Пунктуация
(позднелат. Punctuatio, от лат. Punctum — точка), 1) часть грамматики, совокупность правил постановки знаков препинания в письменной речи. 2) расстановка знаков препинания в соответствии с этими правилами. Система совр. Рус. П. Складывалась с 18 в. На основе достижений в разработке теоре-тич. Вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система П. Обладает гибкостью. Наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистич. Особенностями.В рус. П. Выделились 3 осн. Направления. Логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.
И. Буслаев, к-рый считал, что «. Знаки препинания имеют двоякое значение. Способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». В отеч. Русистике смысловое понимание основ рус. П. Нашло выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Синтаксич. Направление в теории П., получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания в первую очередь делают наглядным синтаксич. Строй речи, выделяют отд. Предложения и их части. Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психол.
Расчленение речи (А. М. Пешковский). Несмотря на расхождение во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции П. Как важного средства оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на её смысловое членение. Вместе с тем в значит, степени рус. П. Строится на синтаксич. Основе, а в ряде случаев связана также с интонацией (особенно при чтении диктуемого текста).Обучение П. В школах Рос. Федерации начинается уже в 1-м классе, когда учащиеся знакомятся с предложением. Затем они овладевают логич. Ударением, интонацией не только повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, но и интонацией прямой речи. Знакомятся с правилами употребления точки, вопросит, знака и запятой и пр.
На заключит, стадии нач. Обучения знания учащихся по синтаксису и П. Приводятся в нек-рую систему. При изучении П. В нач. Классах обращается внимание на выразительность чтения, на соответствие между интонацией и П. И пр. На уроках русского языка при изучении морфологии и орфографии работа над П. Продолжается в практич. Плане. Система-тич. Курс П. Изучается параллельно.Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с нек-рым углублением) сведения по П., полученные учащимися ранее. При изучении синтаксиса учитель должен связывать изучение П. С наблюдением над паузами и интонацией. Знаки П. — это не только показатели грамматич. Структуры предложения, но и знаки выразительности речи.
Необходимо научить детей правильно ставить знаки и «читать» их. Выработке навыков «чтения» знаков препинания способствует интонационно-смысловой анализ текста. Выбор нужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и умения производить логико-синтаксич. Анализ предложений. Эти умения вырабатываются при систематич. Использовании пунктуационных знаков в процессе письма.Для развития пунктуационных навыков применяются. Пунктуационный разбор — объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрывках или отд. Предложениях, сопровождаемое синтаксич. Анализом. Установление смысловых отношений между отд. Членами и составом простых и сложных предложений. Письмо заученного наизусть с предварит, разбором П.
Расстановка знаков препинания в специально подготовленном тексте и т. Д. Изложения, диктанты разных типов, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксич. Конструкций и пунктуационных знаков.Лит. Ломизов А. Ф., Обучение пунктуации в ср. Школе, М., 1975. Блинов Г. И., Методика пунктуации в школе, М., 1978. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р., Методика обучения рус. Языку в нач. Классах, М., 1979. Совершенствование методов обучения рус. Языку, М., 1981..
Дополнительный поиск Пунктуация
На нашем сайте Вы найдете значение "Пунктуация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пунктуация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа