Корчак (Кorczak) Януш
(псевд. Наст, имя и фам. — Генрик Гольдшмит) [22.7.1878 (1879?), Варшава, — 6.8(7). 1942, Треблинка], польск. Педагог, дет. Писатель, публицист и обществ, деятель. В 1905 окончил мед. Ф-т Варшавского ун-та по специальности врач-педиатр. 8 лет работал врачом в дет. Больнице в Варшаве, одновременно вёл активную обществ, и лит. Деятельность (кн. «Совр. Школа», 1905, «Школа жизни», 1908, и др.), работал воспитателем в дет. Летних колониях (впечатления отражены в кн. «Моськи, Йоськи и Срули», 1910, и«Юзьки, Яськи и Франки», 1910). В 1911 директор «Дома сирот» в Варшаве. Осмысливая современную ему практику семейного и обществ, воспитания, опирался на педагогику, психологию, социологию и медицину. К. Вырабатывал. Собств. Концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности.
Концепция К. Изложена в его кн. «Как любить детей», написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я ч. Этой книги «Интернат» издана в СССР в 1922 с пре-дисл. Н. К. Крупской). После окончания войны и возвращения в Варшаву К. Руководил дет. Приютами («Дом сирот» и «Наш дом»), преподавал в Ин-те спец. Педагогики, Свободном польск. Ун-те, пед. Уч-ще, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничал в разл. Журналах, редактировал дет. Газ. «Малый обзор», выступало беседами по радио и т. Д.К. Выпустил ряд книг о воспитании, в т. Ч. «Воспитательные моменты» («Мо-menty wychowawcze», 1919), «О шк. Газете »(«О gazetce szkolnej», 1921), «Право ребенка на уважение »(«Pra wo dziecka do szacunku», 1929), «Правила жизни» («Рга-widta zycia», 1930), «Шутливая педагогика» («Pedagogika zartobliwa», 1939), а также много статей, опубл.
В разл. Пед. Журналах, и худож. Произв. Для детей и о детях. «Король Матиуш I» (1923, рус. Пер. 1924), «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923), «Банкротство юного Джека» (1924, в рус. Пер. «Джек-кооператор», 1929), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Па-стера»(1938) и др. В период гитлеровской оккупации К. Пытался сохранить «Дом сирот», к-рый в кон. 1940 был перемещён на терр. Варшавского гетто. Там в 1942 он написал «Дневник». Отклонив предложения о побеге, К. В авг. 1942 вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом «Дома сирот» погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.Исходный тезис пед. Концепции К. — ребёнок и его благо. Ребёнок — самостоятельная, независимая от другой воли личность.
Вопреки представлению, что ребёнок — лишь будущий человек, а детство — подготовит. Этап взрослой жизни, К. Утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварит, этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, — права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решит, ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей гос-вом.Цель воспитания — полное, свободное и гармоничное развитие внутр.
Сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутр. Самостоятельностью и чувством собств. Достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в дет. Коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищённость ребёнка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитат. Системы К. Было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания. «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует».
Условие и мощный фактор эффективности этого процесса — демократически организованный самоуправляемый дет. Коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка. Включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через обществ, мнение), направление его самовоспитания. Соответственно строилась и работа воспитателя, особое значение в к-рой имели умение наблюдать за ребёнком, понимать мотивы его поведения (вживаться в мир дет. Переживаний), строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения. В дет. Коллективе усилия воспитателя направлены на организацию его на демокр. Принципах, создание положит, психол. Атмосферы, организацию воспитывающих ситуаций.Соч. Wybor pism pedagogicznych, t.
1—2, Warsz., 1957—58. Pisma wybrane, t. 1—4, Warsz., 1978. Mysl pedagogiczna J. Korczaka. Nowe zfodla, Warsz., 1983. В рус. Пер. — Избр. Пед. Произв., М., 1966. Избр. Пед. Произв., М., 1979. Пед. Наследие, М., 1990. Как любить ребенка, М., 1990.Лит. — М а з у p П. И., Сердца, отданные детям. Я. Корчак и В. А. Сухомлинский, НШ, 1978, № 9. III а б а с в а М., Я. Корчак и его пед. Теория, НО, 1978, № 11. III л ё н-закона А., Я. Корчак, пер. С польск., Варшава. 1978. E Андреева Е. П., Г у-р с в и ч В. М.], Пед. Наследие Я. Кор-чака. Библиографич. Указатель, М., 1978. № с w с r l у I., Zywe wia. Zanie, Warsz., 19784. Binczycka J., Gorzelek K., O pedagogike jako nauke o czlowieku, Ka-towice, 1979. Lewin A., Tworcza konty-nuacja dzieta pedagogicznego J. Korczaka, Warsz., 1979. Mortkowicz-Olcza-kowa H., J.
Korczak, Warsz., 1978'. W cito s z у n S., Korczak, Warsz., 1978. Wspom-nienia p J. Korczaku, Warsz., 1981. J. Korczak. Zycie i dzielo, Warsz., 1982. D e feil ick i K., Korczak z bliska, Warsz., 1985. M. H. Кузьмин..
Дополнительный поиск Корчак (Кorczak) Януш
На нашем сайте Вы найдете значение "Корчак (Кorczak) Януш" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Корчак (Кorczak) Януш, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 21 символа