Мозг
Центр, отдел нервной системы, обеспечивающий наиб, совершенные формы регуляции всех функций организма, в т. Ч. Высшую нервную деятельность, Различают спинной М., расположенный в позвоночном канале, и головной М., помещающийся в черепной коробке. Головной М. Человека — материальный субстрат психики.Головной М. Состоит из конечного мозга (больших полушарий). Межуточного мозга, в к-рый входят зрительные бугры (таламус), подбугорье (гипоталамус), за-бугорье (метаталамус), надбугорье (эпиталамус). Среднего мозга, включающего ножки мозга и четверохолмие. Заднего мозга, состоящего из моста и мозжечка. Продолговатого мозга, являющегося непосредств. Продолжением спинного мозга. Все отделы, расположенные между спинным мозгом и межуточным мозгом, образуют ствол мозга.
Через него проходят афферентные (центростремительные, чувствительные) нервные волокна, направляющиеся от спинного М. И черепно-мозговых нервов к вышележащим отделам М., и эфферентные (центробежные, двигательные) нервные волокна, идущие в обратном направлении.Головной М. Покрыт твёрдой, паутинной и мягкой оболочками, между к-рыми находится цереброспинальная жидкость. Кровеносная система М. И цереброспинальная жидкость служат транспортными руслами питательных веществ, кислорода и др. Веществ, необходимых для жизнедеятельности нервных клеток. Головной М. Весьма чувствителен к недостатку кислорода.По ряду анатомич. И функциональных признаков М. Можно представить как совокупность сенсорных систем. Рецепторы (нервные окончания) к.-л.
Афферентной системы воспринимают раздражения, к-рые затем в виде нервных импульсов распространяются по центростремительным нервным путям к головному М. Потоки нервных импульсов несут в М. Информацию о силе и качестве раздражений, воспринятых рецепторами органов чувств (глаза, уха, кожи и др.), всех внутр. Органов, мышц и сухожилий. В подкорковых структурах, затем в корковых отделах анализаторов, а в конечном итоге всей корой эта информация перерабатывается — осуществляется её анализ и синтез. Затем головной М. Посылает исполнительным органам (эфферентным системам) команды о характере ответных реакций на раздражения. Ответные реакции могут быть двух типов. Безусловные или условные рефлексы.В совр. Нейропсихологии принято условное подразделение М.
На три блока. Любой вид психич. Деятельности требует, чтобы в работу включились именно эти три функциональных блока, три осн. Аппарата М. Первый блок — «энергетический», или «блок регуляции тонуса и бодрствования». Он занимает глубинные отделы М. Его задача — принять сигналы возбуждения, приходящие от органов чувств, переработать их в нервные импульсы и послать мозговой коре. В случае повреждения этого блока нарушается павловский «закон силы». Второстепенные, неважные сигналы не тормозятся, мелкая мысль может заслонить главную идею, М. Теряет избирательность, тонус коры снижается, память истощается.Второй блок — приёма, переработки и хранения информации. Расположен в задних отделах больших полушарий и сам состоит из трёх подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височного) и общечувствительного (теменного).
Этот блок имеет иерархич. Строение — первичные, вторичные и третичные отделы в каждом из подблоков. Первые дробят воспринимаемый образ — слуховой, зрительный, осязательный — на мельчайшие признаки. Округлость и угловатость, высоту и громкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. От зрения, слуха, обоняния, осязания. Третий блок — программирования, регуляции и контроля. Расположен в лобных долях М. Человек, у к-рого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовывать своё поведение, не умеет перейти от одной операции к другой, личность его распадается, а сам он этого не осознаёт. Т. О., данный блок М.
Ответствен за произвольную регуляцию поведения, т.е. Обеспечивает собственно человеческое в человеке.В процессе индивидуального развития ребёнка, по мере морфофункционального созревания отд. Структур М. Изменяются степень и характер их участия в реализации целостных системных актов. Опережающее созревание первичных проекционных корковых полей обусловливает осуществление анализа простых признаков стимула с момента рождения ребёнка. Незрелость на этом этапе вторичных и третичных корковых полей исключает возможность комплексного восприятия и его активной организации. По определению И. М. Сеченова, новорождённый ребёнок, испытывая ощущения света, звука, прикосновения, ещё не умеет видеть, слышать и осязать. По мере созревания вторичных проекционных и третичных ассоциативных полей отмечается их возрастающее участие в сенсорном анализе.
В трёхлетнем возрасте число вовлечённых в зрительное восприятие структур увеличивается, причём они однотипно реагируют на сенсорные признаки стимула, дублируя функции первичных полей. Дальнейшая цитоархитектс-нич. Дифференнировка проекционных и ассоциативных полей коры и их связей приводит в возрасте 5—6 лет к специализации отд. Корковых зон в процессе анализа разл. Характеристик стимула. С возрастом значительно увеличивается участие в восприятии передних ассоциативных полей, созревание к-рых и формирование их связей с др. Отделами М. Прослеживается даже в подростковом возрасте. Вовлекаясь в реализацию заключит, этапов восприятия (опознание, категоризация стимула), передние ассоциативные поля вместе с тем способствуют совершенствованию возможности управления сенсорной функцией в зависимости от конкретных задач и потребностей.С морфофункциональным созреванием лобных областей коры коррелирует совершенствование и др.
Функций М. — произвольного внимания, управления движениями, сознат. Произвольной деятельности в целом. Оптогенетич. Закономерности функциональной эволюции М. Свидетельствуют о том, что неодновременное созревание разл. Корковых отделов, являющихся звеньями системной организации интегративных процессов, определяет специфику их осуществления в разл. Возрастные периоды. Наиб, поздно созревающие передние ассоциативные корковые поля обеспечивают окончат, формирование сложных функциональных систем, лежащих в основе психич. Процессов и организации целенаправл. Поведения.Лит. Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Поли, собр. Соч., т. 4, М. — Л., 19512. Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга. Избр. Произв., M., 19582.
Л у p и я А. Р., Мозг человека и психич. Процессы, т. 1- 2, М., 1963- 70. Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. С англ., М., 1965. Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969. II p и б p а м К., Языки мозга, пер. С англ., М., 1975. X p и з-ман Т. П., Развитие функций мозга ребенка. Л., 1978. Бехтерева Н. П., Здоровый и больной мозг человека, Л., 1980. Симерницкая Э. Г., Мозг человека и психич. Процессы в онтогенезе, М., 1985..
Дополнительный поиск Мозг
На нашем сайте Вы найдете значение "Мозг" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мозг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа