Наторп (Natorp) Пауль

222

(24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. Философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. Н. Критического идеализма, Н. Вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. Трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предмет из сферы субъективности. Согласно Н., философия, выражая высшую форму объективации — закон т. Н. Духовного единства, утверждает т. О. И принципы реального становления человека через формы науки, нравственности, права. По Н., принципом любой культуры является взаимодействие сознания и воли, к-рое порождает как автономию субъекта, так и всеобщие закономерности духовной деятельности.В первой пед.

Работе «К школьному вопросу» (1893) Н. Показал, что воспитание определяется всеобщим, творческим по характеру, познавательным отношением. Духовное единство «согласует» разл. Людей друг с другом и не позволяет существовать изолированно. Н. Рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону, а сама индивидуальность лишь отражает единство закона, становления духовной культуры. Воспитание направляет индивидуальную волю к социальной общности, к её всеобщим нравств.

Основаниям. По убеждению Н., общечеловеческое моральное учение должно быть положено в основу обучения в нар. Школе, единой, обязательной для всех. Н. Предусматривал также широкое распространение дифференцированной, т.е. Средней, школы.В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах...» (1905), «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» (1909) Н. Обратился к проблеме науч. Статуса и содержания педагогики. Он считал, что поскольку воспитание направлено на формирование целостного человека, то педагогика предполагает и целостную философию-для себя и в то же время создаётся как наука о человеке, к-рая может быть обоснована только философски.Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь.

Личность реализуется в познании (через интеллект), в нравств. Поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Именно философия указывает учителю нормы, взаимосвязь к-рых в практике делает возможным духовное становление личности учащихся. Н. Развивал идею воспитывающего обучения И. Ф. Гербар-та, но в его трактовке воспитывающее содержание уч. Предмета должно быть направлено на формирование воли ученика. Педагогика, по Н., включает в себя не только задачи объективированного (всеобщего) анализа воспитания, но и субъективированного (индивидуального) подхода. В этой связи Н. Указывал на роль «всеобщей психологии», выявляющей законы индивидуального развития — от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствуют домашнее и шк.

Воспитание, а также самовоспитание.Рассмотрение проблем формирования сознания привело Н. К выводу о том, что социальное воспитание наряду с хоз. И полит, деятельностью является осн. Функцией, через к-рую человек осмысляет обществ, действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность — это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность». Н. Стал крупнейшим теоретиком социальной педагогики. В трудах 20-х гг. Н. Распространил воспитат. Миссию философии не только на просвещение общества, но и на реализацию социальной утопии как телеологии нового обществ, организма. Н. Оказал значит, влияние на филос.-пед. Представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе «этического социализма», разрабатывавшиеся марбургской школой.Соч.

Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, Bd l—3, Stuttg., 19222. Geist und Gewalt in der Erziehung, Bad Pyrmont, 19472. В рус. Пер. Кант и Марбургская школа, в сб. Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913. Филос. Пропедевтика, М., 1911. Социальная педагогика, СПБ, 1911. Культура народа и культура личности, СПБ, 1912. Песталоцци. Его жизнь и его идеи, П., 19202.Лит. Гордон Г., Пауль Наторп, «Вестник просвещения», 1924, № 11. С a s s i-r e r E., Paul Natorp, в кн. Kant-Studien, Bd 30, B., 1925. Ruhloff J., Paul Natorps Grundlegung der Padagogik, Freiburg, 1966. Winter-hager E., Das Problem des Individuellen. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte Paul Natorps, Meisenheim am Glan, 1975. В. Б. Куликов..

Значения в других словарях
Наторп (Natorp) Пауль

НАТОРП (Natorp) Пауль (1854-1924) - немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал основные идеи Г. Когена. Видел задачу неокантианства в создании философии культуры на основе трансцендентального метода. С позиций трансцендентализма интерпретировал историю античной философии (в частности, учение Платона об идеях). Работы по проблемам социальной педагогики.. ..

Наторп (Natorp) Пауль

(1854—1924) — немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. Можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом. 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии. "Исследования ..

Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)

[2(14).2.1825, дер. Верхние Ширданы, ныне Зеленодольского р-на Татарии, — 20.8(2.9). 1902, Казань], тат. Учёный, просветитель и педагог. Учился в 1841- 55 в медресе «Мухамедия». Был вольнослушателем Казанского ун-та. В 1855- 70 преподавал тат. Яз. В рус. Казанском духовном уч-ще, семинарии и академии, в 1870—76 учительствовал в открытом им первом рус.-тат. Нач. Училище в Казани. С 1876 занимался науч.-пед., лит. И издат. Деятельностью. Д. Ч. (с 1885) Об-ва археологии, истории и этнографии при Ка..

Натали Владимир Франкович

[29.8(10.9).1890, Харьков, — 6.11.1965, Москва], биолог, педагог, проф. (1934), дер биол. Наук (1940), д. Ч. АПН РСФСР (1947). Окончил естеств. Отделение физ.-мат. Ф-та Харьковского ун-та. С 1913 в Москве (до 1919 работал в лаборатории эксперим. Биологии и преподавал в ср. Уч. Заведениях). В 1919 организовал (и до 1930 руководил) Моск. Пед. Биостанцию, ставшую метод, центром, объединившим учителей-биологов. Создал при станции лабораторию, где под его руководством проводились исследования по эксп..

Натошевич (Натошевип) Джордже

(19.7.1821, Сланкамен, — 11.7.1887, Кар-ловац), серб, врач и педагог. Занимался врачебной деятельностью в г. Нови Сад и одновременно самостоятельно изучал педагогику. Преподаватель, а затем директор гимназии в Нови Саде. С 1857 шк. Советник и гл. Инспектор ведомства серб, автономных школ Венг. Королевства Австр. Империи. Автор «Высшего королевского указа» о статусе серб, школ в королевстве, в соответствии с к-рым они были подчинены общинно-церковным органам самоуправления.Работал референтом Мин-..

Наумович Иван Григорьевич

[26.1.1828, Козлов, ныне в Тернополь-ской обл. Украины, — 16(28).8.1891, Новороссийск. Похоронен в Киеве], обществ, деятель Галиции, писатель, издатель. Род. В семье учителя. Окончил гимназию (1844) и духовную семинарию (1848) во Львове. В 1848—49 стал одним из активных участников выступлений против нац. Дискриминации австр. Властями коренного населения Галиции. Н., с 1851 униатский священник, вначале разделял программу польск. Нац. Движения, позднее примкнул к т. И, галицко-рус. Партии. В 1871 ..

Дополнительный поиск Наторп (Natorp) Пауль Наторп (Natorp) Пауль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Наторп (Natorp) Пауль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наторп (Natorp) Пауль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 21 символа