Нидерланды
(№ederland), Королевство Нидерландов, гос-во в Зап Европе Пл 36,9 тыс км2 Нас 15,4 млн чел (1994) Офиц яз -нидерландский (голландский) Столица — АмстердамВ нач 90-х гг 20 в среди населения в возрасте 25—64 лет нач образование имели 16,7%, среднее — 61,8%, высшее - 20%В средние века появились кафедральные (первая в кон 7 в в Утрехте) и монастырские школы С 14 в с ростом городов возникали школы чтения и письма, а также проф (цеховые и гильдейские) Шк образование проповедовали «Братства общей жизни», создававшиеся последователями церк. Реформатора Герта де Гроте (14 в.). Значит, влияние на шк. Дело оказала Реформация. В 16 в. Под властью династии Габсбургов в стране распространялись иезуитские уч. Заведения.
После Нидерландской революции 16 в. В Республике Соединённых провинций {Голландия, Зеландия, Утрехт, Гелдерн, Оверэйссел, Фрислан-дия) росло число гор. Общеобразовательных (среди них появились гимназии и т. П.) и проф. (коммерч., строит., ремесл., судостроит и др.) школ. Крупными центрами европ. Науки стали ун-т в Лейдене (1575) и высшие школы в Гро-нингене (осн. Как академия в 1614), Амстердаме (осн. Как гор. Б-ка в 1632), Утрехте (1636). В 16—17 вв. Н. Пережили значит, культурный подъём, связанный с творчеством мн. Мыслителей и художников. Офиц. Поддержка науч. Деятельности уч. Заведений, провозглашённая в республике веротерпимость привлекали в Н. Образованных людей из др. Европ. Стран, среди них были Ратке (жил здесь в 1603—10), Я.
А. Коменский (1654—70). Мн. Частные уч. Заведения были созданы гугенотами, покинувшими Францию после отмены Нантского эдикта.Гос. Система уч. Заведений стала оформляться с кон. 18 в. В условиях франц. Воен. Присутствия (1795—1813). В 1801 принят первый шк. Закон, в 1806 — закон о светском характере гос. Школы. В 1819 голл. Яз. Объявлен государственным. Однако становление системы образования затянулось и осложнялось межконфессиональными конфликтами, т. Н. Шк. Войнами. Конституция 1848 закрепила принцип свободы образования и право гос-ва на установление качеств, норм шк. Подготовки. Значит, финанс. Средства, получавшиеся Н. От колоний, позволили расширить сеть гос. Школ, в т. Ч. В сел. Местности, и устанавливать гос. Дотации разл. Частным школам. После 1862 значительно расширилась сеть реальных уч.
Заведений. В 1878 высшие школы получили статус ун-тов.В 1900 принят закон об обязательном шк. Обучении детей в возрасте 7—12 лет (с 1933 — 7—13 лет). Конституция 1917 установила равные права на гос. Дотации для образоват. Учреждений разл. Форм собственности, если они следуют гос. Нормам качества образования. Закон о ремёслах 1919 упорядочил нач. Проф. Подготовку и ввёл единые требования к ней. В 30-х гг. Нач. Шк. Образование стало практически всеобщим.После 2-й мировой войны roc-во уделяло осн. Внимание разработке норм качества образования. В 1950 обязательным стало 8-летнее шк. Образование, в 1969 — 10-летнее (возраст детей 6—16 лет). В 1955 в гос. Систему включены учреждения дошк. Воспитания.Современная система образования ориентируется на принцип непрерывности.
Она сложилась в результате реформ 60—80-х гг., осн. Этапами к-рых стали законы об образовании — научном (1960), среднем (1963), специальном (1967) — ив особенности закон о продолженном образовании (1968) и закон о базовой шк. Подготовке (1985). Базовое образование рассматривается как единое для всех детей в возрасте от 4—5 до 12 лет. Продолженное образование (от 12 до 18—20 лет) охватывает общеобразо-ват. И проф. Направления. В единой шк. Системе возможны наряду с общим образованием получение проф. Подготовки на нач. И среднем уровнях или подготовка к поступлению в ун-т. Высш. Школа преемственна по отношению к продолженному образованию. Общее образование бесплатно до возраста 16 лет. В сфере проф. И высш. Образования предусмотрено стипендиальное обеспечение, учитывающее и возможности семьи.Управление образован и — с м.
Общая координация деятельности, финансирование, экзаменац. Регламентация и инспектирование уч. Заведений отнесены к ведению Мин-ва образования и науки. Нек-рые мин-ва, ответственные за отрасли нац. Экономики, имеют подразделения, ведающие соответствующими направлениями проф. Образования. Практич. Организацией работы гос. Общеобразоват. Школ на местах занимаются муниципалитеты, шк. Советы, родительские ассоциации и учительские советы.Уч. План базового образования включает родной язык, математику, естествознание, историю, географию, рисование и ручной труд, основы христианства, домоводство, физич. Воспитание, музыку и пение. Желающие получить ср. Образование 2 последних года обучения в базовой школе изучают иностр. Язык и сдают конкурсные экзамены.
В нач. 90-х гг. Насчитывалось св. 9,4 тыс. Базовых школ, в к-рых учились св. 1,5 млн. Учащихся и было занято ок. 99 тыс. Учителей.Продолженное образование. Длительность общего продолженного образования до 6 лет. Действуют уч. Заведения разл. Типа. Гимназии (готовят гл. Обр. К поступлению в ун-т), реальные школы (готовят к получению законченного курса проф. Образования ср. Или высш. Уровня), лицеи (готовят к поступлению в вуз неуниверситетского статуса) и др. При перемене учащимся направленности обучения предусмотрены т. Н. Переходные классы. С сер. 80-х гг. Ведутся активные поиски стандартизации уровня общеобразоват. Подготовки учащихся и обеспечения широких возможностей индивидуализации обучения. В нач. 90-х гг. В системе продолженного образования действовало св.
1,1 тыс. Уч. Заведений (св. 670 тыс. Учащихся. 89 тыс. Учителей).Развита сеть проф. Образования 3 уровней. Нач., промежуточного и среднего. Нач. Общепроф. Подготовку можно получить в уч. Заведениях продолженного образования. Нач. И промежуточную подготовку дают проф.-тех. Школы и т. П. По мн. Направлениям. Техн., коммерч., с.-х. И др. (срок обучения до 4 лет). Для поступления в них требуется образование в объёме основной школы. На нек-рых направлениях проф. Обучения имеются курсы неполного дня. Иногда дни практич. Работы чередуются с днями теоретич. Обучения в спец. Уч-щах. Общее среднее и одновременно проф.-тех. Образование дают нек-рые реальные школы.В нач. 90-х гг. Проф. Образование давали св. 940 уч. Заведений (св. 500 тыс. Учащихся. Ок. 18 тыс. Пед. Работников).Высш. Образование дают ун-ты, высш.
Школы и ин-ты. Срок обучения от 4 до 7 лет. Крупнейшие ун-ты. В Лейдене (в нач. 90-х гг. 8 ф-тов, 16 тыс. Студентов), в Гронингене (И ф-тов, св. 17,2 тыс. Студентов), муниципальный в Амстердаме (10 ф-тов, 25 тыс. Студентов), в Утрехте (25 тыс. Студентов), «Свободный» в Амстердаме (протестантский, 1880. 7 ф-тов, ок. 13 тыс. Студентов), католический в Неймегене (1923. 8 ф-тов, 15 тыс. Студентов) и др. Гос. Техн. Ун-ты имеются в Делфте (1842), Эйндхо-вене (1956), Твенте (1961). Большинство вузов относится к частным. Среди них 6 католич. Ун-тов, неск. Академий строит, иск-ва, художественные и др. В нач. 90-х гг. В более чем 300 вузах училось св. 370 тыс. Студентов. На терр. Н. Работают междунар. Уч. Заведения. Технол. Ин-т в Эйндховене (1957), ин-т обществ, администрации в Маастрихте (1981) и др.В системе образования взрослых имеются разл.
Школы, кружки и курсы. Есть курсы дневные, вечерние, а также заочные (по переписке по почте). Для тех, кто хочет получить ср. Образование, имеются т. Н. Открытые школы, с 1984/85 уч. Г. — открытый ун-т для получения высш. Образования.Подготовка учителей дошк. Учреждений и нач. Школ осуществляется в пед. Колледжах на базе ср. Школы, учителей ср. Школы — в вузах.Научные педагогические учреждения. Науч.-пед. Работа ведётся в Центре общих пед. Исследований в Амстердаме, Христианском пед. Центре (протестантском) в Хувелакене, Католическом пед. Центре в Хертогенбосе, а также в ун-тах и Мин-ве образования и науки.Р. М. Сельцер.НИЗАМИ ГЯНДЖЕВЙ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок. 1141, Гянджа, ныне на терр. Азербайджана, — ок. 1209, там же), поэт-гуманист и мыслитель.
Писал на фарси. Обладал обширными познаниями во мн. Областях, знал неск. Языков. Возможно, преподавал в медресе. Получил известность как автор пяти поэм — «Пятерицы» («Хамсе»). «Сокровищница тайн» (ок. 1173—80), «Хосров и Ширин» (ок. 1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандар-наме» (ок. 1203). Уже в поэме «Сокровищница тайн» сумел воплотить глубокое познават. И нравоучит. Содержание в новой худож. Форме, развивавшей традиции вост. Проповеди и назидат. Притчи.Преклонение перед мудростью и трудом, воплощающим знания в разумные дела,- один из центр, мотивов, объединяющих все поэмы. Содержанием второй поэмы Н. Г. Смело подчеркнул нравств. Превосходство женщины над шахом Хос-ровом. Здесь выведен образ строителя Фархада, олицетворяющий труд и добродетели труженика.
В поэме «Семь красавиц» показано воспитание Бахрама и превращение его из легкомысленного царевича в справедливого и разумного правителя, борющегося против произвола и насилия. Одно из лучших творений Н. Г. — «Искандар-наме». Как и предшествовавшие поэмы, содержит много фрагментов назидат. Характера, а во 2-й части — серию поэтич. Описаний философски насыщенных диспутов между мудрецами, а также советы, послания, переданные как бы от имени крупнейших учёных и мыслителей (излагаются взгляды Аристотеля, Фалеса, Платона, Сократа и др.). В поэме дан образ идеального правителя, в становлении к-рого решающая роль принадлежит мудрому учителю и настойчивому овладению его воспитанником знаниями. «Пятерица» знакомила, т.
О., с высшими достижениями антич., визант., инд. Науки, проповедовала гуманистич. Идеи и высокую социальную значимость образования. Поэмы Н. Г. Способствовали формированию новых нравств. И познавательно-образоват. Идеалов народов Ближнего и Ср. Востока. Они оказали значит, влияние на развитие мн. Жанров мировой лит-ры, в т. Ч. Дидактич. И «учёной» поэзии.С о ч. В рус. Пер. Сокровищница тайн, М., 1959. Хосров и Ширин, М., 1955. Лайли и Мадж-нун, М., 1965. Семь красавиц, М., 1959. Искен-дер-наме, М., 1953. Пять поэм, М., 1968.Лит. Мурадханов М. А., Пед. Высказывания Низами, Баку, 1947. Б с р-тельс Е. Э., Низами. Творческий путь поэта, М., 1956. Мустафаев Дж., Филос. И этич. Воззрения Низами, Баку, 1962.Г. Ахмедов..
Дополнительный поиск Нидерланды
На нашем сайте Вы найдете значение "Нидерланды" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нидерланды, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 10 символа