Потребности
Внутр. Состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования. Осн. Источник активности личности.В первичных биол. Формах П. Выступают как нужда, испытываемая организмом в чём-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Для человека нужда — это объективная необходимость, к-рая может быть неосознаваемой. Напр., новорождённый объективно нуждается во взрослом человеке, но субъективно он этого не осознаёт, не чувствует, не переживает. Только на 3-м мес жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психич. Состояние — П. В общении. Эта П. В дальнейшем распространяется и на др. Людей, развивается в любовь к близким, дружбу и т. Д. Подрастающий человек начинает осознавать своё отношение к окружающим — П.
В общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях. Возникновение П. Побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения, П. Становятся внутр. Побудителями деятельности — мотивами.— Органич. П. (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Большинство П. Животных имеет форму инстинктов, в к-рых от рождения зафиксированы не только свойства соответствующих потребности предметов, но и осн. Последовательность поведенч. Актов, необходимых для овладения ими. П. Человека принципиально отличаются от П. Животных. В ходе ист. Развития П. Меняются предметы и способы их удовлетворения. У человека органич. П. Не определяют формы его жизнедеятельности, а напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности.
В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его П. Общественно-личный характер П. Человека выражается в том, что для удовлетворения П., имеющих внешне личный характер (напр., П. В пище), используются результаты обществ, разделения труда и исторически сложившиеся приёмы. П. Человека выражают не столько его личные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к к-рой человек принадлежит.П. Человека формируются в процессе его воспитания, т.е. Приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь перестаёт являться простой добычей, т.е. Иметь лишь биол. Смысл (быть пищей). С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собств. П., к-рые являются продуктом ист.
Развития. Поэтому у человека процесс удовлетворения П. Выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определённой обществ, развитием.Характерная особенность П. Человека- их фактич. Ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить к.-л. П. Раз и навсегда. Будучи удовлетворённой, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать всё новые предметы материальной и духовной культуры. Обществ, произ-во материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие обществ. П., к-рые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир обществ, отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества. Потенциальная возможность безграничного расширения круга П.
Ставит вопрос о разумности тех или иных П. Разумными следует считать П., реализация к-рых ведёт к более полному и всестороннему развитию личности, к увеличению вклада личности в общество, культуру, общение с др. Людьми. Полное удовлетворение П. -одно из важнейших условий всестороннего развития личности, но оно не является единств, условием. При отсутствии др. Формирующих условий (и среди них в первую очередь труда) возможность легко удовлетворять свои П. Часто ведёт к деградации личности. Паразитич. П., не регулируемые трудом, могут стать источником антиобщественного и противоправного поведения.П. Человека формируются в онтогенезе на основе врождённых предпосылок и необходимости в тех или иных формах активности. Обязат.
Условие формирования П. В той или иной деятельности — опыт этой деятельности, к-рая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации др. П.Психолого-пед. Воздействие на формирование П. Может быть эффективным на стадии, когда зарождающиеся П. Имеют форму познават. Интереса к соответствующей деятельности. Интерес может изменяться по мере опыта деятельности. Он либо гаснет, либо перерастает в устойчивую П. Последнее зависит от того, какими эмоциями — положительными или отрицательными — сопровождается деятельность. Правильно организуя деятельность детей и её эмоциональное подкрепление, можно стимулировать развитие у них творческих П. И препятствовать укоренению нездоровых П.
Можно также воздействовать на направленность поведения в конкретной ситуации, актуализируя в ней социально одобряемые П. Залогом успешности воздействия во всех случаях выступает правильное понимание П., реально движущих конкретным человеком.П. Человека не являются неизменными. В число осн. Задач воспитания входит не только обеспечение полного удовлетворения растущих П., но и в не меньшей степени — изменение самих П., их возвышение. Направление этого возвышения — сдвиг П. С потребления на созидание, не имеющее границ. П. Человека в свободной созидательной и преобразовательной деятельности — признак его зрелости и духовного богатства, условие развития его личности, гармонии в отношениях личности и общества.Лит.
Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции, М., 1971. Проблемы формирования социогенных потребностей, Тб., 1974. Дилигенский Г. Г., Проблемы теории человеческих потребностей, ВФ, 1976, № 9.Д. А. Леонтьев..
Дополнительный поиск Потребности
На нашем сайте Вы найдете значение "Потребности" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Потребности, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа