Антипедагогика
Течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. Возникла в 70-х гг. В США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков. К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. Фон Браунмюль, К. Рутчки, X. Фон Шёнебек (все — ФРГ), А. Миллер (Швейцария).Представители А. Отрицают возможность пед. Реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. Позиций. В отличие от либеральных концепций 60—80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос об изменении методов пед. Воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. Стремится к дискредитации пед.
Подхода как такового.А. Исходит из культурно-антропологич. Представлений о разобщённости поколений как неизбежной болезни совр. Цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. К. Вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. Делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. Здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.А. Опирается на психоаналитич. Концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат.
Порывов ребёнка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. Эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. Природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребёнка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. Утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведёт к гуманизации общества.А. Следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. Эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды.
Представители А. Особое внимание уделяют профилактике дет. Психотравматизма, занимаются психотерапевтич. Практикой (часто в собств. Клиниках).А. Находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит. Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. Науки о воспитании. Антипедагогика, «Новые исследования в пед. Науках», 1986, Nil. Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973. Braunmuhl E. V о ц, Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim — Basel, 1975. W i n k l er M., Stichworte zur Antipadagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982.
Schoenebeck H. Von, Antipadagogik im Dialog. Eine Einfuhrung in antipadagogisches Denken, Weinheim, 1985.В. Я. Пилиповский..
Дополнительный поиск Антипедагогика
На нашем сайте Вы найдете значение "Антипедагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антипедагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 14 символа