Внеклассное Чтение

182

Педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению. Со 2-й пол. 19 в. Закрепился в рус. Пед. Науке и шк. Практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. Школе В. Ч. Стало элементом уч.-воспитат. Процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.Специфика В. Ч. Лит. Произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за В. Ч. Закрепились след. Осн. Цели.

Расширение и углубление читательского кругозора, познават. Интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собств. Выбору. Средства пед. Организации В. Ч. Разнообразны. Чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-библио-графич. Видами помощи читателю, а также непосредств. Уч. Деятельность в доступном круге чтения, систематич. Его изучение как сферы избирательного общения. Для В. Ч. Характерны испецифич. Формы организации уч. Процесса. Урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. Праздники, конференции, конкурсы, посещение лит.

Музеев, книжных выставок и т. П.), т.е. Групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. Внешк. Учреждениях.Иерархия и приоритетность целей В. Ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. Таких систем.Исходная, традиционная, система пед. Организации дет. Чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. Программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. Школе до последующей профориентации.

Воспитание любви к книге и самостоят, чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. И авторитарных установок типа. «Будешь много читать — будешь много знать!», «Любите книгу — источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. Формы руководства В. Ч. В этом случае — уроки. В. Ч. (их периодичность регулировалась уч. Планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции — пропаганда книг и контроль за дет. Чтением — совпадали.

Гл. Условие эффективности данной системы — высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы — отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. Е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. Ч. Уч-ся в шк. Курсе не приобретали.Более совершенной была система В. Ч., появление к-рой в кон. 19 — нач. 20 вв. Связано с созданием и распространением спец. Дет, библиотек, в т. Ч. Школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В.

Ч. И как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. Школе, урочное и внеурочное — в ср. Звене, программное и внепрограммное — в ст. Классах, ибо в центр внимания было выдвинуто воспитание у уч-ся культуры чтения.Ведущими средствами пед. Организации самостоят, работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. Ч. Представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. Произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец.

Программы занятий (также по классам). Уроки В. Ч. Дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. Ч. Как бы раздваивалось, либо приобретая характер необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. Дет. Б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. И читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трёх факторов удаётся крайне редко. В оптимальном случае, когда особое внимание организаторов В.

Ч. Уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. Навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. Кругозора, развитие поз-нават. Интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. П. И приобщиться к творческой и ясследоват. Деятельности. Однако, поскольку непосредств. Общение с книгой осуществляется только в условиях библиотеки, то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают знания и умения для самостоят, чтения, чего даже ква-лифициров. Библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.В ряде случаев, не имея спец.

Программы и уч. Материала для В. Ч., учитель передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. Классах, где формируется культура чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями. Уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.С развитием психолого-пед., книговедческих и др. Наук в 20 в. Дет. Лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. Чтения, но как особый книжный мир, спе-цифич. Часть культуры. Теоретич. Осмысление дет.

Чтения значительно активизировалось в 70-е гг. С позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. Исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. Ч. Её ведущая цель — воспитание у учащихся, начиная с мл. Шк. Возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. Деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят, чтения. Осн. Средства обучения — изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей потребности растущего человека.

Ведущие формы организации уч. Процесса — уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят, работе с текстом лит. Произведений на уроках классного чтения в нач. Школе или лит. Чтения и лит-ры в ср. И ст. Классах. Все внеурочные формы организации дет. Чтения (школьные и внешкольные) сохраняют своё значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. Ч. Могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы. Обеспечение уч. Процесса (особенно в нач.

Классах) дет. Книгами разнообразного содержания всех осн. Типов и структур. Знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. Ч. По этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности. Систе-матич. Посещение учащимися б-ки — индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят, пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. Зависимость самостоят, читательской деятельности учащихся от непосредств. Организатора В. Ч. И макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. Ч. Педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат.

Работу и индивидуализировать процесс обучения чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и личность.Совершенствование методики чтения в совр. Условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. Организации В. Ч.Лит. Шереметевский В. П., Соч., М., 1897. Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. Классах, М., 1977, гл. 5. Светловская H. H., Самостоят, чтение мл. Школьников (теоретпко-эксперим. Исследование), М., 1980. Её же, Методика внеклассного чтения, M., 19912. _ М Н. Светловская..

Значения в других словарях
Власова Татьяна Александровна

[14(31).12.1905, Буинск, ныне в Татарии, — 16.6.1986, Москва], дефектолог, д. Ч. АПН СССР (1982), дер психол. Наук (1972), проф. (1976). В 1930 окончила МГПИ им. В. И. Ленина. С 1929 в Нар-компросе РСФСР. С 1939 директор Гос. Пед. Дефектологич. Ин-та, завуч Омского пед. Уч-ща, затем на сов. И парт, работе. С 1963 в НИИ дефектологии, в 1968- 1986 директор ин-та. В. — один из организаторов подготовки и повышения квалификации дефектологич. Кадров. Труды В. Посвящены проблеме дифференциации обучения..

Влияние В Воспитании

Деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению к.-л. Аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.Традиционно выделяются 4 осн. Способа В. Убеждение, внушение, заражение и подражание. Все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.Убеждение включает в себя систему доводов, к-рые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т. П. Обычно убеждение ведёт к определённ..

Внеурочная Работа

Внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. Процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. Р. В дорев. России проводилась уч. Заведениями гл. Обр. В виде занятий творчеством, организации тематич. Вечеров и др. Большое развитие В. Р. Получила после Окт. Революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. Коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. Педагоги рассматривали В. Р. Как неотъемлем..

Внеурочные Учебные Занятия

Разл. Виды самостоятельной уч. Деятельности школьников. Часть В. У. З. Непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. Часть В. У. З. Связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения шк. Программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия иск-вом, техн. Творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стре..

Дополнительный поиск Внеклассное Чтение Внеклассное Чтение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Внеклассное Чтение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Внеклассное Чтение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа