Миссионерские Школы

69

Уч.-вос-питат. Заведения элементарного типа при религ. Миссиях. Возникнув с развитием миссионерской деятельности, М. Ш. Способствовали распространению религии, готовили миссионеров из местного населения, переводчиков, а позднее служащих колон, администрации. В католичестве наиб, широкое распространение М. Ш. Получили в связи с деятельностью орденов доминиканцев и францисканцев (13 в.). Школы создавались в Индии, Китае, Японии. Одним из первых европейцев вопросы организации М. Ш. Рассматривал франц. Публицист Пьер Дюбуа (ок. 1250 — ок. 1312), предлагавший создавать школы для детей 4—5 лет, как мальчиков, так и девочек («О возвращении Святой земли»). Помимо религ.-нравств. Воспитания М. Ш. Должны были давать обширные знания из области светских наук.

Предусматривалось преподавание на лат. Языке с последующим изучением греч., араб, языков, а также языков европ. Католич. Стран. Однако в осн. Массе М. Ш. Повторяли практику приходских и внешних монастырских школ в метрополии и ограничивались нач. Образованием (основы религии, чтение, письмо, пение, счёт). Они представляли собой гл. Обр. Интернаты Для мальчиков в возрасте от 7 лет. Занятия проводились на языке метрополии, что осложняло обучение. Поэтому в дальнейшем использовались оба языка или только родной, а язык метрополии изучался как самостоят, дисциплина. Вместе с тем в М. Ш. Прививались нормы поведения, принятые в метрополии.Интенсивное развитие М. Ш. В Лат. Америке, Африке, Юго-Вост. Азии в 16 — нач. 17 вв. Обусловлено началом колон, политики европ.

Гос- в (Испании, Португалии, Нидерландов, Великобритании). В этот период большая роль в организации М. Ш. Принадлежала монашескому ордену иезуитов (осн. В 1534), стремившемуся укрепить позиции католицизма в борьбе с протестантизмом, к-рый также создавал свои М. Ш. С кон.18 в. Важное место шк. Делу отводили миссии в Африке. В М. Ш. Со сроком обучения 2—3 года преподавались, как правило, основы грамотности, часто в форме механич. Заучивания религ. Текстов на яз. Метрополии. Во мн. Странах (Габоне, Того, Замбии и др.) в связи с недостаточным кол-вом гос. Школ М. Ш. Играют заметную роль в нач. Образовании и в 20 в.Мусульманские М. Ш. Представляли собой в основном мектебы. Нек-рые из них, особенно принадлежавшие суфий-ским орденам, впоследствии стали крупными образоват.

Учреждениями, включавшими ступени ср. И высшего духовного образования (медресе).В России возникновение М. Ш. Связано с деятельностью Рус. Православной церкви по распространению христианства среди многонац. Населения территорий, в разное время вошедших в состав Рос. Гос-ва. Вероятно, первые М. Ш. Были основаны Стефаном, епископом Пермским (ок. 1340—96), распространявшим христианство среди зырян (коми). В целях обучения Стефан составил пермскую азбуку, перевёл богослужебные книги на зырянский яз. И приспособил к нему церк.-слав. Пение. Во 2-й пол. 16 в., после присоединения к Рус. Гос-ву Казанского ханства, при рус. Монастырях открывались М. Ш. Для подготовки из коренных жителей православных священников. Гл. Целью школ считалось обращение детей язычников и детей мусульман в христианство.

Однако М. Ш. Из-за нехватки средств на содержание, случайного подбора учителей и т. П. Действовали эпизодически, не достигая ни поставленных целей, ни сопрягавшихся с ними общепросветительских задач. Попытка активизации просветит, миссионерской деятельности связана с открытием в 1750 т. Н. Новокрещенских школ для крещёного инородч. Населения Поволжья (с 1754 все 4 школы находились в Казани). Первоначально школы состояли в ведении Новокрещенской конторы, с 1764 руководство перешло к казанскому архиерею. Ученики в возрасте от 7 до 15 лет набирались в принудительном порядке и обучались (в осн. На рус. Яз.) чтению богослужебных книг, письму, счёту (от 2—3 до 9 лет) в зависимости от индивидуальных способностей. По окончании учения они поступали гл.

Обр. На низшие церк. Должности и лишь немногие принимались в духовные семинарии. В 1800 новокрещенские школы из-за дет. Смертности и непопулярности у населения прекратили самостоят, существование и были соединены с Казанской духовной семинарией. Во 2-й пол. 18 в. Подобные школы открывались в При-уралье, Сибири (Иннокентий Неруно-вич), на Д. Востоке. Обучение в них велось, как правило, на рус. И церк.-слав. Языках. В 1-й пол. 19 в. М. Ш. Создавались на Кавказе, м. М. Баршианская.В 60—90-х гг. 19 в. Во мн. Районах Поволжья, Приуралья, Зап. Сибири в связи с распространением деятельности рус. Православных религ.-просветит, обществ-братств регулярный характер приобрели М. Ш. С 2—4-летним сроком обучения. В 1867 были созданы 22 братские М. Ш. 7 крещено-татарских, 2 чувашские, 12 марийских, 1 русская.

В 1891—92 их число возросло до 130, вт. Ч. 61 крещено-татарская, 51 чувашская, 3 марийские, 8 удмуртских, 1 мордовская, 6 русских (всего 4658 уч-ся). Обучение в школах проводилось по системе Н. И. Илемин-ского. Уч. Процесс строился на постепенном (в течение 1—2 лет) переходе от родного языка к русскому с опорой в этот период на родной язык. Использовались уч. И вероучит. Книги на родном языке, написанные на основе рус. Графики и с учётом фонетич. Особенностей родного языка. В течение двух лет изучались священная история, грамота, начала арифметики, закон Божий, церк. Пение. В последующем обучение велось по программам нач. Нар. Уч-щ. Особое внимание уделялось религ.-нравств. Воспитанию. С целью подготовки уч. Пособий и книг вероучит. И нравоучит.

Содержания для М. Ш. В 1876 была учреждена Пе-реводч. Комиссия Православного и миссионерского об-ва при братстве святителя Гурия. К 1917 ею были осуществлены издания и переводы книг на 20 языках (тат., чуваш., мар., удм., морд., калм., алтайский, якут., бурят., коми-пермяцкий, чукотский и др.). Вышло св. 800 наименований книг общим тиражом более 1,5 млн. Экз. (1910). Издавались буквари для этих народностей, первонач. Учебники рус. Языка, нац.-рус. Словари, православная религ. Лит-ра на родных языках (Евангелие, молитвослов, жития святых, история Ветхого и Нового заветов и др.), образцы нар. Словесности и ограниченно — светская лит-ра. Совет братства святителя Гурия осуществлял строгую цензуру за этими изданиями.Для подготовки учителей из коренного населения, владеющих системой Иль-минского, были открыты Казанская рус.-инородч.

Учительская семинария, Симбирская чуваш, учительская школа, Казанская крещено-татарская, Карлыган-ская, удмуртская, Ишакская чувашская, Унжинская мар. Учительские школы.Братские М. Ш. (в т. Ч. И для рус. Детей) создавались в р-нах с сильным влиянием старообрядчества и раскольнич. Движений в православии. Препятствовать распространению раскольничества были призваны школы при братствах. Оренбургском Михаила Архангела для чувашей, мордвы, нагайбаков (11 школ, 232 уч-ся), Пермском св. Стефана для коми (249 школ, более 6 тыс. Уч-ся), Святоду-ховском для чувашей, св. Николая для удмуртов, Пензенском Иннокентиевском для мордвы и татар, Ставропольском Свято-Андреевском и Астраханском Ки-рилло-Мефодиевском для калмыков и др. При Вятском братстве чудотворца Николая имелось 33 школы, Казанском братстве святителя Гурия — 6 школ, по одной школе при Томском братстве св.

Дмитрия, Саратовском св. Креста и др. Братства осуществляли значит, попечительскую деятельность над школами. На «братском попечении» 56 братств России и Сибири к нач. 1891 находилось 5680 церк. Школ. В целях попечения создавались также братские приюты, в к-рых могли проживать учащиеся из бедных семей.М. Ш., создававшиеся религ. Братствами, содержались частично за счёт средств Святейшего Синода, частично за счёт земств. В нач. 20 в. Началось сокращение кол-ва школ, особенно татарских, башкирских, чувашских. Из-за недостатка средств пр-во отказало в субсидировании братским школам, они были постепенно переданы в ведение земств.В распространении М. Ш. Большую роль сыграли также Об-во распространения православного христианства на Кавказе(осн.

В 1860) и Православное миссионерское об-во (осн. В 1870), оказавшие фи-нанс. Поддержку и гос. Школам. До прекращения своего существования в 1917 М. Ш. В основном сохраняли свои перво-нач. Функции распространения христианства и элементарной грамотности среди нерус. Народов. Е, г. Осовский.Лит. Машанов М. А., Обзор деятельности Братства св. Гурия за 25 лет его существования, 1867 — 1892, Каз., 1892. Пап к он А. А., Церковные братства, СПБ, 1893. Износков И., Инородч. Школы Братства св. Гурия, Каз., 1901. И л м и н-ский Н. И., Программа школы для крещёных инородцев вост. России, Каз., 1893. Э ф и p о в А. Ф., Нерус. Школы Поволжья, Приуралья и Сибири, М., 1948. Константинов Н. А., Шк. Политика в колониальных странах, М., 1948. С т с ф а и ч у к Л. Г., Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Океании после второй мировой войны, М., 1978.

Б о p и с с н-ков В. П., Нар. Образование и пед. Мысль в освободившихся странах Африки. Традиции и современность, М., 1987. Т p и м и н-г э м Д ж., Суфийские ордены в Исламе, пер. С англ., М., 1989. Во wen J., A His-tory of western education, v. 1—3, L., 1972- 1981..

Значения в других словарях
Минский Ефим Маркович

[13(26).12. 1906, Одесса, — 9.2.1986, Москва], педагог, организатор и пропагандист внешк. Воспитания. С 1924 рабочий типографии в Одессе. В 1929 создал на Украине Станцию дет. Развлечений и стал её директором. Впоследствии станция была реорганизована в Дом худож. Воспитания детей, в 1935 на его базе открыта первая в СССР дет. Игротека (с 1941 центр, дет. Игротека Наркомпроса УССР). В 1946 М. Создал игротеку при моек. Гор. Доме пионеров и в течение 20 лет руководил ею. Организовал прокатный фонд ..

Мировоззрение

Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.В основе М. Лежит миропонимание, т.е. Совокупность определённых знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельност..

Михайлов (Яндуш) Спиридон Михайлович

[16(28). И.1821, д. Юнго-Ядрино, ныне Большие Чуваки в Чувашии, — 3(15).1.1861, Козьмодемьянск], чуваш, просветитель, писатель, историк, этнограф. Образование получил гл. Обр. Самостоятельно. Служил чиновником. В публицистич. Статьях призывал к просвещению чуваш, народа. Защищал идею нач. Обучения чуваш, детей на родном языке. Подчёркивал важное значение рус. Культуры в деле просвещения чувашей и марийцев. Исходя из принципов нар. Педагогики, идеалом воспитания выдвигал мыслящего, добропорядочно..

Михайлов Феликс Трофимович

(р. 12 4 1930, Чимкент, Казахстан), философ, акад. РАО (1993), дер филос наук (1988), проф (1991). Окончил филос ф-т МГУ (1954) С 1957 преподает в Рос. Мед. Ун-те (до 1992 — 2-й Моек мед ин-т). Зав. Кафедрой философии (1961—71, ныне философии и культурологии) В 1972—84 в системе АПН. Заведовал лабораториями в НИИ СиМО и НИИ ОПП С 1984 в Ин-те философии АН (гл. Науч. Сотрудник). Чл редколлегии ежегодника РАН «Культура. Традиции Образование». Осн. Труды поев, проблемам эпистемологии, а также пробл..

Дополнительный поиск Миссионерские Школы Миссионерские Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Миссионерские Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Миссионерские Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 19 символа