Бэкон (Вacon) Фрэнсис

158

(22.1.1561, Лондон, — 9.4.1626, там же), англ, философ-материалист, юрист, гос. Деятель. Избирался в парламент (впервые — в 1584). В 1617 лорд-хранитель печати, в 1618—1621 лорд-канцлер. Мировоззрение Б. Сложилось в период зарождения капи-талистич. Отношений, ознаменовавшийся распространением в брит, обществе идей англ, гуманизма. Основа филос. Учения Б. — поиск путей к овладению тайнами мироздания, к утверждению на земле «царства Человека», к-рое зиждется на достижениях опытной науки. На развитие пед. Мысли нового времени (от Я. А. Комен-ского до педагогики франц. Просвещения) наиб, воздействие оказали учение Б. О «призраках», или «идолах», разума, содержащее критич. Анализ психологических и отчасти социальных особенностей процесса познания, и разработанный им индуктивный метод исследования, содержащий такие элементы, как индукция, сравнение, наблюдение, эксперимент (см.

Логика).Б. Включал педагогику (как одно из ответвлений более широкого учения о передаче знаний) и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по к-рой все накопленные и возможные знания разделяются соответственно трём способностям «разумной души» — памяти, воображению и рассудку. Б. Отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека. Назначение воспитания в том, чтобы внести разумное, рациональное начало в природную стихию человека, обуздать страсти и пороки, подчинив их сознательно избранной линии поведения, к-рая призвана обеспечить жизненный успех индивида, согласующийся с «общественным благом». Воспитание должно начинаться с раннего детства и постепенно дополняться элементами самовоспитания.

Воспитание и образование отвлекают человека от дикости и варварства, предоставляют ему возможность осуществить своё высш. Предназначение — познание сущности всех явлений и установление господства над природой. Выступая против отвлечённости («книжной мудрости») схоластич. Образования, сохранявшего господствующие позиции в Англии 16 — нач. 17 вв., Б. Выступал за связь образования с реальной жизнью.Б. Был убеждён, что «истина познания и истина бытия суть одна и та же», а познание отражает, копирует бытие. Задача обучения не только в том, чтобы сообщить учащимся сумму добытых наукой «отражённых истин», но и в том, чтобы вооружить их методом науч. Исследования, позволяющим устанавливать новые, неизвестные ранее истины, дать представление о сущности явлений, о «неизменных и нерушимых законах» природы.

В основе пед. Системы Б. — посильность задач и достижимость целей, к-рые ставятся перед учащимися. Он выступал против насильств. Методов обучения, поскольку человек по своей природе противится всему, что приобретает форму необходимости и насилия. Педагог должен выявить природные способности ученика, его склонности к тому или иному роду деятельности. Выделяя 2 приёма изложения материала — от простого к сложному и от сложного к простому, Б. Полагал, что их сочетание в наиб, степени содействует развитию интеллектуальных и физич. Способностей человека. Отводил значит, роль в воспитании и образовании игре, благодаря к-рой легче усваивается то, что на первый взгляд не является гл. Целью того или иного действия, и разл.

Рода упражнениям, направленным на развитие памяти и творческих способностей, а также на формирование положит, навыков и привычек.Б. — убеждённый сторонник такого воспитания и образования, к-рые способны поддержать у детей и юношества дух соперничества и позволяют широко использовать роль примера. Обучение в ун-тах и колледжах, организованное на принципах новой опытной науки, позволило бы, по мнению Б., наиб, полно осуществить гл. Идею его педагогики — соединить теоретическое обучение с экспериментальной научной деятельностью. Эта идея оказала существенное влияние на создателей первых европ. Науч. Академий.С о ч. The works..., v. 1 — 14, L., 1968. Лит. Субботин А. Л., Ф. Бэкон, М. 1974. Михаленко Ю. П., Ф. Бэкон и его учение, М., 1975(лит.).

Карев В. М., Этич. Воззрения Ф. Бэкона, в кн. Англия в эпоху абсолютизма, [М.], 1984. F a r r i n g-ton В., F. Bacon. Philosopher of industrial science, N. Y., [1949]. G r o w t h er J. G., F. Bacon. The first statesman of science, L., 1960. B. M. Карев..

Значения в других словарях
Бэкон (Вacon) Фрэнсис

(1561—1626) — британский философ, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным пунктом мышления всего Нового времени. Как государственный и политический деятель Б. Занимал видные посты в тогдашней Англии. Генеральный прокурор и лорд-хранитель Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как философ Б. Начинал с резкой критики средневековой схоластики, считая, что последняя ничего не дала миру кроме "чертополоха споров и препирательств". Главную причину ее бесплодия Б. Видел в пре..

Бурятия

Республика Бурятия, входит в Рос. Федерацию. Пл. 351,3 тыс. Км2. Нас. 1,04 млн. Чел. (1989). Столица — Улан-Удэ.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 819 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 711 чел.). В отраслях экономики занято св. 207,6 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 79 тыс. С высшим и ок. 128,5 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Первые школы, в к-рых обучались буряты, открыты в 18 в. Мунгальская при Вознесенском монастыре в Иркутске (17..

Буслаев Фёдор Иванович

[13(25).4. 1818, г. Керенск Пензенской губ., ныне с. Вадинск Пензенской обл., — 31.7(12.8). 1897, пос. Люблино, ныне в черте Москвы], филолог, историк иск-ва, основатель науч. Методики преподавания рус. Яз. И словесности, акад. Петерб. АН (1860), дер рус. Словесности (1867), дер теории и истории иск— в (1888). По окончании словесного отделения филос. Ф-та Моск. Ун-та преподавал рус. Яз. В моек, гимназиях (1838—47) и частных домах. В 1860 прочёл курс истории рус. Словесности наследнику престола Н..

Бэн (Вain) Александер

(11.6.1818, Абердин, — 18.9.1903, там же), англ, психолог и педагог. Проф. (1860—80), затем ректор (1881—87) Абердинского ун-та. Друг и сотрудник Дж. С. Милля. С 1876 издатель журн. «Mind» («Разум») — ведущего философского журнала Великобритании.Осн. Работы Б. Стали первыми руководствами совр. Типа по психологии. Представитель эмпирич. Ассоциативной психологии, Б. Придавал большое значение моторике в осуществлении психич. Функций. Разрабатывал проблемы психо-физич. Параллелизма, физиол. Психолог..

Бюиссон (Вuisson) Фердинанд

(20.12. 1841, Париж, — 16.2.1932, там же), франц. Педагог и полит, деятель. Проф. Лозаннской академии (1866—70), руководитель кафедры педагогики Сорбонны (с 1896). В 1871—96 в Мин-ве нар. Просвещения, с 1879 директор отдела по нач. Образованию. Сыграл большую роль в подготовке и проведении в жизнь законов 1880-х гг. О всеобщем обязат. Бесплатном нач. Обучении и о светской школе, а также шк. Законов нач. 20 в. Будучи одним из лидеров радикал-социалистов в парламенте (1902—14, 1919—24), внёс ряд з..

Дополнительный поиск Бэкон (Вacon) Фрэнсис Бэкон (Вacon) Фрэнсис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бэкон (Вacon) Фрэнсис" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бэкон (Вacon) Фрэнсис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 21 символа