Аристотель Стагирит

116

(384 до н. Э., Стагир, п-ов Халкидика, — окт. 322 до н. Э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. Философ и учёный-энциклопедист, основатель перипатетической филос. Школы. С 367 в Афинах, в Академии Платона. После смерти Платона (347), не прием-ля новой ориентации на математизацию филос. Знания, А. Покинул Академию, путешествовал. В 343—342 (?) был воспитателем Александра Македонского. В 334—323 снова в Афинах, преподавал в Ликее.Философия А. Делится на теоретическую (умозрительную), цель к-рой — знание ради знания, практическую, цель к-рой — знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель к-рой — знание ради творчества. В дошедшем до нас своде соч. А. (т. И. Corpus Aristotelicum) тео-ретич. Философия разрабатывается в «Метафизике» и естеств.-науч.

Трактатах (от «Физики» до зоол. Работ), практическая- в «Никомаховой этике», «Эвдемовой этике», «Большой этике» и «Политике», пойетическая — в «Поэтике» и «Риторике». Впервые построенная А. Система формальной логики (6 трактатов. «Категории», «Герменевтика», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистич. Опровержениях», объединённых под поздним назв. «Органон») служит введением ко всему комплексу наук. Теоретич. Дисциплины обладают ценностным превосходством над практическими, практические — над пойетическими. «первая философия» (метафизика), исследующая высшие принципы бытия, — над остальными теоретич. Науками.Педагогика не выделяется А. В особую дисциплину, но трактуется как часть теории гос-ва и общества в конце 7-й и во всей 8-й кн.

«Политики», содержащих описание идеального («желательного») гос. Устройства. С др. Стороны, идея воспитания (пайдейи) у А. Выходит далеко за рамки шк. Педагогики, перерастая в понятие «культура» в динамич. Аспекте как трансляции знаний, этич. Ценностей и норм поведения, регулируемой законодательством. Т. О., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность — своего рода социальной педагогикой. В этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика — педагогике. Именно пайдейа оказывается целью аристократич. Формы правления.Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся сферой практич. Деятельности и поведения. При этом А. Отказывается от платоновского понятия трансцендентного блага и ограничивает компетенцию этики исключительно практически достижимым, человеческим благом.

Понятие «практической» деятельности у А. Резко противопоставляется «пойети-ческой» (производительной). Цель первой- в ней самой, второй— в некоем произведении, внешнем по отношению к деятелю. Последняя квалифицируется как «низменная» и, строго говоря, недостойна «свободного» человека. Этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, к-рая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована подобно положениям теоретич. Наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.В «Никомаховой этике» А. Выступает как классич. Представитель эвдемонизма. Высшее благо человека определяется как «счастье» (эвдемония). Аретэ — ключевой термин этико-пед. Концепции А., традиционно переводимый как — «добродетель», однако не имеющий никакого отношения к «добрым делам», а означающий собственно «дельность», «отличное качество», обладание к-рым делает человека «хорошим» в определённом отношении.

Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей аретэ, при этом чем выше в ценностном отношении аретэ, тем полнее достигаемая степень счастья. Наивысшая степень эвдемонии достигается в созерцат. Жизни — занятиях философией. А. Далёк от стоич. Культа самодостаточной добродетели и идеала абс. Внутр. Свободы. Для беспрепятств. Осуществления своей аретэ необходимы (хотя и недостаточны) нек-рые внеш. Блага. Здоровье, богатство, обществ, положение и т. Д. Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этич. Аретэ определяется как «середина между двумя пороками». Мужество — как середина между отчаянностью и трусостью, самообладание — между распущенностью и бесчувств, тупостью, кротость — между гневливостью и невозмутимостью.

Сущность, дианоэтич. Добродетели — в правильной деятельности теоретич. Разума, цель к-рой может быть либо теоретической — отыскание истины ради её самой, либо практической — установление нормы поведения. Конечная цель полиса, как и индивида, сос-стоит в «счастливой и прекрасной жизни». Осн. Задачей гос-ва оказывается воспитание граждан в нравств. Добродетели. Традиц. Спор о воспитуемости или врождённости добродетели А. Примиряет в компромиссной точке зрения, признавая 3 источника аретэ. Природа (т.е. Природные дарования), навык и разум (логос). Причём, как и всякое искусство (технэ), «искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего недостаёт от природы».А. В соответствии с традиц. Представлениями о «седлищах жизни» различает 3 гл.

Возрастных периода. До 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Младенцам полезны движение и закалка холодом, до 7 лет дети должны воспитываться дома. До 5 лет никакого обучения, игры, движение. Вопреки Платону, не следует запрещать детям «громкий крик и плач — и то и другое содействует их росту и является для их организма своего рода гимнастикой». В то же время — строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений ребёнка, ограждение от всего непристойного и «низменного» (в т. Ч. Общения с рабами). Цензура дет. Сказок поручается особым чиновникам — педономам. От 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придётся изучать самим» (гимнастика, грамматика, музыка и рисование).

Дилемму. Общественное или частное воспитание — А. Решает в пользу общественного. «Так как всё государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы». Однако в «Никомахо-вой этике» А. Признаёт индивидуализирующее значение частного воспитания. Характер воспитания, т. О., оказывается в функциональной зависимости от характера (этоса) гос. Устройства (напр., он должен быть различным при демократии и при олигархии), поскольку воспроизведение социального этоса в процессе воспитания служит самосохранению соответствующего социума. При этом подразумевается, что всякий индивидуальный этос является зеркальным отображением социального.Большая часть 8-й кн.

«Политики» посвящена музыке. А. Принимает деление мелодий на этич., практич. И энтузиасти-ческие и различает 3 функции музыки. Воспитат., психотерапевтич. И развлекательную. Наибольшее воспитат. Значение имеют этич. Мелодии в сочетании с дорийским ладом, к-рый, занимая середину между крайностями, наиболее мужествен и устойчив. Взгляды А. На эсте-тич. Воздействие поэзии известны гл. Обр. Из «Поэтики». Отрицая утверждение Платона о том, что поэзия социально бесполезна и даже тлетворна, т. К. Через наше «сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души, А. Создал учение о трагич. Катарсисе (очищении) как психотерапевтич. Функции поэзии и музыки. «Трагедия есть подражание (мимесис)..., через сострадание и страх приводящее к очищению души от таких эмоций».В целом воспитат.

Концепции А. Свойствен радикальный антиутилитаризм и антипрагматизм. В иерархии пед. Целей польза (при сохранении нек-рого минимума необходимых знаний) оказывается на последнем месте, нравств. Совершенство — на первом. Всякий профессионализм грозит превращением личности из цели в средство, свободный человек должен уметь играть на лире, но ни в коем случае не быть виртуозом. С точки зрения А., индивид — не механич. «частица», но уменьшенная копия социума. Воспитывая нравственно неполноценных профессионалов, общество неизбежно придёт к моральному вырождению. Вместе с тем именно А. Впервые выделил дисциплины, необходимые для образования философа, развил технику обучения «узких специалистов», намеченную ещё софистами.По определению швед, аристотелеведа И.

Дюринга, А. Был «первым профессором» в истории Европы. Дошедшие до нас трактаты («прагматии») А. Зачастую представляют собой «лекторские конспекты», обновлявшиеся и исправлявшиеся самим А. (в Академии лекции были редкостью, Платон предпочитал живой диалог). Курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии иллюстрировались диаграммами и изображениями на белой доске. Есть указания на то, что А. Не оставлял без внимания вопросы методики преподавания. Порядок «Физика» — «Метафизика» в дошедшем до нас курсе лекций является педагогически целесообразным (от явного и знакомого к неявному и неочевидному).Трактаты А. Служили уч. Пособиями в эллинистич. Эпоху (с 1 в. Н. Э.), а впоследствии и вер. Века (до 12 в. Отд. Сочинения в лат. Переводе Боэция.

С 12- 13 вв. Известны многочисл. Переводы с греч. И араб, языков). Университетское образование в Зап. Европе вплоть до 18 в. Было основано на идеях А. Реформация первоначально отвергала А., но уже Ф. Меланхтон снова ввёл аристоте-лизм в гимназич. Курс.В России аристотелизм не получил распространения. Восточная патристика, на к-рой основывается православное богословие, по своей филос. Ориентации была близка к неоплатонизму и относилась к А. Враждебно. Братья Лихуды в кон. 17 в. Впервые читали курс аристотелевской «Физики» в Славяно-греко-латинской академии.Соч. В рус. Пер. Сочинения, т. 1—4, М., 1975—83.Лит. Зелинский Ф. Ф., Пед. Воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916. Зубов В. П., Аристотель, М., 1963. Д о— в а т у p А. И., Политика и политии Аристотеля, М.

— Л., 1965. Чанышев А. Н., Аристотель, Ми981. J aeg er W., Paideia, v. 3, N. Y., 1944. Franken a W. K., Three historical philosophies of education. Aristotle, Kant, Dewey, Chi., 1965. Lynch J. P., Aristotle's schopl. A study of a Greek educational Institution, Berk. — Los Ang. — L., 1972. См. Также лит. При ст. Античность. А. В. Лебедев..

Значения в других словарях
Аристотель Стагирит

(384, Стагир - 322 до н. Э., Халкида) - древнегреческий философ ученый-энциклопедист. Биография. В 367-347 гг. Находился в Академии Платона, сначала в качестве слушателя, затем - преподавателя. В годы странствий был воспитателем (с 343 по 340 г.) юного Александра Македонского. С 334 по 323 г. Преподавал в Ликее. Исследования. Видел сущность биологического в его целесообразности, которое трактовал по аналогии с художественной деятельностью. Органическое развитие - процесс раскрытия присущих живым..

Аристотель Стагирит

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ. ..

Аргентина

(Argentina), Аргентинская Республика, гос-во в Юж. Америке. Пл. 2,8 млн. Км2. Нас. 32 млн. Чел. (1988). Офиц. Язык — испанский. Столица — Буэнос-Айрес.Первые начальные, т. Н. Божьи, школы на территории А. Появились при монастырях в начале испанской колонизации в середине 16 в. Большую роль в организации первых школ сыграл орден иезуитов. В 17 в. Иезуитами были открыты «школы для индейцев» с целью обращения местных жителей в католич. Веру. Постепенно были созданы и светские, т. Н. Королевские, шк..

Арендт (Аrendt) Рудольф Фридрих

(1.4.1828, Франкфурт-на-Одере, — 15.5. 1902, Лейпциг), нем. Химик и педагог. С 1854 учился в Лейпцигском ун-те. В 1861—97 преподавал естеств. Науки, технологию и др. В коммерч. Уч-ще и химию в политехн. Ин-те в Лейпциге (проф. С 1880). Первым разработал методику преподавания химии как самостоят, уч. Предмета в ср. Школе. Стремясь подчинить изложение уч. Предмета особенностям мышления учащихся, ввёл «методическую» систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава веще..

Аркин Ефим Аронович

[1(13).1.1873, Минск, — 31.1.1948, Москва], педагог, врач, д. Ч. АПН РСФСР (1947), дер пед. Наук (1936), проф. (1924). Окончил мед. Ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в ср. Мед. Школе Москвы с 1907. С 1919 на науч.-пед. Работе. На Высш. Науч.-пед. Курсах, в Пед. Ин-те дефектологии, МГПИ им. В. И. Ленина (1943- 1945).А. — один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ, дошк. Воспитания в СССР. Ранние работы А. Отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонт..

Армения

Республика Армения, гос-во в Закавказье. Пл. 29,8 тыс. Км2. Нас. 3293 тыс. Чел. (1989). Столица-Ереван.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходился 901 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 814 чел.). В отраслях экономики в 1989 было занято 386,3 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 215 тыс. С высшим и св. 171 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Дошкольные учреждения. Первый арм. Дет. Сад был открыт в Тбилиси в 1880 педагогом Софией Бабаян. В 1914—16 в Ере..

Дополнительный поиск Аристотель Стагирит Аристотель Стагирит

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аристотель Стагирит" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристотель Стагирит, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 19 символа