Неотомизм
(от греч. Neos — новый и имени Thomas — Фома), наиболее авторитетное течение в совр. Католич. Философии, базирующееся на учении Фомы Лквинского. Получило статус офиц. Филос. Доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII «Aeterni Patris». К числу крупных центров, ориентированных на разработку и популяризацию Н., относятся Академия Св. Фомы в Ватикане, Като-лич. Ин-т в Париже, Пуллахский ин-т (близ Мюнхена), ун-т Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители. Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), Ю. М. Бохеньский, А. Демпф, М. Мюллер, К. Ранер (ФРГ), А. Дондейн (Бельгия), М. Кромпец (Польша), Б. Мондин, Ф. Ольджати (Италия) и др. Идеи Н. Активно проповедует в выступлениях и книгах папа Римский Иоанн Павел II (К.
Войтыла). Ещё в 1-й пол. 20 в. Наряду с тенденциями к сохранению в неприкосновенности основоположений Аквината наблюдались попытки её модернизации путём обращения к наследию И. Канта, новейших школ зап. Философии. После 2-го Ватиканского собора (1962—65), санкционировавшего курс католич. «обновления» — «аджорнаменто», отчётливо обозначились антропоцентрич. Переориентация Н., ассимиляция им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, нем. Филос. Антропологии, персонализма и иных направлений. Подобный «ассимилирующий Н.» ориентируется на рассмотрение и обоснование положений «вечной философии» сквозь призму человеческого существования.Философия образования и педагогика Н. Опираются на осн.
Положения антропологии и этики этого учения. Человек, согласно Аквинату, является неотъемлемым звеном иерархии форм бытия, сотворённой Богом. Он рисуется сопричастным чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определениями Единства, Истины, Красоты и Блага. Вслед за Аквинатом представители Н. Определяют человека как сложную субстанцию, состоящую из двух простых — души и тела. Душа — формообразующий по отношению к телу принцип — предстаёт основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в Н. Имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Она направляема в своих деяниях «естественным законом», призывающим творить добро и избегать зла.
Стремясь к благу, личность, согласно доктрине Н., обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологич. Добродетелей, на культивирование к-рых и должна быть ориентирована обществ, жизнь. Уже в экзистенциальном варианте неотомизма Маритена формировался тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тотальности Божественного бытия и направленной на созидание мира культуры. Впоследствии эта тема становится центральной в произведениях теоретиков трансцендентального Н. (Войтыла, Корет, Мондин, Мюллер, Ранер и др.), сочетающих положения, традиционные для томистской антропологии, с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике М. Хайдеггера и X. Г. Гадамера, в филос.
Антропологии М. Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена, в персонализме П. Рикера и др. Постоянное самопревосхо-ждение личности — трансценденция на пути к Абсолюту — оказывается неиссякаемым источником творения культурно-ист, мира.Перспективы образования теоретики Н. Связывают с возрождением религ.-нравств. Ценностей в контексте совр. Культуры. Популярность приобрела концепция интегрального гуманизма Маритена. Он полагал необходимым преображение духовных основ находящейся в состоянии кризиса гуманистам, культуры на принципах персоналистич. Демократии, коммунитарного стремления к общему благу, плюрализма и христ. Теизма, связанного с экуменич. Диалогом представителей разл. Конфессий. Критикуя тоталитаризм, Маритен одновременно порицал демократию зап.
Типа как лишённую духовных оснований, поражённую культом наживы и либеральным прогрессизмом. Внедрению ре лиг. Мировоззрения во все сферы культуры призвано служить, по Маритену, тщательное воспитание личности, наделённой интеллектуальными, нравств. И теологич. Добродетелями, способной преобразовать совр. Общество и культуру на основе высш. Ценностей Истины, Красоты и Блага. Единение разума и веры, науки и религ.-теологич. Мудрости обнаруживает ограниченность сциентистско-технократич. Взгляда на мир, не принижая знания. Без религ. Образования, согласно Маритену, нельзя гармонично освоить и традицию гуманитарной культуры, понять значение Данте, Сервантеса, Ш. Бодлера и даже К. Маркса. Хотя в финале 20 в. Социокультурный идеал Маритена неск.
Утратил былую популярность на фоне общего критич. Отношения к конструированию глобальных моделей будущего, сам пафос христ. -гуманистич. Подхода к реалиям современности сохранил свою значимость и в сочинениях сторонников трансцендентального Н. Философия образования, педагогика, согласно его сторонникам, должны в первую очередь исходить из понимания антропология, «неспециализированное™» личности как основы для освоения знания, её предрасположенности к диалогу, а также из присутствия высш. Жизненной цели. Философии образования и педагогике надлежит синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. Социально-гуманитарных дисциплин в свете нравств. Ценностей. Одновременно декларируется отличие философии образования от педагогики, обладающей собственными критериями и методами.
Мондин говорит о свершившейся в 20 в. «коперниканской революции» в образовании, приведшей к осознанию, что именно обучающийся, а не преподаватель, является гл. Героем в процессе научения. Само по себе постоянство потребности учиться вытекает из непрерывной самореализации личности в её открытости будущему. Образование, по Мондину, обладает тремя аспектами. Личностным, социальным и культурным. Обучение личности, радикально отличной невещностью её бытия, идёт в социальной среде и связано с освоением культурных ценностей. Постигая мир самостоятельно и при помощи творческих, постоянно обновляющихся средств, найденных педагогом, совр. Человек призван низвергнуть идеология, фантомы и строить собств. Жизнь в универсальной ценностной перспективе.Б.
Л. Губман.Пед. Секции и группы, функционирующие при исследоват. И университетских центрах Н., претендуют на осмысление и решение проблем образования молодёжи от имени всего христианства. Их установками руководствуются десятки тысяч конфессиональных школ во мн. Регионах мира. Влияние Н. Испытывают и педагоги, не связанные с клерикальными кругами. Н. Выступает против гос. Монополии на организацию системы образования. Согласно доктрине Н., гос-ва носят преходящий характер, тогда как задачи воспитания определяются вечными требованиями, поэтому его направление может дать только церковь как наиб, устойчивый социальный институт. Только опираясь на христ. Этику, можно воспитать в ребёнке добродетели, такие как честность, великодушие, терпимость, способность к самопожертвованию.
Теоретики Н. Отвергают индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, пропагандируя т. Н. Солидаризм, осн. На христ. Принципах любви к ближнему. Неотомисты критикуют «светские» лед. Теории за неспособность определить высшие цели воспитания. Н. Развивает идеи гармонич. Сочетания в шк. Образовании науч. Знаний и религ. Веры при разграничении «истин разума» и «истин веры», непротиворечащих друг другу.Самой теологии придаётся сходство с науч. Системами, в к-рых роль исходных аксиом выполняют догматы веры. Вместе с тем неотомисты не отрицают необходимости основат. Изучения естеств.-науч. И гуманитарного циклов, объявляют себя сторонниками широкого общего образования и противниками ранней проф. Специализации, подчёркивают руководящую роль учителя в уч.-воспитат.
Процессе. Пед. Теория Н. Своеобразно отражает требования общеяело-веч. Морали и стремится противостоять нравств. Нигилизму и антикультурным тенденциям, получившим распространение в среде молодёжи. Б. Л. Вульфсон.Лит. Maritain J., Education at the Crossroads, New Haven-L., 1943. M a r i t a i n J., Humanismeintegral, P., 1968. MondinB., Introduzione alla filosofia, Mil., 1990. M o n d i n B., Una nuova cultura per una nuova societa,Mil, 1981, W o j t у 1 a K Tymieniecka A — T, Personne et acte, P, 1983.
Дополнительный поиск Неотомизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Неотомизм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неотомизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 9 символа