Ориентировочная Деятельность
Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. Термин «О. Д.» возник на основе теории И. П. Павлова, к-рый в качестве особой формы активности организма из ряда рефлексов выделил ориентировочный, указав на его спе-цифич. Функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биол. Осторожности». Различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности) и ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую) деятельность. К основным и самым общим задачам О. Д. Относят. Анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия, а по ходу его выполнения контроль и коррекцию.
Необходимые условия осуществления О. Д. Создают разл. Формы психич. Отражения, к-рые, будучи включёнными в структуру О. Д., обеспечивают реализацию её функций. Подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существ, отличие О. Д. Человека от О. Д. Животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними и их социальном значении, а также на обществ, формы отношений. П. Я. Гальпериным была выдвинута ориг. Трактовка этой проблемы, согласно к-рой предметом психологии выступает именно О. Д. По Гальперину, О. Д. Не ограничивается одними интеллектуальными функциями (от восприятия до мышления).
И потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психол. Стороны представляют собой не что иное, как разные формы О. Д. Субъекта в разл. Проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.Потребности означают не только побуждения к действию во внеш. Среде, они предопределяют избират. Отношение к её объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту недостаёт (в чём он испытывает потребность). В этом смысле потребности являются исходным и осн. Началом ориентировки в ситуации.Чувства тоже представляют собой не просто субъективное отражение большей или меньшей физиол. Возбуждённости. Появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на к-ром оно сосредоточено, а в связи с этим изменение в оценке остальных предметов и ситуации в целом.
Созрев и оформившись, чувства становятся важным средством переориентировки в ситуации. Эта сторона чувств и составляет их психол. Аспект.Воля представляет собой особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффективной оценки уже недостаточно. Воля потому и выделяется как особая форма душевной жизни, что представляет новый способ решения задач об общем направлении поведения в особых, своеобразных и специфически человеческих ситуациях.Таким образом, все формы психич. Деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные, могут рассматриваться как разл. Формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Эти разл. Формы возникают потому, что существенно различны обстоятельства, в к-рых оказывается субъект, различны встающие перед ним задачи и средства, с помощью к-рых решаются эти задачи.В рамках концепции поэтапного формирования умственных действий Гальпериным было введено понятие ориентировочной основы действия (ООД), под к-рой им понималась система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего и выполняемого действия.
Содержание ООД во многом предопределяет качество действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. ООД следует отличать от схемы ООД как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания схемы ООД диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Выделяются три типа построения схемы ООД и соответственно три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять её с помощью метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью. Велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне подвержено сбивающим воздействиям.
При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что с самого начала гарантирует его безошибочность. При этом схема ООД либо задаётся в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Третий тип характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из к-рых он состоит, и законы их сочетания. ООД такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.Лит. Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, Поли, собр.
Соч., т. 3, М.-Л., 1951. Гальперин П. Я., Психология мышления и учение о формировании умственных действий, М., 1966. Его же, Введение в психологию, М., 1976. Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975. С. С. Степанов..
Дополнительный поиск Ориентировочная Деятельность
На нашем сайте Вы найдете значение "Ориентировочная Деятельность" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ориентировочная Деятельность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 28 символа