Страхов

85

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896) - русский философ, литературный критик и публицист. Окончил Главный педагогический институт (1851). Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Один из ведущих идеологов почвенничества. Близкий друг Л.Н. Толстого и Достоевского, биограф последнего. Находился под влиянием идей Гегеля, позже - Шопенгауэра, А.А. Григорьева, Л.Н. Толстого, Данилевского. Наследие С. Весьма разнообразно по тематике (естествознание, психология, философская антропология, философия истории и многое другое). Основные работы С. "Письма об органической жизни" (1859). "Значение гегелевской философии в настоящее время" (1860), "Метод естественных наук" (1865), "Мир как целое" (1872), "Борьба с Западом в нашей литературе" (в 3-х т.

1882, 1883, 1895), "О вечных истинах" (1887), "Из истории литературного нигилизма" (1892). Переводил на русский язык работы Шеллинга, Фишера, Ф. Ланге и др. Из философских идей С, прежде всего, следует выделить его антропоцентри-стскую космологию и гносеологию. В работе "Мир как целое" С. Писал. "Мир есть связанное целое, - в нем нет ничего "самого по себе существующего", он функционирует как "иерархия существ и явлений", являющихся различными степенями воплощающегося духа. "Вещественная" сторона мира подчиняется и осваивается духовной составляющей (духом). Центр мира, вершина его иерархии - человек ("узел мироздания"). Через человека духовное начало овладевает веществом. Человек познает мир и пытается раскрыть его загадку, что возможно только на пути к Абсолюту, на пути разрыва связей с этим миром.

"В нашем сознании сознает себя то вечное духовное начало, в котором - корень всякого бытия. Все от Бога исходит и к Богу ведет и в Боге завершается". Антропоцентризм, по С, должен осознаваться только как сфера религиозного состояния, без которого сущность человека - постижение мира и Абсолюта - превращается всего лишь в подобие игры воображения, в одностороннюю плоскую познавательность - рационализм. За такой рационализм, который привел к секуляризму, С. Критикует западную культуру. "Европейское просвещение это могущественный рационализм, великое развитие отвлеченной мысли", породившей позитивизм, материализм и нигилизм как симптомы упадка духовности, как доктрины, отрицающие высшие духовные сферы. "Никакого выхода из рационализма не может существовать внутри самого рационализма".

В отличие от старших славянофилов (Хомякова и Киреевского, в частности) С. Не выступал за "исправление" западно-европейского рационализма ценностями восточно-православной культуры. Будучи сторонником теории культурно-исторических типов Данилевского, С. Считал, что нельзя говорить об общекультурной миссии славянства - славянские идеалы и ценности значимы только для славянского этноса (как отдельного культурно-исторического типа) и их ненавязывание другим народам как общечеловеческих и общеобязательных свидетельствует только в пользу миролюбия и терпимости славянства. В вопросах взаимоотношения России и Европы С. Выступал ярым критиком Вл.С. Соловьева, утверждая, что его исследования "Из истории русского сознания" "плодят" "поклонников Конта и Спенсера" и выражают мысль об отсутствии самобытности и самостоятельности русского национального сознания.

Самобытность России С. Видит, в первую очередь, в возможности отказаться от панрационализма, который проник уже в русское просвещение. "Требуется. Изменить характер нашего просвещения, внести в него другие основы, другой дух" из "некоторой духовной области", в которой "русский народ постоянно жил и живет", "в которой видит свою истинную родину, свой высший интерес". Флоровский взгляды С. Называл антропологическим национализмом, в котором базой самобытности является "особенность социологического или антропологического типа, а не оригинальность культурных содержаний"..

Значения в других словарях
Страхов

IСтра́хов Николай Михайлович [р. 2(15).4.1900, г. Волхов, ныне Орловской области], советский геолог и геохимик, академик АН СССР (1953. Член-корреспондент 1946). Окончил Московский университет (1928). С 1934 работает в Геологическом институте АН СССР. С. — один из создателей современной литологии (См. Литология). Продолжая работы Н. И. Андрусова и А. Д. Архангельского (См. Архангельское), С. Развил и последовательно применил сравнительно-литологический метод для объяснения способов образования д..

Страхов

СТРАХОВ Владимир Николаевич (род. 1932), геофизик, академик РАН (1992). Сын Н.М. Страхова. Труды по теории интерпретации геофизических полей, методам решения некорректных задач геофизики.2.. ..

Страхов

СТРАХОВ Николай Николаевич> (1828 - 96), российский философ, публицист, критик. В книгах "Мир как целое" (1872), "О вечных истинах" (1887), "Философские очерки" (1895), полагая высшей формой познания религию, критиковал современный материализм>, а также спиритизм>. В публицистике развивал идеи почвенничества (смотри Почвенники>). Статьи о Л.Н. Толстом (в том числе о романе "Война и мир"). Первый биограф Ф.М. Достоевского.. ..

Страхов

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896) - критик, публицист. Р. В Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин-т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук в Одессе и Петербурге. В 1857 защитил диссертацию на степень магистра зоологии, но кафедры в столицах не получил. В 1850 пробовал писать стихи и журнальные заметки. В 1858 поместил в «Русском мире» «Письма об органической жизни», к-рые его сблизили с Ап. Гри..

Страхов

СТРАХОВФамилии, образованные от существительных с отвлеченными значениями, были весьма в ходу у семинарских наставников. Страхов, Трепетов напоминали воспитанникам об их 'долге' быть богобоязненными. Впрочем, в документах древности встречаются и крестьяне Страховы. Можно полагать, что Страхом иногда называли боязливого человека. Известна поговорка. 'Страх на тараканьих ножках ходит', то есть у боязливого ноги подгибаются. (Ф) Фамилия связана с глаголом страхать - 'пугать', сохранившимся в некото..

Страта

СТРАТА (лат. Stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение С. Критерии классификации используются для социологического диагностирования общества и натурализации определенных статусных групп в зависимости от того, что считается существенным в системе различий. Рассматриваются ном..

Стратификация Социальная

см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.. ..

Струве

СТРУВЕ Петр Беренгардович (1870-1944) - российский мыслитель, философ, экономист, правовед, историк. Студент юридического факультета Петербургского университета (с 1890), стажировался у Гумпловича в г. Граце, Австрия (1892). Сдал экстерном экзамены за университетский курс (1895). Преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте (1906-1917). Магистр (1913), доктор (1917, тема диссертации - "Хозяйство и цена") наук. Почетный доктор права Кембриджского университета (1916). Редакто..

Стругацкие

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (р. 1933) - российские писатели. Братья. А.Н. - японист, Б.Н. - звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960-1980-х жанре "научной фантастики". Тираж книг С. В СССР к концу 1980-х превысил один миллион, а количество зарубежных изданий превзошло 300. Основные произведения. "Извне" (1958), "Страна багровых туч" (1959), "Путь на Амальтею" (1960), "Стажеры" (1962), "Полдень, ..

Дополнительный поиск Страхов Страхов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Страхов" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Страхов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа