Монголия

95

Государство в Центральной Азии. Пл. 1566,5 тыс. Км2. Нас. 2116 тыс. Чел. (1990). Офиц. Яз.-монгольский. Столица — Улан-Батор.До нач. 20 в. Духовная жизнь в стране находилась под полным влиянием буддизма. Получить образование было возможно только в буддийских монастырях (дацанах).В 1911 в М. Имелись 3 светские школы (одна из них для девочек), где обучали кит., маньчжурскому и монг. Языкам, отдавая предпочтение двум первым. В 1915 в Урге (совр. Улан-Батор) была открыта первая нач. Школа европ. Типа, обучение в к-рой велось на рус. И монг. Языках (в 1916 в ней обучалось 20 мальчиков). Окончившие её могли продолжить образование в ср. Уч. Заведениях России. К 1919 в М. Действовали неск. Десятков таких нач. Школ и одна средняя (80 уч-ся). После 1919 все эти школы были закрыты.

В дорев. М. Кол-во грамотных не превышало 1%.После Народной революции 1921 пр-во приступило к созданию гос. Системы нар. Образования. В нояб. 1921 в Урге была открыта гос. Нач. Школа на 100 учеников. В Монг. Нар. Республике в 1924 принят закон об отделении школы от церкви. Все уч. Заведения объявлены государственными (в 1924 — 13 школ). Стали создаваться т. Н. Добровольные школы, к-рые полностью содержались за счёт обществ, средств (к 1928 — 89 таких школ).В сер. 20-х гг. Был взят курс на создание единой общеобразовательной светской школы, на обязательное бесплатное обучение детей до 18 лет. В 1933 был принят 1-й шк. Устав, введены типовые уч. Планы и программы обучения по сов. Образцам. Крупными тиражами стали выходить учебники, книги для чтения и др.

Пособия.С первых лет нар. Власти началась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. Широко использовались домашнее обучение, спец. Курсы, созданные при местных органах власти, а также кружки ликбеза во всех гос., хоз. И обществ, орг-циях. До кон. 30-х гг. Наряду с гос. Школами существовали монастырские школы. По данным 1935, в гос. Школах обучалось примерно 2,7% детей шк. Возраста, тогда как в монастырях — более 25%. В 1930 был издан закон, запрещавший поступление в дацаны детей и подростков до 18 лет, в 1934 — об обязат. Обучении монг. Грамоте несовершеннолетних, проживающих в монастырях, для чего были созданы спец. Школы.Развитие нар. Образования осложнялось недостатком средств для организации массового обучения, отсутствием пед.

Кадров и опыта организации шк. Дела. В 1922 открылись первые курсы для подготовки учителей нач. Школ, в 1938 — двухгодичные курсы для подготовки учителей неполных ср. Школ. В Улан-Баторе и аймачных центрах стали функционировать вечерние курсы по повышению квалификации учителей без отрыва от про-из-ва. Пр-во приняло решение приглашать специалистов из СССР и направлять студентов на учёбу в пед. Уч. Заведения Сов. Союза.В 1940 в стране насчитывалось уже св. 330 общеобразоват. Нач. И ср. Школ, в к-рых обучалось 24,3 тыс. Чел. Работало ок. 1 тыс. Учителей. Кроме того, к нач. 40-х гг. Имелось до 200 добровольных нар. Школ, в к-рых обучалось 4 тыс. Детей. С 1941 эти школы стали государственными.Однако работа по ликвидации неграмотности в стране отставала от требований жизни, в 1940 грамотных среди населения было немногим более 20%.

В 1941 было принято постановление о переходе на новый алфавит, в основу к-рого была положена кириллица.В 1955 введено всеобщее обязат. 4-летнее обучение детей шк. Возраста, в 1958 — 7-летнее обучение в городах и аймачных центрах. Продолжалась интенсивная работа по ликвидации неграмотности. Особо важную роль сыграл «культурный поход» 1960—63 в честь 40-летия Нар. Революции. В 1970 за заслуги в области распространения грамотности Ин-т языка и лит-ры АН МНР был удостоен премии ЮНЕСКО им. Н. К. Крупской. С 1966 начался переход к всеобщему неполному ср. Образованию. Была создана система вечерних и заочных школ образования взрослых, повышения квалификации, введены гос. Стипендии студентам ср. Спец. И высш. Уч. Заведений. В 1981—90 поддерживался курс на всеобщее ср.

Образование.Современная система образования строится на основе закона 1982, отд. Положения к-рого дополнены гос. Актами 1986 — нач. 90-х гг. Она включает учреждения дошк. Воспитания, 4-летнюю нач., 4-летнюю неполную ср., 2-летнюю полную ср. Школы, проф. (нач. И ср.) и высшие уч. Заведения.Управление уч. Заведениями сосредоточено по их принадлежности в Мин-ве образования и в Гос. К-те по науке, технологии и высшей школе. На местном уровне школы находятся в ведении хуралов нар. Депутатов. В 80-х гг. На нужды образования ежегодно выделялось более 20% гос. Бюджета страны.Дошкольное воспитание. Первые дошк. Учреждения были созданы в кон. 30-х гг. В 1940 работало 6 дет. Садов (140 детей) и 5 яслей (100 детей), в 1950 — 49 дет. Садов (1,8 тыс.

Детей), в 1985 — 680 дет. Садов (62,5 тыс. Детей). Кол-во яслей возросло с 22 в 1950 до 419 в 1985, а число мест в них соответственно с 645 до 19,8 тыс. В 1960 в дет. Садах работало 755 воспитателей, в 1985 — 2205. В яслях дети воспитываются бесплатно. В дет. Садах родители возмещают 40% расходуемых гос-вом средств на содержание ребёнка. Семья, где 3 и более детей, освобождается от оплаты. Круглосуточные, 10-часовые и сезонные дет. Сады работают по единым уч.-воспитат. Программам, подготавливая детей к школе (занятия по развитию речи и элементарных матем. Представлений, по музыке, рисованию, физкультуре).Общее образование даёт единая трудовая, политехн. 10-летняя школа для детей с 8 лет, включающая 4-летнюю нач., 4-летнюю неполную среднюю и 2-летнюю полную среднюю.

Число общеобразоват. Школ выросло с 331 в 1940 до 911 в 1985, кол-во учащихся в них соответственно с 24,3 тыс. До 435,9 тыс. В условиях М. Важную роль в развитии системы образования играют шк. Интернаты. В 1965 ими было обеспечено 24,3%, в 1984 — 77,8% уч-ся сел. Школ (на полном гос. Обеспечении). В сер. 80-х гг. Почти 50% выпускников 8-х кл. Продолжало учёбу в общеобразоват. Ср. Школе.Во всех школах обучение осуществляется по единым уч. Планам (с 1972). Уч. План общеобразоват. 10-летней школы включает монг. Яз., иностр. Яз., лит-ру, историю и обществоведение, математику, физику, астрономию, химию, природове дение, биологию, географию, черчение, изобразит иск во, музыку, пение, физ культуру, трудовое обучение, гражд обо рону С сер 80 х гг осуществляется пе реход общеобразоват школ на новую си стему трудового обучения учащиеся 1- 3 х кл получают элементарные трудовые навыки, учащиеся 4—8 х кл изучают основы машиноведения, электротехники, техн черчения, старшеклассники овла девают основами пром и с х произ ва в шк мастерских, кабинетах, на пришк участках, а также в процессе производств практики Кроме того, на общественно полезный труд для уч ся 4—10 х кл го родских и 9—10 х кл сел школ отводится по неск недель в разные периоды обуче ния в течение уч года С 1987 для учащих ся ст классов введен новый предмет «Ос новы информатики и электронно вычис лит техники» В 1987 в школах было за нято 17,4 тыс учителей В крупных горо дах действуют станции юных натуралистов, детско молодежные парки и др вне школьные учрежденияПрофессиональное обра зование В 1964 в M была введена система проф подготовки на базе 7 или 10 кл общеобразоват школы Были соз даны первые строительные и др ПТУ С помощью СССР были построены крупные комплексы проф тех обучения в Улан Баторе, Дархане, Чойбалсане, Арвайхэрэ (Арбай Хэрэ), Эрдэнэте В 1984 функционировали 21 ПТУ, в к-рых учащиеся по окончании 8 го кл осваивали рабочие профессии в течение 2 лет 11 ПТУ с 3 летним сроком обучения, дающие рабо чую профессию и полное ср образование, 4 ПТУ, где учащиеся после окончания 10 го кл имели возможность в течение го да получить рабочую специальность В 1970 в ПТУ было 10,6 тыс уч ся в 1980 — 22 1 тыс в 1985 — 27,7 тыс Ежегодно ПТУ принимают ок 20 тыс чел, к рые осваивают более чем 100 профессий (ме ханизаторы широкого профиля, строите ли, железнодорожники рабочие водного и лесного х ва легкой и пищ пром сти и т д) Св 60% уч времени отводится на производств обучение и практику на про из ве В 1987 выпускники профтехучилищ составляли ок 60% занятых в пром сти рабочих кадровПодготовка рабочих кадров на произ ве включает индивидуальное и бригадное обу чение школы и курсы с отрывом и без от шва от произ-ва, подготовку молодых рабочих путем ученичества и наставниче ства С 1973 на пром предприятиях созданы 3 летние школы повышения квали фикации рабочих Окончившие ее пере ходят в 4 летний ун т повышения квали фикации Эта система сочетает теоретич и производств обучение без отрыва от произ ваСреднее специальное образование Первое ср спец уч заведение (пед уч ще) было создано в 1924 В 1925 в Улан Баторе было откры то финанс уч ще, преобразованное в 1929 в финанс техникум, в 1926 созданы уч ща, готовившие вет фельдшеров, мед сестер, связистов, в 1937 — с х, торг и мед техникумы К 1940 функционировало 7 ср спец уч заведений (1,3 тыс чел), в 1960 — 15 техникумов (8,8 тыс уч ся), в 1985 — 28 (23,0 тыс уч ся) В 1965 в техникумах работало 600 преподавателей, в 1983 — 1,1 тыс, причем более 83% из них имели высш образование Всего за1950—80 в ср спец уч заведениях было подготовлено для всех отраслей х ва 67,9 тыс специалистовВысшее образование В 1940 был открыт 2 летний учительский ин т в Улан Баторе В 1942 с помощью СССР основан Монг гос ун т Первона чально имел 3 ф та мед, вет и пед, на к рых обучалось 95 студентов В 1984 на 14 ф тах дневного обучения занималось бочее 10 тыс студентов, на 3 ф тах заоч ного и вечернего обучения — 2 тыс сту дентов, осваивавших ок 70 специальностей На базе ф тов ун та были открыты в 1951 — Гос пед ин т в 1961 — поли техн, в 1979 — пед ин т рус яз, в 1982 — медицинский (все в Улан Баторе) Кроме того, в M имеются с х ин т в Улан Баторе (осн в 1958) и пед ин т в Кобдо (1979) В 1989 в вузах обучалось 19 1 тыс чел, работало 1,5 тыс препо давателей За 1950—80 вузами было подготовлено 42 8 тыс специалистов За 1922—87 более 30 тыс монг специалистов подготовлено в вузах и техникумах СССР В сер 80 х гг в сов высш и ср спец уч заведения ежегод но направлялось ев 1300 монг уч сяОбразование взрослых В 1942 было принято постановление «Об организации школ аратской молодежи», в 1955 — < Об организации вечернего об разования для рабочей и аратской молоде жи», в 1966 — «О мерах по повышению общего образования трудящихся» В ре зультате были созданы передвижные школы, дающие образование в объеме 2 кл нач школы, кружки при нач и ср школах, обеспечивавшие полное нач об разование, разл сезонные и вечерние школы на базе общеобразоват школ, дающие неполное или полное ср образование За 1965—70 через эти школы прошло обуче ние 23 6 тыс чел за 1971—75 — ев 25 тыс, за 1976—80 — 54 7 тыс чел В 80 х гг действовало ев 300 школ для взрослыхПедагогическое образование Подготовка учителей осущест вляется в ср спец и высш уч заведени ях Старейшее пед училище в Улан Баторе ежегодно выпускает ок 250 учителей нач классов а также учителей пения и му зыки, библиотекарей и др Среди пед ву зов ин т в Улан Баторе (в сер 80 х гг7 ф тов, ок 3 тыс студентов, 175 препо да вателей), имеющий также курсы повыше ния квалификации и последипломного обучения, ин т в Кобдо (4 ф та, 700 сту дентов) ин т рус яз в Улан Баторе (1200 студентов)Педагогические научные учреждения В 1963 создан НИИ педагогики, в к ром ведутся иссл по всем осн направлениям пед науки Разраба тываются проблемы и перспективы разви тия общеобразоват школы дошк учреж дений M организации пед труда, содержания и методов уч воспитат работы с аномальными детьми и др В 1978 в Улан Баторе открыт филиал Моек ин та рус яз им А С Пушкина, задачей к рого является оказание науч метод помощи нац преподавателям рус языка8 1983 в Чойбалсане создан центр повы шения квалификации сел учителей рус языка Действует респ Ин т усовершенст вования учителейЛит Балдаев P Л Нар образова ние в МНР M 1971 История МНР M 19833, Санжаасурэн P Жерно сек И Очерки истории общеобразоват школы МНР M 1981 Л M Гатауллина.

Значения в других словарях
Монголия

историческая область, населённая монголами и упоминаемая в исторических источниках с 8 в. До 13 в. М. — один из монгольских улусов, в 13 в. — раннефеодальное государство. В период монгольских завоеваний в 13 в (См. Монгольские завоевания в 13 в.). Образовалась Монгольская феодальная империя, включавшая территории покорённых стран. В период феодальной раздробленности (15—17 вв.) М. — совокупность самостоятельных феодальных владений. В 15 в. Разделилась на Восточную и Западную, в 16 в. — на Север..

Монголия

МОНГОЛИЯ - историческая область, населенная монголами. В 15 в. Разделилась на Восточную и Западную, в 16 в. - на Северную и Южную, в период маньчжурского господства (17 - нач. 20 вв.) - на Внутреннюю (см. Монголия Внутренняя) и Внешнюю (см. Монголия Внешняя).. ..

Монголия

(по китайски "Мэн-гу") — громадная страна Средней Азии, находящаяся в политической зависимости от Китая. В физико-географическом отношении она представляет собой высокое плоскогорье, окаймленное на С. Русским Алтаем, Саяном и Гэнтэйем, на В. Хинганом, на Ю. Иньшанем и на З. Южным, или Монгольским, Алтаем, иначе назыв. Эктагом. Лежит между 37° 30 — 53° 45 с. Ш. И 85° 20 — 124° в. Д. Граничит на С. — Сибирью (губ. Томской, Енисейской, Иркутской и Забайкальскою обл.), начиная от горы Канас на запад..

Монголия

(с 1924 по 1992 - Монгольская Народная Республика), государство в Восточной Азии. На востоке, юге и западе граничит с Китаем, на севере - с Россией. Некогда именовавшаяся Внешней Монголией, страна занимает примерно половину обширной исторической области, которая носила когда-то название Монголия. Эта область является родиной монгольских народов, создавших здесь в 13 в. Мощную империю, оказавшуюся позднее, с конца 17 по начало 20 вв., под властью Китая. В 20 в. Монголия стала объектом соперничест..

Монголия

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Монголия

Историческая область, населенная монголами. В 15 в. Разделилась на Восточную и Западную, в 16 в. - на Северную и Южную, в период маньчжурского господства (17 - нач. 20 вв.) - на Внутреннюю (см. Монголия Внутренняя) и Внешнюю (см. Монголия Внешняя).. ..

Монголия

        Монгольская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Монголии, относятся к началу эпохи бронзы (XIV-X вв. До н. Э. Выбитые или нанесённые краской на скалах изображения животных). С начала железного века (IV-III вв. До н. Э.) на металлических изделиях и каменных намогильных столбах преобладают стилизованные фигурки животных, в том числе бегущих оленей, в "зверином стиле". К концу I в. До н. Э. - началу..

Монголия

(до 1992 г. - Монгольская Народная Республика, с 1992 г. - Монгол Улс)государство в Центральной Азии. Обрело самостоятельность в результате народной революции 11 июля 1921 г. Столица - г. Улан-Батор.. ..

Монголия

(Монгол Улс), Монгольская Народная Республикa (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс), - гос-во в Центр. Азии. Пл. 1566,5 тыс. Км2. Hac. 1,9 млн. Чел. (1985). Офиц. Язык - монгольский. Столица - Улан-Батор. Страна делится на 18 аймаков (областей), к-рые включают 299 сомонов (p-нов). Гг. Улан-Батор, Дархан и Эрдэнэт выделены в самостоят, адм.-терр. Единицы. Денежная единица - тугрик. M. - член СЭВ (c 1962).Общая характеристика хозяйствa. M. - аграрно-индустриальная страна. Нац. Доход более 7 млрд. Тугрик..

Монголия

(Монгол Улс), Монгольская Народная Республикa (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс), - гос-во в Центр. Азии. Пл. 1566,5 тыс. Км2. Hac. 1,9 млн. Чел. (1985). Офиц. Язык - монгольский. Столица - Улан-Батор. Страна делится на 18 аймаков (областей), к-рые включают 299 сомонов (p-нов). Гг. Улан-Батор, Дархан и Эрдэнэт выделены в самостоят, адм.-терр. Единицы. Денежная единица - тугрик. M. - член СЭВ (c 1962).Общая характеристика хозяйствa. M. - аграрно-индустриальная страна. Нац. Доход более 7 млрд. Тугрик..

Монголия

(Mongolia), гос-во в Центр. Азии. Пл. 1566,5 тыс. Км², столица Улан-Батор. Население 2,7 млн. Чел. (2001). Плотность – 1,6 чел. На 1 км², свыше 90 % – монголоязычные народы, крупнейший – халха-монголы (халхасцы). 4 % – казахи, 2 % – китайцы, 2 % – русские (потомки поселенцев XIX в.). Верующие – буддисты (ламаисты). Горожан 62 % (1996). Офиц. Язык – монгольский (кириллица). Много диалектов. К концу XII в. На территории от Великой Китайской стены до Юж. Сибири и от верховьев Иртыша до Амура кочева..

Монголия

Гос-во в Центр. Азии. Название от этнонима монголы. См. Также Внутренняя Монголия.. ..

Монголия

- историческая область, населенна» монголами. В XV в. Разделилась на Восточную и Западную, в XVI в. - на Северную и Южную. В период маньчжурского господства в XVII—начале XX вв. - на Внутреннюю и Внешнюю. Последняя названа так маньчжурскими завоевателями в отличие от южной части, завоеванной ранее XVII в. На этой, северной части Монголии, в 1921 г. Возникло независимое монгольское государство, в 1924 г. Образовалась Монгольская народная республика. Монголия Внутренняя — автономный район в состав..

Монголия

Ист. Область, населенная монголами и известная с 8 в. Понятие М. В лит-ре менялось в зависимости от изменений ист. Судеб монголов. До 13 в. М. - один из монг. Улусов, в 13 в. - раннефеод. Гос-во. В период монгольских завоеваний 13 в. Образовалась Монг. Империя, включавшая терр. Покоренных стран. В эпоху феод. Раздробленности - совокупность самостоят. Феод. Владений. В 15 в. Разделилась на Восточную и Западную, в 16 в. - на Северную и Южную, в период маньчжурского господства - на Внутреннюю (см. ..

Монастырские Школы

Институт духовного наставничества в монашестве и проф. Подготовки духовенства. В сер. 1-го тыс. До п. Э. В буддийских монастырях Индии возникли своего рода шкалы, обучение в к-рых состояло из нравств. Бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (VI в.), связано становление М. Ш. Как важнейшего образо-ват. Института в Византии и Зап. Европе периода раннего средневеков..

Монахов Вадим Макариевич

(р. 15.5. 1936, Москва), педагог, математик-методист, ч.-к. РАО (1933. Ч.-к. АПН СССР с 1982), дер педагогических наук (1973), проф. (1976). Окончил физ. Ф-т МГУ (1950), работал в Центр, ин-те прогнозов. В 1961—68 преподавал математику и программирование в ср. Школах Москвы. С 1963 в системе АПН. С 1976 зам. Директора, в 1981—92 директор НИИ СиМО (с 1992 НИИ общеобразоват. Школы РАО). Один из авторов шк. Учебника «Алгебра—8» (1971, 19887). Осн. Труды по проблемам преподавания совр. Приложений ма..

Моносзон Эле Исаевич

[р 6(19) В. 1908, г. Ветлуга, — 27 2 1987 Москва], педагог, д. Ч. АПН (1965), др. Пед. Наук (1968), проф (1970) Посте окончания Вятского пед ин та (1929) на пед работе С 1945 в системе АПН зам директора НИИ СИМО (1955—65), гл ученый секретарь, чл Президиума (1965-71), акад секретарь Отделения дидактики и частных методик (1967—68) и Отделения теории и истории педагогики (1968—71) Осн труды по теории воспитания, проб лемам формирования мировоззрения школьников, содержания образования в школеС о ч ..

Монотехническое Образование

Монотехиизм (от греч то-nos — один), направление сов пед мысли 20 х гг 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как антоним понятия «политехнизм» (от греч polys — многий) не отражая, однако, всего содержания понятия и не являясь противоположным по значению.Сторонниками M о были деятели профсоюзов (В Г Козелев и др), Глав профобра РСФСР (Ф В Ленгник, О Ю Шмидт) Наркомп..

Монголия

(БНМАУ), Монгольская Народная Республика (МНР) - соц. Гос-во на сев.-вост. Центр. Азии. До 1921 - т. Н. Внешняя Монголия в составе Китая. В 1921 - 24 - независимое народное гос-во. Народная Республика провозглашена в 1924. До вып. Собственных марок в обращении находились марки Китая. Первые марки вышли в 1924. С 1943 на марках надпись (монгольский) «Монгольская почта». Первые памятные марки вып. В 1946, первый блок - в 1961. В 1951 в обращение поступила первая марка с портретом В. И. Ленина. Мон..

Дополнительный поиск Монголия Монголия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монголия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монголия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа