Мозг

102

Центр, отдел нервной системы, обеспечивающий наиб, совершенные формы регуляции всех функций организма, в т. Ч. Высшую нервную деятельность, Различают спинной М., расположенный в позвоночном канале, и головной М., помещающийся в черепной коробке. Головной М. Человека — материальный субстрат психики.Головной М. Состоит из конечного мозга (больших полушарий). Межуточного мозга, в к-рый входят зрительные бугры (таламус), подбугорье (гипоталамус), за-бугорье (метаталамус), надбугорье (эпиталамус). Среднего мозга, включающего ножки мозга и четверохолмие. Заднего мозга, состоящего из моста и мозжечка. Продолговатого мозга, являющегося непосредств. Продолжением спинного мозга. Все отделы, расположенные между спинным мозгом и межуточным мозгом, образуют ствол мозга.

Через него проходят афферентные (центростремительные, чувствительные) нервные волокна, направляющиеся от спинного М. И черепно-мозговых нервов к вышележащим отделам М., и эфферентные (центробежные, двигательные) нервные волокна, идущие в обратном направлении.Головной М. Покрыт твёрдой, паутинной и мягкой оболочками, между к-рыми находится цереброспинальная жидкость. Кровеносная система М. И цереброспинальная жидкость служат транспортными руслами питательных веществ, кислорода и др. Веществ, необходимых для жизнедеятельности нервных клеток. Головной М. Весьма чувствителен к недостатку кислорода.По ряду анатомич. И функциональных признаков М. Можно представить как совокупность сенсорных систем. Рецепторы (нервные окончания) к.-л.

Афферентной системы воспринимают раздражения, к-рые затем в виде нервных импульсов распространяются по центростремительным нервным путям к головному М. Потоки нервных импульсов несут в М. Информацию о силе и качестве раздражений, воспринятых рецепторами органов чувств (глаза, уха, кожи и др.), всех внутр. Органов, мышц и сухожилий. В подкорковых структурах, затем в корковых отделах анализаторов, а в конечном итоге всей корой эта информация перерабатывается — осуществляется её анализ и синтез. Затем головной М. Посылает исполнительным органам (эфферентным системам) команды о характере ответных реакций на раздражения. Ответные реакции могут быть двух типов. Безусловные или условные рефлексы.В совр. Нейропсихологии принято условное подразделение М.

На три блока. Любой вид психич. Деятельности требует, чтобы в работу включились именно эти три функциональных блока, три осн. Аппарата М. Первый блок — «энергетический», или «блок регуляции тонуса и бодрствования». Он занимает глубинные отделы М. Его задача — принять сигналы возбуждения, приходящие от органов чувств, переработать их в нервные импульсы и послать мозговой коре. В случае повреждения этого блока нарушается павловский «закон силы». Второстепенные, неважные сигналы не тормозятся, мелкая мысль может заслонить главную идею, М. Теряет избирательность, тонус коры снижается, память истощается.Второй блок — приёма, переработки и хранения информации. Расположен в задних отделах больших полушарий и сам состоит из трёх подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височного) и общечувствительного (теменного).

Этот блок имеет иерархич. Строение — первичные, вторичные и третичные отделы в каждом из подблоков. Первые дробят воспринимаемый образ — слуховой, зрительный, осязательный — на мельчайшие признаки. Округлость и угловатость, высоту и громкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. От зрения, слуха, обоняния, осязания. Третий блок — программирования, регуляции и контроля. Расположен в лобных долях М. Человек, у к-рого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовывать своё поведение, не умеет перейти от одной операции к другой, личность его распадается, а сам он этого не осознаёт. Т. О., данный блок М.

Ответствен за произвольную регуляцию поведения, т.е. Обеспечивает собственно человеческое в человеке.В процессе индивидуального развития ребёнка, по мере морфофункционального созревания отд. Структур М. Изменяются степень и характер их участия в реализации целостных системных актов. Опережающее созревание первичных проекционных корковых полей обусловливает осуществление анализа простых признаков стимула с момента рождения ребёнка. Незрелость на этом этапе вторичных и третичных корковых полей исключает возможность комплексного восприятия и его активной организации. По определению И. М. Сеченова, новорождённый ребёнок, испытывая ощущения света, звука, прикосновения, ещё не умеет видеть, слышать и осязать. По мере созревания вторичных проекционных и третичных ассоциативных полей отмечается их возрастающее участие в сенсорном анализе.

В трёхлетнем возрасте число вовлечённых в зрительное восприятие структур увеличивается, причём они однотипно реагируют на сенсорные признаки стимула, дублируя функции первичных полей. Дальнейшая цитоархитектс-нич. Дифференнировка проекционных и ассоциативных полей коры и их связей приводит в возрасте 5—6 лет к специализации отд. Корковых зон в процессе анализа разл. Характеристик стимула. С возрастом значительно увеличивается участие в восприятии передних ассоциативных полей, созревание к-рых и формирование их связей с др. Отделами М. Прослеживается даже в подростковом возрасте. Вовлекаясь в реализацию заключит, этапов восприятия (опознание, категоризация стимула), передние ассоциативные поля вместе с тем способствуют совершенствованию возможности управления сенсорной функцией в зависимости от конкретных задач и потребностей.С морфофункциональным созреванием лобных областей коры коррелирует совершенствование и др.

Функций М. — произвольного внимания, управления движениями, сознат. Произвольной деятельности в целом. Оптогенетич. Закономерности функциональной эволюции М. Свидетельствуют о том, что неодновременное созревание разл. Корковых отделов, являющихся звеньями системной организации интегративных процессов, определяет специфику их осуществления в разл. Возрастные периоды. Наиб, поздно созревающие передние ассоциативные корковые поля обеспечивают окончат, формирование сложных функциональных систем, лежащих в основе психич. Процессов и организации целенаправл. Поведения.Лит. Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Поли, собр. Соч., т. 4, М. — Л., 19512. Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга. Избр. Произв., M., 19582.

Л у p и я А. Р., Мозг человека и психич. Процессы, т. 1- 2, М., 1963- 70. Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. С англ., М., 1965. Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969. II p и б p а м К., Языки мозга, пер. С англ., М., 1975. X p и з-ман Т. П., Развитие функций мозга ребенка. Л., 1978. Бехтерева Н. П., Здоровый и больной мозг человека, Л., 1980. Симерницкая Э. Г., Мозг человека и психич. Процессы в онтогенезе, М., 1985..

Значения в других словарях
Мозг

центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность (См. Высшая нервная деятельность), а у человека — и психической функции, включая мышление. Эволюция животных сопровождалась сосредоточением нервных клеток в узлы (ганглии), соединённые продольными и поперечными перемычками — комиссурами и коннективами. Так, на смену диффузной нервн..

Мозг

МОЗa - центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани. Серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных различают головной мозг и спинной мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.. ..

Мозг

Когда говорят о М. Вообще, под ним разумеют обыкновенно один головной, и хотя последний органически связан со спинным, все-таки его значение для душевной жизни и иннервации тела настолько своеобразно и существенно, что его можно рассматривать как орган, совершенно обособленный от спинного М., по крайней мере у высших животных и у человека. Анатомическое строение и физиологические функции головного М. Уже были описаны в ст. Головной мозг (см.). В дополнение к этим данным здесь нужно заметить, что..

Мозг

-а, предл. О мо́зге, в мозгу́, мн. Мозги́, м.. ..

Мозг

Диэнцефалон, ядро, центр, визига, вторая вселенная. ..

Мозг

Центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани. Серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон). У позвоночных различают головной мозг и спинной мозг. У беспозвоночных животных мозгом называется скопление нервных клеток на переднем конце тела.. ..

Мозг

М. Вещество, наполняющее череп человека и высших животных. Пучки мозговых нитей, от мозга к разным частям тела, нервы или беложилье. Черепной мозг состоит из двух половин большого мозга и мозжечка, в черепном затылке. Спинный, хребтовый или позвоночный мозг, становая жила. Это продолженье мозга опускается из черепа в трубку позвонков и рассыпается в крестцовой кости конским хвостом. Мозг или мозги мн. В трубчатых костях, состоят из самого тонкого жира. | Мозгами зовут и изготовленное для стола и..

Мозг

М.1) Центральный отдел нервной системы животных и человека, представляющий собою вещество, состоящее из нервных клеток и волокон. Орган высшей нервной деятельности.2) перен. Руководящий, направляющий центр чего-л.3) Вещество, заполняющее полости костей у человека и позвоночных животных.. ..

Мозг

МОЗГ -а, предл. О мо́зге, в мозгу́. Мн. Мозги́, -о́в. М.. ..

Мозг

-а (-у), в мозгу, мн. -и, -ов, м. 1. (-а). Центральный отдел нервной системы человека и животных — нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника. Орган высшей нервной деятельности. Головной м. Спинной м. Работа мозга. 2. (-а), ед., перен. Основное ядро, руководящий центр чего-н. Лаборатория — м. Завода. 3. Ед. Мягкая ткань, заполняющая полости костей. Костный м. 4. Перен. Ум, умственные способности (разг.). Раскинь ( или по-шевели) мозгами. (сообрази, подумай хорошенько). Мозги набекрень..

Мозг

Мозга, мн. Мозги, м. 1. Только ед. Важнейший орган центральной нервной системы, вещество, состоящее из нервных волокон и клеток, заполняющее череп и канал позвоночника у человека и высших животных (анат.). Белое и серое вещество мозга. Головной мозг. Большой мозг, малый мозг. (части головного мозга). Спинной мозг. 2. Перен., только мн. (ед. Устар.). Ум, умственные способности (простореч. Фам.). Охота есть, да мало мозгу. Пушкин. Без мозга рукам нет дела. Маяковский. 3. Только мн. Кушанье, пригот..

Мозг

Общеславянское слово индоевропейской природы. В древнеиндийском находим majjan ("костный мозг"), в прусском – muzgeno ("костный мозг"), в авестийском – mazga ("костный мозг").. ..

Мозг

Общеслав. Скорее всего, того же корня, что промозглый, диал. Мозга «мокредь». Мозг в таком случае назван за свою мягкую «мокрость» (по сравнению с содержащим его сухим твердым черепом).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Мозг

Род. П. -а, укр. Мо́зок, мíзок, блр. Мо́зок, др.-русск., сербск.-цслав. Мозгъ μυελός, ст.-слав. Прилаг. Можданъ (Рs. Sin.). Из *мозгѣнъ, болг. Мо́зък, сербохорв. Мо̏зак, род. П. Мо̏зга, словен. Mȏzg, чеш. Mozek, диал. Mozg, слвц. Mozog, польск. Mózg, mozgu, в.-луж. Mozh, н.-луж. Mózg. Родственно др.-прусск. Muzgeno ж. "костный мозг", лит. Smãgenys (м. Р. Мн. Ч.) "мозг" (из *mazgen-), smãgenės (ж. Р. Мн. Ч.) – то же, smegenos (ж. Р. Мн. Ч.), smegenys "мозг, костный мозг", лтш. Smadzenes "м..

Мозг

(англ. Brain) - центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. Нервная ткань, составляющая основную массу М., образована нервными и глиальными клетками и их отростками. Скопление нервных клеток образует т. Н. Серое вещество М. Отростки нервных клеток (нервные волокна - аксоны, или осевые цилиндры) составляют т. Н. Белое вещество М. У беспозвоночных животных термином "М>. Обозначают скопления нервных клеток (узлы, или ганглии), расположенные на головном конце тела.У поз..

Мозг

Центр. Отдел нерв. Системы животных и человека. Состоит из нерв. Ткани. Серого в-ва (скопление гл. Обр. Нерв. Клеток) и белого в-ва (скопление гл. Обр. Нерв. Волокон). У позвоночных различают головной и спинной мозг. У беспозвоночных животных М. Наз. Скопление нерв. Клеток на переднем конце тела. ..

Мозг

Центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани. Серого вещества и белого вещества (см. Головной мозг).. ..

Мозг

Центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий регуляцию всех жизненных функций организма, в т. Ч. И высшую нервную деятельность, а у человека - и психич. Функции, включая мышление. (см. Центральная Нервная Система, Головной Мозг, Спинной Мозг). ..

Мозг

МОЗГ, массив нервной ткани, регулирующий всю физическую и умственную деятельность. Соединен со спинным мозгом. Вес мозга взрослого человека около 1,5 кг (около 2% общего веса тела). Мозг подразделяется на три отдела. ПЕРЕДНИЕ ДОЛИ, СРЕДНИЙ МОЗГ и ЗАДНИЙ МОЗГ. Функция заднего мозга - регуляция основных физиологических процессов, таких как дыхание и сердцебиение. Средний мозг является соединительным звеном между задним мозгом и передними долями, которые управляют всеми высшими функциями и свойства..

Мозг

     Белая мякоть из костей телятины или говядины***(Источник. «Объединенный словарь кулинарных терминов»). ..

Мозг

"Это бесконечность с миллиардами образов. Словно факелом мы высвечиваем то одно, то другое полотно, а порой это даже не живописные полотна, а целые фильмы, к тому же озвученные. С каждым днем появляются новые зады, новые пристройки к ним. Теперь уже известно, куда сделать укол, чтобы согнулась рука, и куда - чтобы разогнулось колено. Мы знаем также, вмешательство в какой участок начисто вычеркнет из памяти все французские слова, а в какой - заставит забыть, что за штука часы или бутерброд с масл..

Модзалевский Лев Николаевич

[14(26).2.1837, д. Гари, ныне в Порхов-ском р-не Псковской обл., — 12(24).5. 1896, Петербург], рус. Педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1859). После учёбы на не д. Курсах при ун-те был командирован за границу (1862), где вместе с Н. И. Пироговым изучал пед. Дело. По возвращении в Петербург (1864) преподавал педагогику в Смольном ин-те (где работал ещё в 1861—62 вместе с Ушинским, оказавшим сильное влияние на М.) и на пед. Курсах при 2-й воен...

Мозамбик

(Mosambique), Республика Мозамбик, гос-во на Ю.-В.Африки. Пл. 783 тыс. Км2. Нас. 15,6 млн. Чел. (1990, оценка). Офиц. Яз. — португальский. Столица — Мапуту.Первые школы для афр. Населения были открыты миссионерами в 1-й пол. 19 в. В 70-х гг. 19 в. В школах обучалось 400 чел. До сер. 20 в. В стране фактически существовали две системы образования. Для африканцев — только миссионерские, для европейцев — гос. И частные общеобразоват. Школы. 5-летняя начальная, т. Н. Адаптированная, школа для африкан..

Молдова

Республика Молдова, гос-во в Европе. Пл. 33,7 тыс. Км2. Нас. 4362 тыс. Чел. (1989, перепись). Столица — Кишинёв.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 —634 чел.). В отраслях экономики было занято 473,2 тыс. Специалистов, в т. Ч. 206,6 тыс. С высшим и 266,6 тыс. Со средним спец. Образованием.Дошкольные учреждения. Первый частный дет. Сад открыт в 1865 году в Кишинёве. После 1917 на терр. Бессарабии ..

Молодёжные Международные Организации

Стали заметным явлением обществ, жизни в мире с сер. 19 в. Их появление было обусловлено усложнением трудовой и обществ.-полит, деятельности, в к-рую во всё больших масштабах вовлекалась молодёжь. Параллельно шёл процесс объединения молодых людей в конфессиональные молодёжные организации. К сер. 19 в. Вначале в Германии, а затем почти во всех странах Европы и в США возникли руководимые священниками молодёжные союзы. Одним из первых в сер. 19 в. Был организован католич. Священником Колпингом союз..

Дополнительный поиск Мозг Мозг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мозг" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мозг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа