Личностный Подход
Последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. Развития и как к субъекту воспитат. Взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Её значение особенно остро выявилось с распространением всеобщего обучения и превращением общеобразоват. Школы в массовую (19 в.). Значит, внимание этой проблеме уделяли теоретики амер. — «всеохватывающей» школы (X. Манн, Дж. Дьюи и др.). В кон. 19 в. В Германии оформилось течение «педагогика личности», провозгласившее целью воспитания развитие суверенного индивида и рассматривавшее деятельность воспитателя как иск-во художника. Совр. Понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е гг.
Представители направления гуманистич. Психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль, к-рые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребёнка. Идея Л. П. Разрабатывалась с нач. 80-х гг. Нек-рыми учеными Рос. Федерации (К. А. Абульхано-ва, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Однако Л. П. Ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.Л. П. — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л. П. Предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В коллективном воспитании Л. П. Означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистич. Взаимоотношений, благодаря к-рым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в др. Людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и др. Его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам (см. Возрастной подход).Л. П. Может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.
Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребёнку и получая в ответ его откровенность, помогает развитию личности и обогащает себя. Особо важное значение Л. П. Приобретает в работе с подростками и старшеклассниками. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и саморегуляции, утверждение чувства собств. Достоинства, ответственности, терпимости. В более широком аспекте Л. П. Способствует объединению людей в их движении к социальному прогрессу.Лит..' Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982.
Мудрик А. В., Личность школьника и её воспитание в коллективе, М., 1983. Его же, Личностный подход в воспитании, «Магистр», 1991, август. R o g e r s С. R. Psychotherapy and Personality change, Chi., 1954. M a s—1 o w A. H., Motivation and Personality, N. Y., 19702. А. В. Мудрик..
Дополнительный поиск Личностный Подход
На нашем сайте Вы найдете значение "Личностный Подход" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Личностный Подход, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 17 символа