В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)

72

[2(14).2.1825, дер. Верхние Ширданы, ныне Зеленодольского р-на Татарии, — 20.8(2.9). 1902, Казань], тат. учёный, просветитель и педагог. Учился в 1841- 55 в медресе «Мухамедия». Был вольнослушателем Казанского ун-та. В 1855- 70 преподавал тат. яз. в рус. Казанском духовном уч-ще, семинарии и академии, в 1870—76 учительствовал в открытом им первом рус.-тат. нач. училище в Казани. С 1876 занимался науч.-пед., лит. и издат. деятельностью. Д. ч. (с 1885) Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те.
Пед. взгляды Н. сложились под влиянием рус. педагогики 60-х гг. 19 в., трудов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Основой шк. обучения считал родной язык. Впервые начал науч. разработку проблем преподавания тат. языка и его методики, составил и издал науч. «Грамматику» тат. языка (1894), «Толковый словарь тат. языка» (ч. 1—2, 1895—96) и учебники для нач. обучения «Правила правописания» («Кавагыйде китабэт», 1892), «Слог или Букварь» («Ижек яки элифба», 1894). Рус. язык Н. считал обя-зат. уч. предметом для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар рус. языку, составил учебники рус. яз. для татар: «Рус. чтение» («Кыйраэте рус», 1889), «Образец или грамматика» (Нэмунэ яки энмузэж, 1891), и уч. тат.-рус. (1875) и рус.-тат. словари (1892). Ко мн. учебникам написал метод, введения. Составил для тат. школ первые учебники на родном языке по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др., создал тат. уч. терминологию по этим предметам. Н. — зачинатель тат. дет. лит-ры (см.: «На досуге» — «Буш вакыт», 1860). Мн. пед. идеи Н. изложены в «Книге о воспитании» («Тэрбия китабы», 1891), «Сокращённой книге по этике» («Эхлак риса-лэсе сэгыйрь», 1884), «Большой книге по этике» («Эхлак рисалэсе кэбир», 1890). Автор статей на пед. темы в издававшихся им тат. календарях (1871—97).
Соч. в рус. пер.: Избр. произв., Каз., 1977.
Лит.: Выдающийся просветитель К. Насыри [Сб. к 150-летию со дня рождения], Каз., 1976; Ханбиков Я. И.. Выдающийся просветитель и педагог, СП, 1975, Х° 8.
Я. И. Ханбиков.






Значения в других словарях
Наследственность И Воспитание

Наследственность — передача тех или иных черт, особенностей (в терминах генетики — признаков) от предков к потомкам Обеспечивает биол преемственность поколений, постоянство специфических для каждого вида морфоло-гич, физиол и др особенностей и тем самым сохраняет различия между видами, а внутри них — между отд членами вида Материальными носителями наследственности являются гены — участки дезоксири ...

Настроение

относительно устойчивое психич состояние, характеризующееся наличием общего эмоциональною фона, определяющего возникновение и протекание разл переживаний и в значит степени влияющею на поведение человека Н определяется специфич сочетанием внеш условий жизнедеятельности человека и их соответствием его потребностям В зависимости от того, способствуют или препятствуют к -л события удовлетворению жизн ...

Натали Владимир Франкович

[29.8(10.9).1890, Харьков, — 6.11.1965, Москва], биолог, педагог, проф. (1934), дер биол. наук (1940), д. ч. АПН РСФСР (1947). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Харьковского ун-та. С 1913 в Москве (до 1919 работал в лаборатории эксперим. биологии и преподавал в ср. уч. заведениях). В 1919 организовал (и до 1930 руководил) Моск. пед. биостанцию, ставшую метод, центром, объединившим учителей ...

Дополнительный поиск Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 91 символа