Литва
Л и т о в с к а я Республи-к a (Lietuvos Respublika, Lietuva), гос-во в Европе. Пл. 65,2 тыс. Км2. Нас. 3690 тыс. Чел. (1989). Столица — Вильнюс.В 1989 на 1000 чел. В возрасте 15 лет и старше приходилось 753 чел. С высш. И ср. (полным и неполным) образованием (в 1979 — 609 чел.). В отраслях экономики было занято 532,6 тыс. Специалистов, в т. Ч. 229,9 тыс. С высшим и 302,7 тыс. Со средним спец. Образованием.Дошкольные учреждения. Первые дошк. Учреждения в Л. Появились в кон. 19 в. При религ. Орг-циях.Первое литов. Дошк. Учреждение было осн. Об-вом св. Казимира в 1905. Во время 1-й мировой войны в Вильнюсе действовали летние дет. Сады при благотворит, религ. Орг-циях. Систему дошк. Воспитания начала создавать Литовская Республика (1918—40). Об-во «Летувос вай-кас» («Дитя Литвы») с 1924 открывало в городах дет.
Сады и т. П. В 1936 принят Закон о дошк. Учреждениях. Руководство ими осуществлялось Мин-вом просвещения. В нач. 1940 было 197 дет. Садов (6,8 тыс. Детей), из них 62 в ведении об-ва «Летувос вайкаск После включения Л. В состав СССР дошк. Учреждения стали государственными. С нарастанием вовлечения женщин в обществ, произ-во сеть яслей и садов расширялась, особенно после 1945.К нач. 60-х гг. Имелось св. 400 дошк. Учреждений (80 тыс. Воспитанников). В 1960—70 число дошк. Учреждений особенно возросло на селе (в 1960 — 42, в 1980 — 432). В 1989 в Литве было 1824 дошк. Учреждения на 217 тыс. Мест (204,8 тыс. Детей). Ок. 90% дошк. Учреждений вели воспитат. Работу на литов. И польск. Языках, св. 9% — на русском.С 1991 вводятся новые вариативные программы воспитания и предшколь-ной подготовки, рассчитанные на разл.
Время ежедневного пребывания детей в дошк. Учреждении. Открываются комплексные учреждения типа «детский сад-нач. Школа» (43 в 1991). Число дошк. Учреждений стало сокращаться. В 1992 их насчитывалось св. 1300 (св. 120 тыс. Детей. 17 тыс. Пед. Работников).Общеобразовательна я школа. Первой в литов. Гос-ве упоминается школа при Вильнюсском кафедральном соборе (1397). В 15 в. Были открыты школы в Вильнюсе, Каунасе, Тра-кае, Варняе. Во 2-й пол. 16 — сер. 17 вв. Действовало ок. 30 нач. Школ при като-лич. Костёлах и монастырях. В них обучались только мальчики. Во 2-й пол. 17 в. Было открыто св. 10 евангелистских нач. Школ, в к-рых могли учиться и девочки. В 1539—42 работала первая ср. Школа, открытая деятелем Реформации А. Куль-ветисом. В 1570 иезуиты основали в Вильнюсе коллегию.
В 16—17 вв. Иезуитские коллегии (см. В ст. Иезуитское воспитание) появились в Кражяйе, Каунасе, Пашяуше и др. Наряду с ними открывались евангелистские ср. Школы (в Вильнюсе, Биржай, Кедайняйе, Шилуве). С победой католицизма над Реформацией в Л. Евангелистские школы стали закрываться. В 18 в. Были учреждены коллегии ордена пиаров в Вильнюсе, Паневежисе, Расейняйе, Укмерге. В коллегиях и др. Ср. Школах занимались гл. Обр. Дети дворян и зажиточных горожан. Нач. Школы посещали преим. Дети неприви-легиров. Сословий.После упразднения ордена иезуит. Он (1773) сейм Речи Посполитой для руководства школами основал Эдукац. Комиссию (существовала до 1794) с целью реформировать всю систему нар. Образования. Расширилась сеть светских школ. Ср. Школы (их было 15) создавались двух типов.
Окружные (7-летние) и подокружные (6-летние). В них значительно расширилось преподавание естеств.-матем. Наук. В кон. 18 в. На терр. Совр. Л. Было ок. 320 нач. Школ, 12 ср. Общеобразовательных и 6 ср. Спец. Школ, в т. Ч. 4 духовные.В 1795 большая часть Литвы отошла к России. Уч. Заведения в 1803—32 и 1850—1917 подчинялись Виленскому уч. Округу (в 1832—50 — Белорусскому). После реформы просвещения 1802—04 действовали приходские и уездные уч-ща, а также гимназии. Особое место в системе нач. Образования занимали создававшиеся по инициативе крестьян или мелкой шляхты сел. Школы-бакала-рии, в к-рых обучение грамоте шло на литов. Яз. После подавления восстания 1830—31 ужесточены принципы сословного отбора учащихся (на основании рос. Устава низших и средних учебных заведений 1828).
Преподавание велось на рус. Яз. С 1841 в Жямайтской епархии было разрешено обучение детей грамоте и катехизису на литов. Яз., но после подавления восстания 1863 преподавание на литов. Яз. Вновь было запрещено. Литов. Крестьяне предпочитали не отдавать детей в казённые школы (в 1897 в Вилен-ской губ. Казёнными школами было охвачено лишь 16,5%, в Ковенской губ. — 6,8% детей шк. Возраста). В деревнях Л. Создавались «тайные школы», в них дети обучались чтению и письму на родном языке, иногда счёту (в 1884—1906 в Виленской губ. Было 107 «тайных школ», в Ковенской — 223).Грамотность населения в Л. (по переписи 1897) составляла 54,2%, в т. Ч. Среди мужчин 57,1%, среди женщин 51,4%. В нач. 20 в. Усиление борьбы литов. Народа за обучение на родном языке вынудило царское пр-во пойти на нек-рые уступки.
В 1906 было разрешено преподавание литов. Яз. Как уч. Предмета в нач. И ср. Школах. Появились легальные частные литов. Школы. В 1914 действовало 1620 нач., 45 неполных ср., 37 ср. Школ (всего 118 тыс. Уч-ся).С кон. 1918 (после провозглашения в Л. Сов. Власти) руководство шк. Делом осуществлял Нар. Комиссариат просвещения. В марте 1919 был принят декрет о введении всеобщего бесплатного обучения на родном языке для детей 8—17 лет, школа была отделена от церкви. Созданы воскресные школы, проф. Курсы, рабочие и сел. Ун-ты, курсы для неграмотных и малограмотных, политшколы, рабочие клубы, б-ки, кружки и др.После образования независимой Литов. Республики (1919) была установлена (1922) 4-летняя нач. Школа (в 1936 преобразована в 6-летнюю), издан закон об обязат.
Обучении детей в возрасте 7—14 лет (вступил в силу в 1928). В 1931 было официально объявлено, что закон полностью осуществлён. Но ещё и в 1940 ок. 10% детей в возрасте 7—14 лет не могли регулярно посещать нач. Школу. Ср. Образование было платным, что за-SOS трудняло доступ к нему детей из семей трудящихся с низкими доходами. Ср. Школы были двух типов — полные (12-летние гимназии) и неполные (8-летние прогимназии). В 1937/38 уч. Г. В ср. Школах обучалось ок. 20 тыс., в начальных — ок. 300 тыс. Учеников. Для обучения грамоте взрослого населения организовывались курсы, действовали 2 гимназии для взрослых. Грамотность населения к 1940 (в возрасте 14—50 лет) составляла 86,8%.В Клайпедском крае (присоединён к Литве в 1923) преобладали школы с обучением на нем.
Яз. После захвата его Германией (1939) литов. Школы прекратили существование. В занятом Польшей Вильнюсском крае (1920—39) большинство гос. Школ было польскими. Литов. Культурные об-ва содержали частные школы. В 1939/40 уч. Г. (после присоединения Вильнюсского края) было 2713 нач. Школ (331,8 тыс. Уч-ся), 69 гимназий (23,8 тыс. Уч-ся), 27 прогимназий (2,8 тыс. Уч-ся).В Литов. ССР (с 1940) все школы перешли в ведение гос-ва. Уч. Процесс стал перестраиваться на принципах нар. Образования СССР. В 1940/41 уч. Г. В 2,8 тыс. Общеобразоват. Школ насчитывалось св. 370 тыс. Уч-ся, на разл. Курсах и в школах взрослых обучалось св. 150 тыс. Чел. Часть учительства в начале лета 1941 подверглась репрессиям. Учителя с семьями депортированы в Сибирь. Подобные репрессии продолжались и в 1944—53.
Стремясь избежать этой участи, значит, число учителей покинуло страну до вступления сов. Войск. Фаш. Оккупация нанесла крупный ущерб нар. Образованию Л. Преподаватели и учащиеся мн. Учебных заведений разогнаны. Здания более чем 680 школ разрушены.После освобождения Л. От фаш. Войск началось восстановление и расширение шк. Сети. К кон. 1944/45 уч. Г. Она достигла довоен. Уровня. В 1948/49 уч. Г. Во мн. Р-нах было осуществлено всеобщее нач. Обучение. Действовала и сеть школ для взрослых. В 1945 появились школы рабочей и сел. Молодёжи (наряду с гимназиями и прогимназиями для взрослых). В 1945/46 уч. Г. Действовало 5 школ для рабочей и 6 — для сел. Молодёжи, а также 21 гимназия и прогимназия для взрослых (2,1 тыс. Уч-ся). В 1948/49 уч. Г. — всего 80 школ, в т.
Ч. 8 — для рабочей, 18 — для сел. Молодёжи, 54 гимназии и прогимназии для взрослых (всего 11,8тыс. Уч-ся).В 1949 было принято решение об обязат. 7-летнем обучении. Мн. Нач. Школы и прогимназии были реорганизованы в 7-летние, а гимназии — в средние 11-летние школы. Создан ряд новых школ. В нач. 60-х гг. Действовало св. 4 тыс. Общеобразоват. Школ (45 тыс. Уч-ся). В 1962 было введено обязат. 8-летнее обучение. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи. Суммарное число школ превысило 2,3 тыс., а кол-во учащихся в них достигло почти 600 тыс.В 1991/92 уч. Г. Действовало св. 2 тыс. Дневных общеобразоват. Школ, в т. Ч. Св. 650 средних. В них получали образование 0,5 млн. Уч-ся. 65 вечерних сменных и заочных школ посещало 14 тыс.
Уч-ся. Преподавание в школах республики ведётся на литов., рус., а также польск. Языках. Всего в республике св. 80 русских, 44 польские школы. Имеются т. Н. Двуязычные школы. Литов.-русские — 29, литов.-польские —7, рус.-польские — 36, трёх язычные школы. Литов.-рус.-польские — 23. В 1989 в Вильнюсе открылась еврейская, в Тракае — тат. Воскресные школы. В 1988 в школах было занято 36,9 тыс. Учителей, в т. Ч. 86,6% с высш. Образованием.Системой школ руководит Министерство культуры и образования. По закону об образовании (1991) шк. Обучение обязательно в возрасте от 6—7 до 16 лет. Языком преподавания в литов. Школах является литовский. Компактно проживающим нац. Меньшинствам предоставляются условия для создания образоват. Учреждений с обучением на родном языке.
В др. Случаях — для создания классов, факультетов с целью его изучения. Общеобразоват. Школа делится на ступени. Нач., базовую (9 лет обучения) и полную среднюю (12 лет).Меняется содержание образования. Вводится дифференциация обучения (после 8-го класса) с широкими возможностями выбора альтернативных предметов и факультетов. Наиболее глубоко дифференциация затрагивает 11—12-е классы, в к-рых обучение приобретает гуманитарный, естеств.-науч., коммерч. Или технол. Профиль. Одарённым учащимся предоставлена возможность получить полное ср. Образование в гимназии, где поддерживается более высокий, чем в обычных ср. Школах, уровень преподавания.Работают дома дет. Творчества (св. 60), станции юных техников (23) и экс-курсионно-туристич.
Базы (19), а также худож. (9), муз. (74) и спортивные (св. 140) школы.Профессиональное образование. В кон. 19 в. В неск. Городах Л. Были открыты ремесл. Уч-ща и классы, в Вильнюсе осн. Ж.-д., химико-техн. И почтово-телеграфная школы. В Литов. Республике ремесл. Уч-ща принадлежали гос-ву и отд. Орг-циям. В 1939/40 уч. Г. Их насчитывалось 30 (4,6 тыс. Уч-ся). Кроме ремесл. Школ создавались технические, коммерческие, садоводческие, домоводческие и др. В 1940 созданы школы ФЗО, ремесл. И ж.-д. Уч-ща системы Гос. Трудовых резервов СССР. После 1945 система проф. Обучения была расширена. В 1959 образованы гор. И сел. Проф.-тех. Уч-ща (ПТУ). С 1956 начали действовать техн. Уч-ща (ТУ). С 1970 организовывались ср. ПТУ. В 1980 насчитывалось 87 ПТУ, где получали подготовку св.
47 тыс. Чел., в 1989 — св. 100 ПТУ. В нач. 90-х гг. Они реорганизованы в проф. Школы, в к-рых по 92 специальностям учились св. 45,4 тыс. Чел. Получение профессии возможно при завершённом или незавершённом (с 15 лет) базовом образовании без одновременного получения полного среднего (3 г.) или с одновременным получением его (4 г.), а также на базе полного ср. Образования (1—2 г.). При всех вариантах первоочередное внимание уделяется развитию личности уч-ся и общепрофессиональной подготовке. Специализация проводится, как правило, в последний год обучения.Среднее специальное образование. Во 2-й пол. 19 в. Были созданы с.-х. (в Ретавасе), мед. (в Вильнюсе) и др. Спец. Уч. Заведения. В 1914/15 уч. Г. В Л. Было 13 ср. Спец. Уч. Заведе-еий (1,5 тыс. Уч-ся).
В Литов. Республике (1938/39 уч. Г.) их насчитывалось 25 (4,2 тыс. Уч-ся).В 1945/46 уч. Г. Было открыто 37 ср. Спец. Уч. Заведений, в к-рых обучалось 8,4 тыс. Уч-ся. Особенно интенсивно в республике развивалось ср. Спец. Образование в 1960—70, когда число уч. Заведений выросло в 1,5 раза (св. 80 — в 1970), а уч-ся — более чем в 2 раза (65,3 тыс. В 1970). В 1988/89 уч. Г. Действовало 66 ср. Спец. Уч. Заведений с 55,8 тыс. Уч-ся (св. 85% — литовцы). В ср. Спец. Уч. Заведениях было занято 3,5 тыс. Преподавателей, из них 99% с высшим образованием. В 1991—92 техникумы реорганизованы в уч. Заведения верхнего уровня (колледжи и т. П.), действующие на базе полного ср. Образования. Подготовка ведётся по 80 специальностям.Высшее образование. Начало высш. Образованию было положено в 1579 реорганизацией Вильнюсской коллегии (см.
Вильнюсский университет). В 1832 ун-т был закрыт, вместо него учреждены Медико-хирургич. Академия (в 1842 закрыта) и духовная академия (в 1844 переведена в Петербург).В Литов. Республике ун-т был организован в 1922 на основе Высш. Курсов в Каунасе. Число студентов к нач. 1930-х гг. Достигло 4 тыс. В 1924 в Дотнуве осн. Литов. С.-х. Академия. В Каунасе открылись вузы. Консерватория (1933), Ветеринарная академия (1936), Худож. Уч-ще (с 1922 среднее, с 1939 высшее). В Клайпеде — пед. (1935) и торг. (1934) ин-ты, дававшие неполное высш. Образование.В Литов. ССР вузы перестроили работу по образцу советских. При Вильнюсском и Каунасском ун-тах были организованы рабфаки. Кол-во студентов в 1940/ 1941 уч. Г. По сравнению с последними годами существования Литов.
Республики выросло на 50%. Во время фаш. Оккупации все вузы были закрыты, их уч. База разграблена. После освобождения от фаш. Оккупации возобновилась деятельность старых вузов, были организованы Вильнюсский пед. Ин-т (1944), Ин-т физич. Культуры (1945, Каунас), Вильнюсская консерватория (1945. Вместо неё и Каунасской консерватории в 1949 открыта Консерватория Литов. ССР), Худож. Ин-т (1951. На основе объединения Каунасского ин-та декоративно-прикладного иск-ва с Вильнюсским худож. Ин-том), Шяуляйский пед. Ин-т (1954. Вместо Шяуляйского учительского ин-та, осн. В 1948). На базе Каунасского ун-та были созданы политехн. И мед. Ин-ты (1950). В 1989 открыт Каунасский ун-т им. Витаутаса Великого. В 1989 действовало 13 вузов, в к-рых было св.
66,3 тыс. Студентов (86% — литовцы). В вузах занято св. 5,4 тыс. Профессоров и преподавателей. Крупнейшие вузы (кон. 80-х гг.). Вильнюсский ун-т (св. 15 тыс. Студентов), Каунасский политехн. Ин-т (ок. 14 тыс.), Вильнюсский пед. Ин-т (ок. 6 тыс.), Литов. С.-х. Академия (ок. 7 тыс. Студентов). С 1991 вузы действуют на основании Закона о науке и высшей школе, к-рый установил автономию вузов и единство их образоват. И исследоват. Деятельности.Педагогическое образован и е. В 14—18 вв. Большая часть учителей были представителями духовенства. Первую светскую учительскую семинарию основала Эдукац. Комиссия в 1775 (в 1780 семинария была закрыта). В 1783 была организована семинария для подготовки учителей ср. Школ при г. Школе (см. В ст. Вильнюсский университет).
В 1819—32 при Гл. Духовной семинарии под контролем ун-та действовала школа приходских учителей и органистов. Для подготовки учителей нач. Школ в 1866 осн. Учительская семинария в Вейверяе, в 1872 — в Паневежисе. В 1875 создан Вильнюсский учительский ин-т. В Литов. Республике в 1925 действовало 5 гос. И 5 частных учительских семинарий, но их число стало сокращаться, к 1937 было 3 учительские семинарии. Высш. Пед. Образование давали ун-т, Клайпедский пед. Ин-т. Учителей физич. Воспитания готовили Высш. Физкультурные курсы (1934—38).После 1945 открыты 9 учительских семинарий, к-рые в 1949 преобразованы в пед. Уч-ща. В кон. 80-х гг. Учителей нач. Классов готовил Шяуляйский пед. Ин-т (св. 6 тыс. Студентов), учителей ср. Школ — Вильнюсский пед. Ин-т (6,5 тыс.
Студентов). Кроме того, педагогов для школ выпускают Вильнюсский ун-т и Литов. Ин-т физич. Культуры (Каунас), Консерватория и Худож. Ин-т (Вильнюс). Повышение квалификации пед. Кадров осуществляет Ин-т усовершенствования педагогических работников в Вильнюсе (осн. В 1950).Педагогическая наука. Под влиянием идей Возрождения в кон. 15—16 вв. Начался процесс демократизации культуры, появилась литов. Письменность, возникла пед. Мысль светского направления. Просветители А. Кульветис, М. Мажвидас, М. Даукша и др. Указывали на необходимость обучения детей на родном языке, пропагандировали прогрессивные пед. Идеи. Важное значение для развития педагогики в Л. Имело появление книгопечатания. Первая печатная литов. Книга «Катехизис» (1547) включала букварь и содержала начала методики обучения чтению.
Ок. 1620 был издан первый литов. Словарь К. Сир-видаса (Ширвидас), а в 1653 — литов. Грамматика Д. Клейнаса и неск. Букварей. В кон. 18 в. Предпринимались попытки реформировать систему просвещения, создать под рук. Эдукац. Комиссии сеть гор. И сел. Общеобразоват. Уч. Заведений. Выдвинутые проекты реформ учитывали течения мировой пед. Мысли, отражали и стремления интеллигенции к созданию демокр. Школы. Было организовано Об-во элементарных учебников, к-рое занималось разработкой конкретных преобразований школы.После включения Л. В состав Рос. Империи (кон. 18 в.) литов. Интеллигенция выступила за обучение детей на родном языке в начальных, позже и в ср. Школах. В дидактич. Работах, учебниках для «тайной» литов. Школы особое внимание уделялось родному языку, фольклору, нац.
Истории. Применялись педагогич. Идеи Коменского и Песталоцци. Буквари, ставшие популярными среди литовцев, составили в 1-й пол. 19 в. К. Незабитаускис-Забитис, С. Даукантас, К. Алякнавичюс. Просветит, значение имели историч. Труды Даукантаса. М. Валанчюс (енископ Жемайтии с 1850) пропагандировал создание приходских школ с преподаванием на литов. Яз. Воспитывать молодёжь в духе патриотизма, нац. Гордости призывали И. Басанавичюс, В. Кудирка и др. Под влиянием идей нац. Освобождения развернулось движение общественности за отмену запрета на литов. Язык и письменность, за школы с обучением на родном языке.Эти идеи стали широко реализовываться после завоевания независимости (1918). В Литов. Республике нац. Школа создавалась на базе пед. Теории, к-рую обосновали С.
Шалкаускис и А. Мацейна. Главное в ней — нац. Воспитание личности. Каждый человек должен служить своему народу, своей родине. Залог существования, выживания нации — укрепление государственности, своей культуры и духовности. Теория педагогики Шалкаускиса тесно связана с философией культуры. Подчёркивается взаимосвязь пед. Системы и культуры общества. Гл. Цель воспитания — личность, индивидуальные качества человека. Методы воспитания — индивидуальный подход к вос-питуемому. Но человек формируется не только под влиянием воспитателя. Формирование определяется природой человека и окружающей средой (семья, друзья, отчий дом, родина, нация, нац. Культура). «Искусственными» силами воспитания являются школа и молодёжные орг-ции. В качестве гл.
Воспитателей выступают родители, учителя и духовенство. Цель воспитания — разбудить творческую потенцию человека, личности.Создавались оригинальные учебники и уч. Пособия для нац. Школы. В этой области работали И. Генюшас, И. Амб-рашка, С. Эсмайтис-Матьёшайтис, А. Ша-пока и др. Выпускались дидактич. И метод, лит-ра, пед. Журналы и газеты.С 1920 начались исследования дет. Психологии (В. Лазерсон, И. Вабалас-Гудай-тис, И. Лаужикас и др.). Была создана эксперим. Психол. Лаборатория, психол. Об-во.В 1940 открылась кафедра педагогики в Вильнюсском ун-те (в 1947—71 в ун-те имелась и кафедра психологии). В 1945 был образован ф-т педагогики и кафедра психологии в Вильнюсском пед. Ин-те. Важное значение для пед. Исследований имело создание в 1958 НИИ педагогики.
Распространялся передовой опыт школы, готовились учебники и уч. Пособия для школ. В кон. 60-х гг. Началось широкое исследование проблем воспитания, методики преподавания уч. Предметов в условиях литов. Школы.В 1989 НИИП опубликовал концепцию перестройки образования. Согласно новой концепции каждая школа — национальная, т.е. Опирается на нац. Культуру и родной язык. Цель воспитания — помогать человеку усвоить нац. Культуру и через это приобщить к культуре мирового сообщества. В основу системы образования положены принципы гуманизации и демократизации.В соответствии с концепцией разработаны новые программы по нач. Обучению, литов. Языку и лит-ре (3 варианта), истории иск-ва и др. Предметам, а также по нравств., гражд., экологич.
Воспитанию и по этнической культуре. Обновляется содержание уч. Лит-ры. Изданы новые учебники по литов. Языку и лит-ре (в т. Ч. Для школ с обучением на русском языке), истории, географии, химии и др.Педагогическая и детская периодика. В дорев. Л. Вопросы просвещения обсуждались на страницах демокр. Журн. «Аушра» («Заря», 1883—86), «Варпас» («Колокол», 1889—1905) и др. В 1919 выходил первый литов. Пед. Журн. «Шветимо рейка-лай» («Дела просвещения»), издававшийся Наркомпросом. В Литов. Республике офиц. Пед. Журн.«Летувос мокикла»(«Школа Литвы», 1918—40) и чТаутос мокикла» («Школа нации», 1933—40) пропагандировали идеи нац. Воспитания. Среди учительства были популярны и журн. «Мокикла ир гивянимас» («Школа и жизнь», с 1920—41), «Мокикла ир ви-суомяне» («Школа и общество», 1933- 1936), выступавшие за демократизацию школы, общедоступность обучения.После 1940 продолжалось издание только журн.
«Мокикла ир гивянимас», к-рый с 1945 стал наз. «Тарибине мокикла» («Сов. Школа»), а с 1989 — «Таутине мокикла» («Национальная школа»). С 1970 в помощь родителям издаётся журн. «Шейма» («Семья»). Среди ме-тодич. Журналов — «Гимтасис жодис» («Родное слово», с 1989). Выходит учительская газ. «Тевинес швеса» («Свет родины», с 1989). Дет. Периодика представлена журналами «Гянис» («Дятел», с 1940), «Мокслейвис» («Учащийся», с 1958), газ. «Айтварас» («Домовой», с 1989), «Жвайгждуте» («Звёздочка»). Уч.-пед. И дет. Лит-ру выпускает изд-во «Швеса» («Свет», с 1964, осн. В 1945 как гос. Изд-во пед. Лит-ры) и «Витурис» («Жаворонок», с 1985).ЛитИз истории школы Белоруссии и Литвы, М. 1964. Просвещение и культура Литов. ССР, Вильнюс, 1964. Проблемы истории школы и педагогики в дорев.
Прибалтике, Тал., 1973. История Вильнюсского ун-та (1579 — 1979), Вильнюс, 1979. Передовая мысль в истории ун-тов страны. Мат-лы юбилейной науч. Конференции, посвященной 400-летию Вильнюсского ун-та, Вильнюс, 1983. На литов. Яз. Очерки истории школы и пед. Мысли в Литве, Вильнюс, 1983. Л у к-шене М. Воспитание демокр. Воззрений в Литве, Вильнюс, 1985..
Дополнительный поиск Литва
На нашем сайте Вы найдете значение "Литва" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Литва, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 5 символа