективной вере, другие — в объективном откровении. Одни определяли Р. Как индивидуальное отношение человеческой души к божественному, другие сводили ее к тому собирательному творчеству и той социальной организации, которыми созидаются культ, догмат, религиозная община и иерархия...

Религия

Держать религию. Дон. Придерживаться религиозных взглядов. СДГ 1, 129.. ..

Религия

См. Эстетический. ..

Религия

Религия — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение. Фридрих Ницше Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное. Мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девица..

Религия

(лат. Religio, от предл. Re, и ligare - связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. - Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и ума. Законы морали и независимые от какого-либо особого культа.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)вера в божество и вся совокупность представлений, обрядов и нравственных учений, в которых выр..

Религия

См. Вера.... ..

Религия

Ж. Лат. Вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере. Религиозность ж. Свойство, состоянье по прилаг.. ..

Религия

Ж.1) Одна из форм общественного сознания - совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения.2) Каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и т.п.).3) перен. То, что основано на вере.. ..

Религия

РЕЛИ́ГИЯ -и. Ж. [от лат. Religio - набожность, святыня]. ..

Религия

-и, ж. 1. Одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), к-рые являются предметом поклонения. 2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). 3. Перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какои-н. Идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом — его р. Любовь к ближнему — р. Гуманиста. II ..

Религия

Религии, ж. (латин. Religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Ленин. Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Ленин.. ..

Религия

Заимств. В Петровскую эпоху из польск. Яз., где religia <. Лат. Religio «богослужебные обряды» <. «благочестие, добросовестность», суф. Производного от religare «связывать», преф. Образования от ligare — тж. Религия буквально — «связанность чем-л.» (клятвой, верой и т. Д.). Ср. Лига.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Религия

Рели́гия уже у Куракина. Религия, реле́я (1705–1706 гг. См. Христиани 17). Заимств. Через польск. Religia из лат. Religiō. См. Преобр. II, 195. Сюда же религио́зный – через нем. Religiös – то же из лат. Religiōsus "набожный".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Религия

См. Государственная Религия.. ..

Религия

- см. Государственная религия.. ..

Религия

В основном — система убеждений с либо институциализированными, либо традиционно определяемыми моделями церемоний. Многими исследователями религия рассматривается как культурно универсальная система, неизменно возникающая в результате потребности понимать человеческое состояние. У большинства, хотя и не у всех, религий имеются некоторые общие характеристики, особенно представление о высшей сущности (одной или неких), обещание доступа к идеальному существованию после смерти.. ..

Религия

— набожность, святыня, предмет культа — одна из форм общественного сознания, отражение действительности, основанное на специфическом мироощущении, основанном на вере в существование Бога или богов, сверхъестественные силы, управляющие миром и поведением людей. Наиболее ранние проявления. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Основные мировые религии. Буддизм, христианство, ислам.. ..

Религия

(лат. Religio) - одна из древнейших идеологич. Форм. Находит свое выражение в ритуальных и мифологич. Системах, деятельности культовых орг-ций, ориентации массового сознания и личности. В религ. Представлениях и действиях фантастически воспроизводятся отд. Моменты действительности, при этом в религ. Системе и отд. Ее компонентах происходит мнимое преодоление определенных общественно-значимых противоречий (напр., смертный оказывается бессмертным, обездоленный - богатым, мертвый - живым, неодушевл..

Рейснер

РЕЙСНЕР Михаил Андреевич (1868-1928) - российский правовед, социальный психолог и историк. Кандидат права (диссертацию защищал у А.Л. Блока - отца известного поэта), профессор. Окончил юридический факультет Варшавского университета (1893). В 1893-1896 преподавал правовые науки в Киевском университете. Сотрудничал с Е.Н. Трубецким. Был командирован в Гейдельберг, где проработал два года. По возвращении (1898) работал экстраординарным профессором юридического факультета Томского университета. С 19..

Реклама

РЕКЛАМА - по определению Американской ассоциации маркетинга - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг определенной группе четко обозначенным спонсором. С точки зрения коммуникации, Р. - распространение контролируемой, четко определенной информации увещевательного характера с помощью средств массовой коммуникации. Возникновение и развитие Р. Связано с углублением разделения труда и появлением излишков товарного производства. Первые рекламные обращения стави..

Рерихи

РЕРИХИ, семья. Николай Константинович (1874-1947), Елена Ивановна (1879-1955) и сыновья. Юрий Николаевич (1902-1960) и Святослав Николаевич (1904-1993), исследователи и пропагандисты традиционной культуры - прежде всего - Востока. Н.К. - знаменитый художник (наследие - более 7000 картин), путешественник, писатель, общественный деятель. Жена, Е.И. - писательница, философ, автор записей бесед с Учителями Востока, собранных в книгах Учения Агни-Йоги (Живой Этики). Ю.Н. - известный ученый, востокове..

Рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ - принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. Является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. Выступала предметом обсуждения уже в античной философии. Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. Как атрибуты божественного разум..

Религия

- вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Это извращенное, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил. Всякая религия содержит две стороны - природоведческую, объясняющую происхождение мира и сущность природных явлений вмешательством верховного существа (Бога) и социальную, призванную регламентировать жизнь общества и отдельных людей в направлении сохранения существующей общественно-экономической формации. Религия всегда играла реакц..

Религия

(от лат. Religio - благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. Как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ - Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества. Однако каждый крупный философ ..

Религия

При крайней расплывчатости термина "религия" и часто противоположных друг другу ценностных суждениях, с ним связываемых, очень трудно описать место "религии" в индуизме. В самом общем понимании, как предполагающуюся индивидуумом его связь с бесконечным и превосходящим временные и сущностные рамки земной жизни, Р. Надо признать в индийском об-ве почти вездесущей и всепроникающей. Ограничение горизонта личности строго земным и посюсторонним для такого традиционного об-ва - редкий и странный душевн..

Религия

Этимологически термин восходит к латинскому глаголу religate (связывать). Религия как явление включает в себя ряд компонентов. Вероучение. Верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии бог (или боги) как верховная. ..

Дополнительный поиск Религия Религия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Религия" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Религия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа