В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Запоминание

44

один из осн. процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. 3. — основа накопления, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. В процессе 3. закрепляются не только отд. восприятия, представления, мысли и т. п., но и связи (ассоциации) между ними, к-рые устанавливаются в познават. деятельности человека и отражают объективные связи и отношения между предметами и явлениями. Ведущую роль в 3. играет вторая сигнальная система, словесные связи. Велика роль речи и в том, что сам процесс 3. на определённом этапе развития становится произвольным, сознательно управляемым.
Различают смысловое (логическое) и механич. 3., непроизвольное и произвольное 3. Непроизвольное (непреднамеренное) 3. представляет собой продукт любой целенаправленной деятельности, связанной с выполнением практич., познават. и др. жизненных задач. Однако сам акт 3. является при этом непроизвольным, т. к. сознательная волевая регуляция направлена не на мнемич., а на к.-л. др. цели. Вместе с тем сознат. регуляция деятельности обеспечивает возможность последующего произвольного воспроизведения того, что запоминается непроизвольно. Непроизвольное 3. служит единств, формой накопления индивидуального опыта у детей раннего возраста; оно же является ведущим у дошкольников среднего и старшего возраста и играет существ, роль в уч. деятельности учащихся, а также в повседневной жизни взрослых людей.
Необходимым условием непроизвольного 3. к.-л. объектов является действие с ними. Так, в опытах с трудовыми действиями было выявлено, что инструменты и материалы, с к-рыми действовали уч-ся, запоминались очень успешно, а те, к-рые только воспринимались, почти не запоминались. Однако и то, что является объектом действия, запоминается неодинаково продуктивно. Если материал входит в содержание осн. цели деятельности, он запоминается значительно продуктивнее, чем в тех случаях, когда он относится к условиям достижения цели, напр. к способам деятельности или к её промежуточным целям на пути к осн. цели.
Продуктивность непроизвольного 3. в значит, степени зависит и от умственной активности, самостоятельности в работе. Материал, не требующий умственных усилий, запоминается несколько схематично, непрочно. Непроизвольное 3. тесно связано с мотивами деятельности. Запоминается полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для человека особенно важное значение, что удовлетворяет значимые для него потребности, вызывает глубокие чувства.
Наиб, продуктивно произвольное (преднамеренное) 3., к-рое по своим целям и способам является спец. мнемич. действием.
Продуктивность произвольного 3. определяется особенностями мотивов, целей и способов мнемич. действий. 3. благоприятствует дифференциация мнемич. действий (запомнить главное в материале, запомнить полно, точно, надолго и т. п.).
Большую роль в повышении продуктивности произвольного 3. играют мотивы учения: познават. интересы, осознание практич. значения приобретаемых знаний и т. п. Успешность произвольного 3. в большой мере зависит от применения рациональных логич. способов 3. Среди них наиб, важным является составление плана запоминаемого материала. Оно включает разбивку материала на смысловые части; их озаглавливание, выделение в них опорных пунктов, с к-рыми легко ассоциируется всё содержание данной части; связывание частей материала по их заголовкам или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Важными приёмами произвольного логич. 3. являются сравнение, классификация, систематизация материала, ассоциирование по сходству или по контрасту. Эффективно использование образных связей, представлений в качестве наглядных опор 3. Они важны при 3. не только конкретного, но и абстрактного материала, напр. использование разл. схем в расположении материала в учебниках.
Успешному 3. способствует воспроизведение (см. в ст. Память), пересказ самому себе запоминаемого материала — надёжное средство самоконтроля. При этом надо учитывать, что результаты первого воспроизведения, в т. ч. и неправильного, бывают в основном стойкими. Поэтому важно предварительно осмыслить материал, особенно трудный.
Прочное 3., как правило, невозможно без повторений, однако их роль не сводится только к упрочению запоминаемого материала. Сначала повторение связано с общей ориентировкой в структуре и содержании материала, затем со смысловой его группировкой, с выделением опорных пунктов, с «привязыванием» к ним материала выделенных частей и пр.
Заучивание наизусть, если оно не сводится к зубрёжке, представляет собой наиб, развёрнутый процесс произвольного логич. 3. Различают 3 способа заучивания: частичный, целостный и комбинированный. При заучивании отд. частей материала изолированно одна от другой отсутствует ориентировка на общее содержание. Это снижает осмысливание материала, ведёт к механич. 3. Напротив, при заучивании текста в целом всё время имеется в виду смысл всего текста, что облегчает понимание и 3. отдельных его частей в их взаимосвязи. Однако из-за того, что материал часто складывается из разных по трудности частей, не всегда рационально затрачивать на их заучивание одинаковое кол-во повторений. К тому же середина материала обычно запоминается хуже, чем начало и конец, особенно в большом по объёму материале. При комбинир. способе сначала осмысливается весь материал, на основе этого в нём выделяются отд. части, затем эти части заучиваются, причём более трудным частям уделяется больше повторений; наконец, материал повторяют целиком. Т. о., комбинир. способ сохраняет положит, черты целостного способа и устраняет его недостатки. Он отвечает и требованиям логич. смысловой обработки материала в целях 3. Его применение способствует выработке умения подвергать материал анализу и синтезу. Если уч-ся достаточно овладели такими мнемич. операциями, процесс заучивания у них в дальнейшем может протекать в сокр. и автоматизир. форме, не теряя своей сознательности и активности.
Эксперим. данные показали, что непроизвольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, продуктивнее произвольного 3., осуществляемого вне этих условий. Если же рекомендуются одинаковые способы работы с материалом, то результаты 3. зависят от способности произвольного 3. Обычно мнемич. действия, формируясь на основе познавательных, отстают от них; только научившись, напр., классифицировать предметы, слова, можно успешно использовать это умственное действие в качестве способа 3. Соотношение продуктивности произвольного и непроизвольного 3. зависит также от ряда условий. Так, трудный материал, требующий активных умственных усилий, запоминается непроизвольно в процессе выполнения познават. задачи лучше, чем произвольно; произвольное же 3. является более продуктивным в условиях, когда материал был предварительно объектом познават. задачи или когда материал не требует спец. познават. задачи и она может быть подчинена выполнению мнемич. цели. Этим определяется роль произвольного и непроизвольного 3. в обучении. Место непроизвольного 3. будет тем значительнее, чем строже организация и управление процессом формирования умственной деятельности учащихся на основе её активизации и воспитания умений и навыков самостоят, уч. работы. Результаты непроизвольного 3. создают необходимую почву для более рационального использования произвольного 3., осн. функции к-рого состоят в достижении прочного закрепления усваиваемых учащимися знаний, умений и навыков.
Поскольку обогащение опыта дошкольников осуществляется гл. обр. за счёт непроизвольного 3., для успешного его развития необходима постоянная забота об общем умственном развитии ребёнка, постепенное усложнение содержания его деятельности, воспитание познават. интересов и т. п. Однако в целях подготовки к школе очень важно формировать у детей хотя бы нач. умения произвольного ло-гич. 3. в их практич. и игровой деятельности, а также в дошк. формах обучения.
Непроизвольное 3. у мл. школьников в результате повседневного выполнения уч. задач становится всё более систематичным и продуктивным. Однако развитие произвольного 3. вызывает у них определённые трудности, т. к. требует сложных логич. способов 3. Необходимым условием полного овладения определёнными познават. действиями как способами произвольного логич. 3. является доведение этих действий до уровня обобщённых, свёрнутых умений. Младшие школьники часто подменяют понимание материала для 3. простым повторением. Объясняется это тем, что для них легче повторить материал, чем применить к нему логич. анализ, хотя бы и в простейшей его форме. Если при этом учитель часто ставит перед ними задачу запомнить что-либо и не руководит систематически формированием у них познават. навыков, умением понимать, осмысливать материал, то у многих из них вырабатывается устойчивая привычка к механич. 3.
Старшие школьники овладевают сложной системой обобщённых умений понимания и 3. Большое значение в этом возрасте приобретает умение работать с книгой, словарём, умение составлять тезисы, конспекты, планы и т. п. В связи с этим у старших школьников часто познават. установка преобладает над мне-мической, появляется тенденция к недооценке произвольного 3., что приводит иногда к недостаточно прочному закреплению знаний.
Обучение учащихся рациональным способам 3., формирование у них привычек к точности и аккуратности в работе, ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивости в их выполнении- важнейшее условие развития и воспитания памяти.
Литемирнов А. А., Психология запоминания. М., 1948; 3 и и ч с и к о П. И., — Непроизвольное запоминание, М., 1961. см. также лит. при ст. Память.
П. И. Зинченко,


















Значения в других словарях
Запоминание

момент или самостоятельная форма деятельности: человека, в которой формируются те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с сохранением и воспроизведением З. является одним из основных компонентов памяти (См. Память). В развёрнутом виде проблема З. поставлена Платоном. Первое экспериментальное исследование З. выполнено немецким психологом Г. Эббингаузом (1885) в рамках ассоциат ...

Запоминание

На моё запоминание. Дон. При моей жизни. СДГ 2, 12. ...

Запоминание

-я, ср. ...

Запоминание

запечатление, фиксация; усвоение, заучивание, припоминание, отмечание. Ant. забывание ...

Запоминание

ср.Процесс действия по знач. глаг.: запоминать. ...

Запоминание

см. запоминать Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...

Запоминание

запоминания, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. запоминать. ...

Запоминание

психический процесс запечатления в памяти образов предметов, явлений или мыслей. ...

Запоминание

психический процесс запечатления в памяти образов предметов, явлений или мыслей. Запомина́ние непроизво́льное — З. без предварительного намерения запомнить объект, обусловленное присущими этому объекту особенностями (новизна, необычность и т.д.), а также интересами и потребностями человека. Запомина́ние произво́льное — З., обусловленное намерением запомнить объект; обычно осуществляется с помощь ...

Запоминание

психический процесс запечатления в памяти образов предметов, явлений или мыслей.запоминание непроизвольное - З. без предварительного намерения запомнить объект, обусловленное присущими этому объекту особенностями (новизна, необычность и т. д.), а также интересами и потребностями человека.запоминание произвольное - З., обусловленное намерением запомнить объект; обычно осуществляется с помощью специ ...

Занков Леонид Владимирович

[10(23). 4.1901, Варшава, — 27.11.1977, MocKBaj, педагог, нсихолог, дефектолог, д. ч. АПН (1955), дер пед. наук (1943). Окончил ф-т обществ, наук Моск. ун-та (1925). Преподавал в сел. школе Тульской обл. (1918—19), работал воспитателем и зав. детскими с.-х. колониями в Тамбовской и Моск. обл. (1919—22). С 1929 вёл н.-и, работу: в НИИ дефектологии (1929—51, в 1944—47 директор), НИИ теории и истории ...

Заочное Обучение

форма организации уч. процесса для лиц, сочетающих получение образования с проф. трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает самостоят, прохождение учащимися отд. разделов уч. курсов в соответствии со специально разработанными уч. программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателями специализир. уч. заведения и очную сдачу в нём устано ...

Запорожец Александр Владимирович

[30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва], психолог, д. ч. АПН СССР (1968), дер пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил пед. ф-т 2-го МГУ (1930). В 1929—31 сотрудник АКБ им. Н. К. Крупской. С 1931 в Харькове в Психоневрологич. академии; одновременно с 1933 доц., с 1938 зав. кафедрой психологии пед. ин-та. В 1941—43 работал в эксперим. госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свер ...

Дополнительный поиск Запоминание

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Запоминание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Запоминание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 22 символа