Визуальная Грамотность

205

(англ, visual literacy), направление в совр. Педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией.Пед. Концепция В. Г. Возникла в кон. 60-х гг. 20 в. В США. Основывается на положениях о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания ребенка к деятельности в условиях всё более «визуализи-рующегося» мира и увеличения инфор-мац. Нагрузки.Следует различать понятия В. Г. И аудиовизуального обучения (audiovisual education), под к-рым понимают использование аудиовизуальных материалов и соответствующих техн. Средств в обра-зоват.

Процессе.Понятие В. Г. Рассматривают в разл. Аспектах. Как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектом восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы.Для анализа понятия В. Г. С пед. Позиций наиб, важна коммуникативная сторона процесса её формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа (описаны в монографии Д. А. Дон-дис < Учебник по визуальной грамотности» — D o n d i s D. A., «A Primer of visual literacy», 1973). К ним относятся. Точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком зрительной информации.

В концепции аудиовизуальной грамотности, предложенной в нач. 70-х гг. Ю. Н. Усовым, понятие грамотности расшифровывается как основа постижения природы киноиск-ва, а процесс овладения аудиовизуальной грамотностью рассматривается как формирование навыков анализа и синтеза худож. Зву-ко-зрительного образа. Главным является создание представлений о компонентах киноиск-ва и выяснение степени их «род-ства» с тем или иным видом иск-ва, напр. Видеоряд — живопись, аудиоряд — музыка и т. Д. Особое внимание уделяется таким элементам киноязыка, как монтаж, план, ракурс и т. П. Дондис предостерегала от прямой аналогии с языковой грамотностью, т. К. Логика структуры языков как искусств, систем, созданных для кодирования, хранения и раскодирования информации, не может соответствовать В.

Г. Она считала, что в понятии В. Г. Акцент необходимо ставить на в и — зуальном.На 1-й Нац. Конференции по В. Г. (1969, г. Рочестер, США) было принято определение В. Г., предложенное Дж. Деб-сом. В. Г. Относится к числу визуальных способностей, к-рые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами и к-рые необходимы для нормального процесса становления личности. Визуально грамотный человек сможет различать и интерпретировать видимые действия, объекты и символы, окружающие его, и творчески использовать эти способности.Это определение фокусирует внимание на «зрителе» как на потенциальном «ученике» и предполагает выработку у учащихся в процессе обучения базовых визуальных умений. Дебс приводит их иерархию.

От формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать визуальное выражение идеи, образа.Дебс и его коллеги по Центру В. Г. При ун-те г. Рочестера рассматривают В. Г. Как шк. Предмет, помогающий учащимся с помощью фото- и кинооборудования определить пути самовыражения.Установлено, что до 90% усваиваемой информации человек получает посредством зрения. Эти данные приобрели особое значение в работах Дж. Брунера и Ж. Пиаже, подчёркивавших важность роста интеллектуального потенциала ребёнка в первые годы его жизни.Интерес к изучению проблем зритель-ноге восприятия усилился с возникновением телевидения, ставшего своеобразным «окном в мир» для мн.

Детей. Р. Либерт, Дж. Нил, Э. Дейвидсон показали зависимость развития мышления от интеллектуальной насыщенности телепрограмм, а также роль демонстрации насилия на телеэкране в возникновении агрессивных форм поведения.В целом природа визуальной коммуникации к нач. 90-х гг. Была мало изучена.На концепцию В. Г. Оказали влияние работы амер. Психологов, к-рые зрительное восприятие рассматривали как чувств, опыт, приобретший смысл. Подобной точки зрения придерживался Л. С. Выготский, высказавший в 1925 мысль, что центр, идея психологии иск-ва выражается в признании иск-ва обществ, техникой чувства, а худож. Произведение можно рассматривать как «совокупность эсте-тич. Знаков», направленных на возбуждение в людях эмоций. Анализ этих знаков помогает воссоздать соответствующие им эмоции.Определились разл.

Подходы к концепции В. Г., к-рые процесс визуальной коммуникации расчленяют на 3 центральных, взаимосвязанных элемента. Субъект, объект, средства коммуникации (или окружающая среда)..

Значения в других словарях
Вивес (Vives) Хуан Луис

(6.3.1492, Валенсия, — 6.5.1540, Брюгге), исп. Гуманист, философ и педагог. Один из наиб, видных представителей Сев. Возрождения. После 1509 жил во Франции, Англии и Нидерландах. Проф. Ун-тов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.За широкий интерес к пед. Проблемам был назван современниками «вторым Квинтилианом». Мн. Его сочинения посвящены воспитанию и обучению. «О способе занятий с детьми» («De ratione studii puerilis», 1523), «О воспитании женщины-хрис..

Византия

Воспитание и образование. «В.» — позднейший термин, к-рым по традиции принято обозначать ср.-век. Христ. Гос-во со столицей в Константинополе, каким в 4 в. Стала Вост. Римская империя (существовало до сер. 15 в.). Сами византийцы называли себя ромеями, т.е. Римлянами, их языком был греческий. Непосредственно продолжив рим. Государственность и эллинистич. Цивилизацию, В. Унаследовала налаженную систему позднеантич. Образования, к-рая на ср.-век. Западе была разрушена варварскими нашествиями и лом..

Виктимология

(от лат victime — жертва и греч logos — понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая разл категории людей — жертв неблагоприятных условий социализации Термин «В » заимствован из криминологии, спец раздел к-рой — юрид В имеет своим предметом изучение жертв преступлений.Существует ряд категорий детей и взрослых, к-рые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим т..

Вильман (Willmann) otto

(24.4.1839, Лисса, ныне Лешно, Польша, — 1.7.1920, Лейтмериц, ныне Литомержице, Чехия нем. Педагог, последователь И. Ф. Гербарта, философ-неотомист. Учился в ун-тах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Берлина. Преподавал в пед. Семинаре у Т. Цидлера в Лейпциге (1863—1868) и на пед. Курсах Ф. Диттеса в Вене (руководитель с 1868). В 1872—1903 проф. Пражского (немецкого) ун-та. Основатель Союза христ. Педагогики (1907).Разделял педагогику на историческую, теоретическую и практическую. Осн. Функцией в..

Дополнительный поиск Визуальная Грамотность Визуальная Грамотность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Визуальная Грамотность" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Визуальная Грамотность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 22 символа