Степун

74

СТЕПУН Федор Августович (1884-1965) - русский философ, культуролог, историк, писатель. Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902-1910). В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В. Соловьева. Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910-1914. Выступал как литературный и театральный критик. Во время войны был мобилизован в армию. После Февральской революции занялся политической деятельностью, работал во Временном правительстве, редактировал газету. После Октября сотрудничал в газетах правых эсеров, был призван в Красную армию. Участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, работал в театре. В 1922 выслан из России, обосновался в Дрездене, занимался преподаванием.

В 1937 на его преподавательскую и публицистическую деятельность был наложен запрет. С 1931 по 1939 - член редакции журнала "Новый град". Один из идеологов "ново-градства" - формы христианского социализма. В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека. С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете (заведовал кафедрой русской культуры). Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции. Публиковался в журналах. "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты" и др. Основные работы. Статьи в "Логосе". "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911) и др. "Жизнь и творчество" (1923, заглавие по названию статьи в "Логосе"). "Основные проблемы театра" (1923).

"Бывшее и несбывшееся" (т. 1-2, 1956). "Достоевский и Толстой. Христианство и социальная революция" (1961). "Встречи" (1962). "Большевизм и христианское существование" (1962). "Мистическое мировоззрение" (1964) и др. С. Считается представителем чистого трансцендентализма (вместе с Яковенко). В середине 20-х пережил серьезный духовный кризис, приведший к пересмотру взглядов на основе религиозного мировоззрения. Если в первый период творчества С. Отстаивал религиозно - реалистический символизм, понимая искусство как обозначение мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то теперь он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога".

В основе философских построений С. - синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию. В своей исходной установке С. Видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции Соловьева как положительное всеединство. "Уз-рение" возможно в переживании как первичной реальности дущевно-духовного бытия личности. Возможны два типа переживаний (опыта). Опыты творчества, подчиненные дуализму субъект-объектного отношения (содержание переживаний в них дифференцируется), задающие полюс культуры. И опыты жизни, подчиненные идее положительного всеединства (содержание переживаний в них "свертывается", становится "непрозрачным"), задающие полюс Абсолюта.

Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры). Тем самым задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека. Он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос). Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве. Творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в культуре, вырождающейся в цивилизацию, односторонне выражающую положительное всеединство. Однако непосредственное же постижение Бога "запрещает творческий жест" - непосредственое знание Бога исключает культуру.

Всю жизнь человек обречен решать эту дилемму. Пытаться удержать свою целостность (единодушие) и выражать ее в многообразии ее проявлений (многодушие). Осознавать себя и как факт (данность), и как задание. В завис-мости от варианта решения, С. Выделяет три типа души (личностей). 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности). 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с Богом). 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия). Творчество создает. А) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства). В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве - театр (благодаря единству актера и зрителя).

Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение"). Видение дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы. Особое место в творчестве С. Занимает осмысление событий 1917 и последующих лет. Он склонен считать большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным" явлением русской культуры. Большевики, по С, являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной правды". При всем своем лично негативном отношении к революции, С.

Считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры. Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту..

Значения в других словарях
Степун

СТЕПУН Фёдор Августович (1884-1965), философ, писатель, литературный критик. В 1922 выслан из СССР. Жил в Германии. В философ-ско-эстетических трудах, близких философии жизни, - трагические проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошённой "технологической" культуры 20 в. (сб. "Жизнь и творчество", 1923 ). Художественно-автобиографическая книга "Из писем прапорщика-артиллериста" (1919) и "Николай Персслегин" (1929). Мемуары "Бывшее и несбывшееся" (на немецком языке 1947-50. На..

Степун

СТЕПУН Федор Августович (1884 - 1965), философ, писатель, литературный критик. В 1922 выслан из России, жил в Германии. В философско-эстетических трудах, близких философии жизни, - исследование природы "переживания", конфликта жизни и творчества, проблемы современного безрелигиозного сознания, духовно-опустошенной "технологической" культуры 20 в. (сборник "Жизнь и творчество", 1923). Художественно-автобиографические книги "Из писем прапорщика-артиллериста" (1919) и "Николай Переслегин" (1929). П..

Статус Социальный

см. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС.. ..

Степин

СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. 1934) - российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. Кафедрой философии Белгосуниверситета (1981-1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987-1988), чл.-корр. АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988). Академик РАН (1994). Иностранный член Академии наук Беларуси (1995). Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера ..

Стиль Научного Мышления

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ - исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Понятие С.Н.М. (СНМ), наряду с понятиями "парадигма", "научно-исследовательская программа", "тема", "философские основания науки", "базовые модели знания" и др., относится к ряду средств метате-оретического исследования структуры и динамики науки. Первоначальн..

Стиль Художественный

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (греч. Stylos - палочка для письма) - эстетическая категория, отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира, что проявляется в конкретном соотношении содержания и формы, результата и процесса творческой деятельности. Проявляясь наиболее полно в художественном творчестве, С.Х. Принадлежит сфере эстетического, фиксируя момент самовыражения человека, действующего в контексте конкретного пространства и времени. Будучи своеобразным проявлением особой ме..

Дополнительный поиск Степун Степун

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Степун" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Степун, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа