Наторп (Natorp) Пауль
(24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. Философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. Н. Критического идеализма, Н. Вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. Трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предмет из сферы субъективности. Согласно Н., философия, выражая высшую форму объективации — закон т. Н. Духовного единства, утверждает т. О. И принципы реального становления человека через формы науки, нравственности, права. По Н., принципом любой культуры является взаимодействие сознания и воли, к-рое порождает как автономию субъекта, так и всеобщие закономерности духовной деятельности.В первой пед.
Работе «К школьному вопросу» (1893) Н. Показал, что воспитание определяется всеобщим, творческим по характеру, познавательным отношением. Духовное единство «согласует» разл. Людей друг с другом и не позволяет существовать изолированно. Н. Рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону, а сама индивидуальность лишь отражает единство закона, становления духовной культуры. Воспитание направляет индивидуальную волю к социальной общности, к её всеобщим нравств.
Основаниям. По убеждению Н., общечеловеческое моральное учение должно быть положено в основу обучения в нар. Школе, единой, обязательной для всех. Н. Предусматривал также широкое распространение дифференцированной, т.е. Средней, школы.В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах...» (1905), «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» (1909) Н. Обратился к проблеме науч. Статуса и содержания педагогики. Он считал, что поскольку воспитание направлено на формирование целостного человека, то педагогика предполагает и целостную философию-для себя и в то же время создаётся как наука о человеке, к-рая может быть обоснована только философски.Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь.
Личность реализуется в познании (через интеллект), в нравств. Поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Именно философия указывает учителю нормы, взаимосвязь к-рых в практике делает возможным духовное становление личности учащихся. Н. Развивал идею воспитывающего обучения И. Ф. Гербар-та, но в его трактовке воспитывающее содержание уч. Предмета должно быть направлено на формирование воли ученика. Педагогика, по Н., включает в себя не только задачи объективированного (всеобщего) анализа воспитания, но и субъективированного (индивидуального) подхода. В этой связи Н. Указывал на роль «всеобщей психологии», выявляющей законы индивидуального развития — от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствуют домашнее и шк.
Воспитание, а также самовоспитание.Рассмотрение проблем формирования сознания привело Н. К выводу о том, что социальное воспитание наряду с хоз. И полит, деятельностью является осн. Функцией, через к-рую человек осмысляет обществ, действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность — это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность». Н. Стал крупнейшим теоретиком социальной педагогики. В трудах 20-х гг. Н. Распространил воспитат. Миссию философии не только на просвещение общества, но и на реализацию социальной утопии как телеологии нового обществ, организма. Н. Оказал значит, влияние на филос.-пед. Представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе «этического социализма», разрабатывавшиеся марбургской школой.Соч.
Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, Bd l—3, Stuttg., 19222. Geist und Gewalt in der Erziehung, Bad Pyrmont, 19472. В рус. Пер. Кант и Марбургская школа, в сб. Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913. Филос. Пропедевтика, М., 1911. Социальная педагогика, СПБ, 1911. Культура народа и культура личности, СПБ, 1912. Песталоцци. Его жизнь и его идеи, П., 19202.Лит. Гордон Г., Пауль Наторп, «Вестник просвещения», 1924, № 11. С a s s i-r e r E., Paul Natorp, в кн. Kant-Studien, Bd 30, B., 1925. Ruhloff J., Paul Natorps Grundlegung der Padagogik, Freiburg, 1966. Winter-hager E., Das Problem des Individuellen. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte Paul Natorps, Meisenheim am Glan, 1975. В. Б. Куликов..
Дополнительный поиск Наторп (Natorp) Пауль
На нашем сайте Вы найдете значение "Наторп (Natorp) Пауль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наторп (Natorp) Пауль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 21 символа