Кибернетика И Педагогика
Кибернетика — наука об управлении сложными динамич. Системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать её для управления. Как общая теория управления изучает условия оптим. Управления, учёт к-рых необходим при управлении любым процессом.Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение и воспитание могут рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путём целенаправленного управления их деятельностью и поведением. Следовательно, понятия и методы кибернетики могут использоваться для моделирования и исследования нек-рых сторон пед. И пси-хол.-пед. Процессов.В кибернетике различают 2 типа управления.
Цикличное и разомкгутое. При наиб, характерном для кибернетики цикличном управлении управляющая система получает сведения о ходе процесса и может оказывать воздействие на его течение, т.е. Осуществляются обратная связь и коррекция. При разомкнутом управлении обратная связь и коррекция отсутствуют.Эффективность процесса обучения, имеющего вероятностный характер протекания, обеспечивается лишь цикличным управлением, предполагающим реализацию след, системы требований, предъявляемых кибернетикой. Выделение объекта (процесса) управления. Конструктивное указание цели управления. Установление исходного состояния управляемого объекта. Разработка программы воздействий с учётом осн. Переходных состояний управляемого объекта.
Систематич. Получение информации о состоянии управляемого объекта, т.е. Обеспечение систематич. Обратной связи. Переработка информации, полученной по каналу обратной связи. Выработка на основе этой информации корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализация. Эти требования предполагают разработку 2 видов программ управления — основных и корректирующих. Первые разрабатываются до начала функционирования системы управления. Вторые — как до начала процесса управления, так и по ходу его.Реализация требований кибернетики предполагает обращение к специфич. Закономерностям и характеристикам управляемого процесса — к психол. И пед. Теории. Цель управления всегда состоит в изменении наличного состояния выбранного объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня (применительно к др.
Объектам цель может состоять или в сохранении объекта в заданном состоянии, или в том, чтобы не допустить выхода его за установленные пределы). Определение исходного состояния управляемого объекта предполагает диагностику уже достигнутого учащимися уровня, к-рая проводится по системе характеристик, отражающих состояние выбранного объекта управления. В качестве осн. Переходных состояний объектов, характерных для уч.-воспитат. Процесса, выступают этапы усвоения. Осн. Программа должна обеспечить последоват. Прохождение каждым учащимся всех этих этапов, без чего обучающий не может гарантировать усвоение учащимися нового вида познавательной деятельности (познават. Умений) с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения.Для обеспечения систематич.
Обратной связи в обучении необходимо определить её содержание, т.е. Установить, по какой конкретной системе характеристик будет осуществляться контроль за ходом процесса усвоения. В случае усвоения новых познават. Умений контроль необходим как за их содержанием, так и за их осн. Характеристиками (форма, мера обобщённости, развёрнутости и др.), к-рые в совокупности и дают информацию о наличном состоянии усваиваемых умений. Чем чаще осуществляется контроль, тем выше эффективность управления (идеальный случай — т. Н. Следящая обратная связь). Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к учителю (управляющая система), но и к учащимся (управляемая система). В связи с этим различают внешнюю (информация идёт к учителю) и внутреннюю (информация идёт к ученику) обратную связь.
Внутр. Обратная связь может обеспечиваться как учителем (или заменяющими его техн. Средствами), так и учеником (в виде самоконтроля). По мере продвижения ученика по этапам усвоения контроль учителя заменяется самоконтролем. Важно, что контроль не только определяет обратную связь, но с его помощью реализуется также мотивация познават. Деятельности и закрепление знаний и умений у учащихся. Последние функции контроль успешно выполняет только в том случае, когда внутр. Обратная связь, осуществляемая учителем, производится с учётом потребности учащегося в ней и успехрв в его работе. В частности, если учащийся уверен в правильности своей деятельности и она протекает успешно, то информация о ходе процесса будет лишь отвлекать его, что может привести к снижению мотивации учения.
И наоборот, если учащийся не уверен в правильности своих действий, а фактически они верны, учитель должен дать информацию о ходе процесса. В этом случае подтверждение правильности своих действий вызывает чувство удовлетворения у обучаемого, повышает его желание работать дальше и способствует запоминанию выполняемых действий.Согласно положениям кибернетики регулирование процесса усвоения может осуществляться реагированием на ожидаемые изменения ситуации, поступившие изменения, ошибки. В первых двух случаях коррекция позволяет избежать отклонений в управляемом процессе, однако при этом необходим контроль за содержанием и осн. Характеристиками деятельности учащихся, ведущей к тому или иному ответу. При реагировании на ошибку коррекция производится в соответствии с происшедшим отклонением.
В практике обучения чаще всего используется путь реагирования на ошибки и обратная связь осуществляется лишь по одному параметру — правильности конечного ответа. Характерно, что при управлении процессом усвоения знаний и умений программа может корректироваться не только при наличии или ожидании отклонения, но даже при отсутствии сигналов возможного их появления. Объясняется это тем, что адаптация осн. Программы к каждому учащемуся весьма затруднительна. Поэтому для нек-рых обучаемых часть включённых в программу заданий может оказаться излишней, т.е. Корректировка их движения к цели заключается в устранении ряда актов (действий). Во всех случаях регуляционные воздействия (корректировка) определяются характером сведений, полученных по каналу обратной связи, а также внутр.
Логикой процесса усвоения. Поскольку в педагогике и психологии существуют разные представления о природе и этапах процесса усвоения, выбор регулирующего воздействия зависит от теории, взятой за основу при составлении оси, программы.Идеи кибернетики проникли в педагогику в 60-е гг. В связи с возникновением программированного обучения, цель к-рого — оптимизация управления процессом учения. Анализ кибернетич. Требований к управлению даёт возможность выделять нерешённые пед. (как и психол.) проблемы, связанные с управлением процессами обучения и воспитания.Связь между К. И п. Двусторонняя. Уч.-воснитат. Процесс — сложный и специфич. Вид управления — является предметом кибернетич. Исследований, корректное проведение к-рых предполагает опору на психол.
И пед. Теории обучения и воспитания.Корректное использование достижений кибернетики важно в связи с осуществлением компьютеризации обучения. Лит. Берг А. И., Кибернетика — наука об оптимальном управлении, М. — Л., 1964. Ительсон Л. Б., Матем. И кибернетич. Методы в педагогике, М., 1964. Н и — кандров Н. Д., Программированное обучение и идеи кибернетики, М., 1970. Талызина Н. Ф., Кибернетика и педагогика, в кн. Проблемы социалистич. Педагогики. Мат-лы 1 науч. Конференции ученых-педагогов социалистич. Стран, М., 1973. Её же, Управление процессом усвоения знаний, М., 19842. Джугели Э. П., Вепхвад-з с А. А., Кибернетика и проблемы обучения, М., 1981. Воробьев Г., Кибернетика стучится в школу, М.,1986. Frank H., Kybernetische Grundlagen der Padagogik.
Eine Einfuhrung in die Informationspsychologie, Baden-Baden, [1962]. H. Ф. Талызина..
Дополнительный поиск Кибернетика И Педагогика
На нашем сайте Вы найдете значение "Кибернетика И Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кибернетика И Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 24 символа