Гердер, Хердер (Нerder), Иоганн Готфрид
(25.8.1744, Морунген, ныне Моронг, Польша, — 18.12.1803, Веймар) нем. Философ-просветитель, литератор, ведущий теоретик движения «Буря и натиск», педагог. Учился в Кёнигсбергском ун-те (1762—64), где слушал лекции И. Канта. Сын учителя, Г. Проявил пед. Способности уже в годы преподавания в коллегии в Кенигсберге (с 1762) и в Риге, где был учителем в Домской (кафедральной) школе (1764—69). В 1776 при поддержке И. В. Гёте занял в Веймаре должность суперинтендента (главы протестантской церкви), в обязанности к-рого входило общее руководство и инспектирование школ. Провёл в гимназии реформу преподавания, истоком к-рой стала просветительская программа, изложенная им в «Дневнике моего путешествия 1769» (опубл. Посмертно).
По мысли Г., все учреждения гос-ва, все науки и иск-ва должны служить формированию гармонично развитого человека, идеал к-рого он видел запечатленным в иск-веИ. Г. Гердер.Др. Греции. Г. Призывал не к подражанию, а к осознанному освоению наследия античности. Гимназия, по убеждению Г., призвана прежде всего развивать мышление уч-ся для знания и понимания истории. С этих позиций он критиковал систему обучения в традиц. Лат. Школе. Гл. Уч. Предметом считал родной язык. С преподавания его должно начинаться шк. Обучение. Изучение истории, географии, лит-ры противопоставлял схоластич. Изучению лат. Грамматики. Поэзия, философия, история — таковы, по Г., три «светильника», освещающие путь человечества.Воспитание личности он понимал в единстве с совершенствованием всего человечества.
Цель воспитания видел в достижении гуманности, т.е. Такого состояния общества, когда каждый человек, не опасаясь другого, сможет развивать свои способности. Проблему воспитания гуманности Г. Осветил в гл. Труде «Идеи к философии истории человечества» (ч. 1—4, 1784—91. Полный рус. Пер. 1977) и в продолживших его «Письмах о поощрении гуманности» (т. 1—10, 1793—97). Г. Рассматривал мышление, язык, культуру как явления исторически развивающиеся и высказывал глубокие идеи о связи языка и мышления. Необходимым элементом воспитания считал уважение к истории и культуре др. Народов и способствовал распространению этого взгляда своими филол. Трудами (сб. «Голоса народов в песнях», 18072, и др.). Для подготовки преподавателей сел. Школ в 1786 учредил в Веймаре учительскую семинарию.
Составил (1787) букварь и книгу для нач. Чтения. Одним из первых указал на ценность пед. Практики и лит. Трудов И. Г. Песталоцци. Идеи Г. Оказали значит, влияние на Гёте, В. Гумбольдта, на формирование неогуманизма в пед. Мысли Германии.С о ч. Samtliche Werke, hrsg. Von B. Sup-han. Bd l —33,. B., 1877—1913. Padagogische Schriften und Auberungen, hrsg. Von H. Ke-ferstein. Langensalza, 1902. В рус. Пер. — Избр. Соч. М. -Л., 1959.Лит. Г у л ы г. А А. В., Гердер, M., 19752. Kittel E., Herder als Padagog, W., 1878. G a i er U. Herders Sprachphilosophie und Erkenntniskritik. Stuttg., 1988.A. B. Гулыга..
Дополнительный поиск Гердер, Хердер (Нerder), Иоганн Готфрид
На нашем сайте Вы найдете значение "Гердер, Хердер (Нerder), Иоганн Готфрид" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гердер, Хердер (Нerder), Иоганн Готфрид, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 39 символа