Представление

369

Чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. П., в к-рых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются П. Памяти. П., в к-рых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих П. Нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни, являются П. Воображения. Кроме научного, термин «П.» имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.В процессе познания П. Является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. В состав П. «. Входят, помимо внешних признаков, такие, к-рые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (Сеченов И.

М., Избранные филос. И психол. Произв., 1947, с. 489). П. Как чувственный образ содержит черты, к-рые открываются человеку при непосредственном созерцании. В отличие от ощущений и восприятий, П. Носит более или менее обобщённый характер. При этом степень обобщённости может быть разной в разных П. В зависимости от того, отражается ли в нём единичное явление или целый класс их (напр., П. Об отд. Конкретном человеке или П. О человеке вообще), связывается ли П. Об объекте с к.-н. Одной частной ситуацией или, наоборот, не зависит от неё. В П. Отражаются не все, а лишь нек-рые, обычно наиб, часто повторяющиеся особенности объектов.Отбор особенностей объектов, к-рые закрепляются в П., не случаен, а зависит от направленности личности и гл.

Обр. От характера деятельности человека. У каждого человека образуются характерные для него П. Напр., П. О доме, стуле и т. П. Вещах складываются у каждого человека индивидуальным путём и поэтому имеют какие-то особые черты. Но всё-таки у всех этих П. Есть и то одинаковое, что позволяет всем безошибочно отличать данные вещи от других. Это объясняется общностью содержания опыта всех людей в отношении одних и тех же предметов. Поэтому П., хотя и складываются в индивидуальном сознании, получают общезначимые для всех черты. Т. О., уже в П. Становится возможным постепенное освобождение образа, остающегося ещё наглядным, от той единичности, конкретности (только данный предмет и только в данной ситуации), к-рая отличает восприятие и без освобождения от к-рой невозможен переход к мышлению.Исключительная роль П.

В процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. Составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретич. И практич. Задач. Однако, являясь формой чувственного познания, П. Не проникает в сущность предмета.Существование П. Объясняется тем, что образы предметов и явлений, возникшие в мозгу под влиянием наличных объектов, не пропадают бесследно. Под влиянием воздействий, как-то связанных с первонач. Впечатлением, нервная ткань может вновь прийти в состояние возбуждения, что и вызывает П. Об отсутствующем предмете. Для формирования и функционирования П.

Необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. Не могло бы быть выражено в речи и др. Видах знаковой активности человека (муз. Звуки, рисование, выразит, движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. О действительности.П. Как чувственные образы предметов классифицируются по модальности и подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практич. Опыта и особенностями психич. Склада человека. П. Различают также по степени яркости, отчётливости. Эта особенность П. В значит, степени связана с силой первонач. Впечатления. Предельной силы П. Достигают в случаях, известных под назв. Эйдетизма, когда П. По своей яркости, детали-зированности совпадают с непосредственным восприятием объекта, хотя и происходит в его отсутствие.В практике обучения П., как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.

Напр., формированию понятий о хим. Свойствах разл. Веществ способствуют П. О протекании соответствующих хим. Реакций, в к-рых обнаруживаются эти свойства. Для формирования ист. Понятий полезно, напр., вызвать у учащихся П. О внешнем облике типичных представителей того или иного класса, используя для этого рисунки, в т. Ч. И рисунки самих учащихся, и т. П. В качестве чувственной опоры выступают не только П., к-рые специально формируются в процессе обучения, но и П., стихийно сложившиеся в собственном опыте ребёнка. Эти обиходные П. Обычно недостаточно обобщённые и прочно связаны с к.-н. Одной ситуацией, поэтому не могут быть полноценной опорой для понятий. Их следует исправлять, насыщая новым, подлинно науч. Содержанием.Для формирования правильных П.

Важно выделить те условия, к-рые обеспечивают их создание. Общим условием формирования П. Является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением. Для повышения точности и полноты П. Полезно включить в сферу наблюдения вместе с объектом, П. О к-ром должно быть создано, другой объект, в чём-то сходный с первым. Сравнение этих объектов способствует образованию более содержательных П., сохраняющих характерные особенности воспринятого объекта. Напр., наиб, благоприятным условием для образования П. О форме листьев разл. Пород деревьев является одновременное восприятие разных типов листьев. Путём их сравнения устанавливается П. Об отличит, особенностях каждого. Там, где уч. Материал не связан с конкретными предметами, используется только словесное описание.

Так, при чтении худож. Лит-ры П. Возникают на словесной основе.Другим условием, обеспечивающим возможность использования П. В качестве опоры для соответствующих понятий, является абстрагирующая деятельность мышления. Так, наблюдение определённого чертежа, напр. Треугольника, будет способствовать правильному П. О любом треугольнике лишь в том случае, если учащийся сумеет абстрагироваться от всех специфич. Особенностей данного треугольника (величина, положение на бумаге) и будет принимать во внимание только существенный и всеобщий для всех треугольников признак — 3 стороны.Очень важно, чтобы П. Формировались на основе собственной практич. Деятельности ребёнка. Так, существует большой круг задач (арифметич., физич. И т.

П.), решение к-рых опирается на П. Предметной ситуации задачи. Правильное их решение зависит от качества этих П., т.е. От того, насколько они соответствуют реальной ситуации, предполагаемой текстом задачи. Прежде чем учащийся научится представлять осн. Отношения задачи в уме, он обычно пользуется изображением их в виде условного рисунка или схемы. Следует добиваться, чтобы такое изображение учащийся умел делать сам. В этой связи выделяется спец. Проблема научить ребёнка действиям и приёмам, способствующим воссозданию условий задачи в адекватных им П.Использование П. В уч. Работе при достаточном внимании к выработке конкретных приёмов по их формированию — одно из условий, обеспечивающее всестороннее, полное знание материала.

Дальнейшее его изучение должно отливаться в форму понятия, с к-рым связано глубокое отражение существенного в предмете, действительное познание его.Лит. Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии, M., 19462. Ананьев Б. Г., Проблема представления в сов. Психол. Науке, «Филос. Зап.», 1950, т. 5. Его же, Психология чувственного познания, М., 1960. Психол. Исследования представлений и воображения, ИАПН РСФСР, 1956, в. 76. Кругляк М. И., О формировании представлений у школьников V—VI кл., ВП, 1964, № 6. Брунер Дж., О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком, в кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, М., 1981. Арнхейм Р., Визуальное мышление, там же. Давыдов В. В., Проблема развивающего обучения, М., 1986, гл.

4. Салмина Н. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988. А. Н. Ждан..

Значения в других словарях
Представление

образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения (См. Воображение). Высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия (См. Восприятие), П. Поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с Понятием. П. Осуществляется в двух формах — в виде воспом..

Представление

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.. ..

Представление

(repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. Означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания. Например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве П. Таким образом П. Обозначает вторичное, воспроизведенное состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. Д.). П. Есть термин психологический и логический. В логике П. Отличают от понятия. Первоначальное П. Образу..

Представление

Устраивать представление. Разг. Неодобр. Скандалить, устраивать истерику. Ф 2, 224.. ..

Представление

-я, ср.. ..

Представление

• полное представление. ..

Представление

См. Воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба.... ..

Представление

Образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.. ..

Представление

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Представлять, представить, представляться (1), представиться.2) Официальное письменное заявление, доклад в вышестоящую инстанцию, содержащие ходатайство о чем-л.3) а) Сценическое зрелище, спектакль.б) Что-л., что напоминает спектакль.4) а) Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий (в психологии).б) Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а ..

Представление

ПРЕДСТАВЛЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Представление

-я, ср. 1. См. Представить, -ся. 2. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. Прокурора (акт прокурорского надзора). 3. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. Новой пьесы. Самодеятельное п. 4. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.). П. — образ предмета или явления. 5. Знание, понимание чего-н. Не иметь ни- какого представления о чём-н. Составить себе п. О чём-н. Книга даёт хорошее п. О предмете. * Представления не имею (разг.) — совершенно не знаю, не освед..

Представление

Представления, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. Представить во всех знач., кроме 11 - представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление сцены убийства. 2. Действие по глаг. Представиться в 1 знач. - представляться. 3. Письменное заявление, письменный доклад (офиц. Канц.). Представление о переводе на новую должность. 4. Изображение какой-н. Пьесы в формах сценического искусства, спектакль, сценическое з..

Представление

Акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПКРФ (п. 27 УПК РФ).. ..

Представление

В психологии — образ предмета (или явления), воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению.. ..

Представление

В психологии - образ предмета (или явления), воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению.. ..

Представление

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. Занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. Воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. Памяти и П. Воображения. П. Различают также по их модальности - зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. Является суммированными образ..

Представление

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. Занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. Воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. Памяти и П. Воображения. П. Различают также по их модальности – зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. Является суммированными образ..

Представление

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. Занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. Воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. Памяти и П. Воображения. П. Различают также по их модальности – зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. Является суммированными образ..

Представление

1) в узком смысле — появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или явления, после того как представляемое объективно уже не присутствует, а также образ, созданный продуктивным воображением;2) в широком, более точном, смысле — предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое.. ..

Представление

— образ ранее воспринятого предмета или явления. Кроме того, спектакль, аттракцион, цирковое П., а также официальное знакомство, П. Третьего лица.. ..

Представление

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - 1) - Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. Ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. Восприятие). Конституируется как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. Выступает исходным инструментарием мыслительных операций..

Представление

1) - Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. Ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. Восприятие). Конституируется как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. Выступает исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от д..

Представление

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ..

Практические Работы

Один из видов уч. Деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным работам (см. Лабораторные занятия). В методиках нек-рых уч. Предметов применяется термин «лабораторно-практическая работа» (напр., в методике трудового и профессионального обучения), к-рым обозначают задания, применяемые в целях формирования у школьников знаний, умений и навыков по монтажу и демонтажу механизмов, для освоения приёмов обслуживания техн. Устройств и т. Д. Эти работы содержат предметные действия,..

Предметно-курсовая Система Обучения

Применяется при заочном и очно-заочном обучении. Предполагает такую организацию уч. Процесса, при к-рой дисциплины уч. Плана и соответствующие им итоговые зачёты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачёты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности, как в период лабораторно-экзаме-нац. Сессии, так и в др. Сроки.П.-к. С. О. Учитывает интересы качества обучения и индивидуальные возможности уча..

Преемственность В Обучении

Установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие П. Характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового уч. Материала и ко всей последующей работе по его усвоению. П. Свойственна учебным планам отеч. Общеобразоват. Школы и школам др. Стран, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможнос..

Прейер (Ргеуег) Вильгельм Тьерри

(4.7.1841, Мосс Сайд, близ Манчестера, — 15.7.1897, Висбаден), нем. Биолог и психолог, основатель детской психологии. Учился в Боннском и Парижском унтах. Преподавал в Боннском (1865), Иен-ском (1866—88) и Берлинском (1888—93) ун-тах. Один из редакторов ведущего для своего времени психол. «Журнала психологии и физиологии органов чувств» («Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane»).Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в част..

Дополнительный поиск Представление Представление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Представление" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Представление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа