Афанасьев Пётр Онисимович
[1(13).2. 1874, дер. Апанасово-Темяги Тетюшско-го у. Казанской губ., — 20.8.1944, Москва], педагог, методист (рус. Яз.), дер пед. Наук (1940), проф. (1938). После окончания Симбирской чуваш, школы (1890) работал в нач. Школе в с. Богдашкино Симбирской губ. Затем продолжил образование в Симбирской духовной семинарии (1898) и Моск. Духовной академии (1903). В 1906 окончил экстерном Казанский ун-т. С 1903 преподавал в Симбирской, Рязанской, Поливановской учительских семинариях, Ярославском учительском ин-те. С 1918 в пед. Вузах и н.-и, пед. Учреждениях Москвы. Одновременно сотрудничал в «Вестнике воспитания», «Пед. Вестнике» и «Журнале МНП», где выступил с критикой офиц. Проектов школьно-просветительской системы для инородцев Поволжья («Школы среди инородцев Казанского края до Н.
И. Ильминского», 1913). Опыт обучения рус. Яз. В нац. Школе обобщил в «Метод, очерках о преподавании родного языка...» (1914). Изложенные здесь метод, идеи о поэтапном построении курса, главенствующей роли грамматики, типологии акцента и учёте особенностей системы родного языка учащихся впоследствии развиты им в «Метод, указаниях к обучению рус. Грамоте нерус. Учащихся» и «Грамматических таблицах по рус. Яз. Для нерус. Школ» (обе в 1938). После Окт. Революции А. Активно включился в строительство новой школы. Настаивал на принципиальной реконструкции уч. Программ по рус. Яз. В духе идей трудовой школы, на преодолении сложившихся традиций (искусств, подача материала, преобладание готовых образцов и правил и пр.). Духовному становлению ребёнка, по мнению А., могли способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистич.
Явлениям (язык-вид индивидуального и социального творчества), на преимущественном интересе к коммуникативной стороне языка. Гл. Внимание, считал он, должно быть направлено на естеств. Развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собств. Мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе («Методика родного языка в трудовой школе», 1921).Особое место на нач. Ступени обучения А. Отводил распространению звуковой системы обучения грамоте, предполагавшей определённую последовательность введения звуков и слогов, лингвистически целесообразные артикуляцион-но-фонетич. Приёмы преподавания. Разрабатываемый А. Звуковой аналитич. Метод положен в основу букваря «Читай, пиши, считай» (1925), выдержавшего 24 издания.
Параллельно исследовал наиб, эффективные подходы к обучению чтению взрослых (сб. «Борьба за грамотность», 1925).Исследование опыта отеч. Языкознания (Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. В. Щерба и др.) в статьях кон. 30-х — нач. 40-х гг. И «Хрестоматии по истории методов преподавания рус. Яз. В нач. Школе» (1941) явилось составной частью работы А. Над созданием совр. Целостной метод, системы. Итогом этой работы стал учебник «Методика рус. Яз. В ср. Школе» (1944) для пед. Вузов. Здесь единство разнообразных методических подходов и приёмов, предлагаемых А., непосредственно основывалось на анализе системных отношений в самом языке, связи между его сторонами. Лексикой, фонетикой, морфологией, стилистикой и др.Соч. Активно-трудовой метод обучения, М.
— П., 19242. Родной язык..., М., 1928е. К вопросу о методологии и методике рус. Языка, РЯШ, 1929, № 3. Система методики рус. Языка как науч. Дисциплины, там же, 1931, № 1. Учебник рус. Языка для нач. Школы, М., 1933—4513 (соавт.).Лит. P с д о з у б о в С. П., П. О. Афанасьев, в сб. Методисты сов. Нач. Школы, М., 1958. Д. А. Ермаков..
Дополнительный поиск Афанасьев Пётр Онисимович
На нашем сайте Вы найдете значение "Афанасьев Пётр Онисимович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афанасьев Пётр Онисимович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 25 символа