Аналогия
(от греч. Analogia — соответствие), вид умозаключения. Выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. — один из общенауч. Методов эмпирич. И теоретич. Исследования. При умозаключении по А. Знание, полученное из рассмотрения к.-л. Объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т. П.) предмет (явление, процесс). А. Не является строгим методом доказательства, поскольку заключения по А. Делаются на основании частичного сходства между изучаемыми объектами. Однако применение А. Часто приводит исследователя к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта.А. В обучении — пед. Приём, заключающийся в установлении сходства в к.-л.
Отношении между изучаемыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях. Необходимый элемент процесса обучения, применяемый в случае, когда невозможно использовать др. Приёмы познания. А. Может выступать как эвристич. Приём, наводящий учащегося на открытие нового или указывающий метод или приём доказательства, путь решения задачи. Так, нек-рые теоремы стереометрии доказываются по А. С соответствующими теоремами планиметрии. К ней прибегают, если для изучения к.-л. Явления, недоступного непосредств. Наблюдению, используется его модель или производится сравнение к.-л. Объектов с целью уяснения свойств одного из них (напр., понимание строения и функций организма человека по А. С организмом животного). А. Содействует переносу знаний по образцу, когда решение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа.
Вместе с абстракцией, анализом, синтезом, сравнением, индукцией А. Способствует расширению познават. Возможностей учащихся.К А. Необходимо относиться с осторожностью, сочетая её с более строгими формами доказательства и на конкретных примерах показывая недопустимость выводов по А. Без достаточных оснований. Напр., в курсе истории учащиеся нередко рассматривают причины сходных событий разных эпох — восстаний, войн — только как аналогичные, но не выявляют при этом своеобразия причин и условий каждого из них. В нек-рых направлениях психологии закономерности процесса учения, полученные на животных, были неправомерно перенесены на человека (бихевиоризм). В одном из вариантов программированного обучения (Б. Ф. Скин-нер) обучение человека рассматривается по А.
С дрессировкой животных.Лит. Пономарев Я. А., Психология творч. Мышления, М., 1960. У е-мов А. И., Аналогия в практике науч. Исследования, М., 1970. Выбор методов обучения в ср. Школе, под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981. А. Н. Ждан..
Дополнительный поиск Аналогия
На нашем сайте Вы найдете значение "Аналогия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аналогия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа